Социолог, маркетолог
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ

 
Февраль - Мудрец.
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Сегодня маркетолог Ольга Ершова делится своим обзором "Архетип Мудрец/Философ в рекламе".

По результатам разбора предыдущего архетипа, прежде, чем писать про Мудреца/Философа, хотела сказать про то, как работают с Архетипами в рекламе. Т.к. реклама по ТВ рассчитана на как можно больший охват людей, то почти в 100 процентах случаев они опираются на наиболее общие, самые типичные, наиболее часто встречающиеся ассоциации с Архетипом.

Так, на примере Искателя, многие стали приводить примеры того, что есть, есть женщины-Искатели, и даже среди широко известных образов (Лара Крофт, например). Да, конечно, среди Искателей множество женщин, но, и разбор этого архетипа хорошо это показал, первая ассоциация - это мужчины. Поэтому с вероятностью 99 процентов при использовании этого архетипа маркой/производителем товара, образ в рекламе будет мужским.

Конечно, я не могу утверждать, что я знаю все-превсе рекламы, поэтому мои примеры могут не включать в себя то, что видели вы. Я говорю скорее о тенденциях использования того или иного архетипа, того, как он воплощается в наиболее частых случаях.

Мудрец/Философ

Образ эксперта, человека, который посвятил себя знаниям, который может ответить на непростые вопросы, используется, чаще всего, как собирательный – как наиболее частое воплощение этого образа выступают экспертные мнения специалистов в той или иной области.

Продавать при этом могут практически любой товар. Чаще всего, Мудрец – это не образ самой марки/товара, а то, что подтверждает свойства рекламируемого товара. Использование этого образа – это как бы доказательная база того, что этот товар делает то, что заявлено. Эти доказательства могут быть рациональными (эксперты провели эксперименты/исследования и выявили, что …) или эмоциональными (бабушка в старинной одежде собирает травы, потом эти травы попадают в крем, крем эффективен, т.к. бабушка из далекой старины все знала о травах и плохого не посоветует).

Например: это Иван Иванович, он стоматолог, он расскажет нам о зубной пасте/зубной щетке/как правильно чистить зубы. Это может быть не знаменитый специалист, чье имя у всех на слуху, и, зачастую, личность конкретного человека не очень важна. Важно то, что он представляет собой специалиста в этой области, и говорит не как человек, а как специалист (что не отменяет вставки в рекламе про то, что он сам и его дети тоже чистят зубы этой пастой/щеткой/таким методом).

Но, конечно, это может быть и конкретный специалист в какой-то области, ставший широко известным и популярным среди аудитории. Например – педиатр Комаровский, который пользуется популярностью у мам маленьких детей, и который рекламирует/советует какие-то определенные марки. Однако, в случае с известными людьми, личность человека может дополнять, а иногда и перевешивать функцию Мудреца.

Кроме стоматолога Иван Ивановича, Мудрецом в рекламе может выступать какая-то организация – ВОЗ, Ассоциация педиатров, Институт питания РАМН и т.п. Их упоминание работает по такому же принципу – это институт питания, они все знают о питании, они плохого не посоветуют, хорошие сапоги товары, надо брать (бывает, конечно, что организации, указанные в рекламе, не вызывают доверия, как и выбранные специалисты, но это другой вопрос).

Также это может быть фигуральное использование образа Мудреца/Философа: где-то в горах/пустоши/в древних веках сидит человек, который все знает (про жизнь или про конкретную рекламируемую область), и мы до него добрались/нашли информацию о нем/узнали новое о его жизни, воплотили это в нашем продукте, и вот теперь предлагаем его вам.

Тут может быть как собирательный образ мудреца, тех образов, которые ассоциируются у людей с мудростью/знанием в какой-то области, так и конкретные личности.

Например:

  • шаолиньские монахи, славящиеся своим долголетием, строители пирамид с инженерной смекалкой, японские ныряльщицы за жемчугом, хорошо знакомые с миром моря, и т.п.
  • человек определенной национальности - англичане хорошо разбираются в чае, итальянцы в кетчупе, французы в косметике и т.п.
  • родоначальник или признанный эксперт в конкретной области, может быть реальный человек (например, Леонардо да Винчи первым придумал …, но его изобретение не поняли его современники. Мы, на основе его работ изобрели …. Современные технологии и гений мыслителя Возрождения – вот что такое наш товар), или вымышленный персонаж (например, Шерлок Холмс, замечающий самые мелкие детали, был бы рад иметь у себя нашу лупу/складной нож/компактный набор инструментов, которые бы помогли ему еще более качественно подмечать незаметное)
  • пожилой человек (как мужчина, так и женщина), в старинной одежде, который готовит мясо/варит суп/собирает травы/изобретает какой-то хорошо известный сейчас предмет.

Зачастую, в рекламе Мудрец как специалист может не обязательно совпадать с тем, что именно он рекламирует, ибо его «мудрость» в конкретной области переносится на продукты, которыми он окружает себя в своей жизни (что, конечно же, работает и с другими архетипами тоже).

Например, нам показывают князя Древней Руси, который думает думу, как обустроить, например, княжество после разорения, и у него все получается. А после он берет туесок и выпивает квас. Мудрость его решений подтверждает, что он пьет настоящий, правильный квас, ведь это:
а) мудрый человек, и в других областях не согласится на что-то не очень хорошее
б) жил в старину, когда квас был одним из основных напитков, и уж он то знает правильный вкус.
В конце рекламы – логотип того самого, настоящего, правильного кваса, который пил тот самый князь.

То же может происходить с известными личностями. Например, образ Клеопатры, которую часто используют в рекламе средств для красоты, спа-услуг и т.п.

Вообще-то, она скорее Правитель и Соблазнительница (Любовница), если смотреть по архетипам. Но в случае рекламы товаров для красоты, она выступает как Мудрец, а ее главные архетипы выступают как доказательство ее знаний в этой области - она же Соблазнительница, а для них важен хороший внешний вид, и, раз она была успешной, она точно знает, что и как на себя намазывать, чтобы добиться этого соблазнительного внешнего вида/соблазнительного состояния души. И при этом она Правитель, т.е. может позволить себе только лучшее. Т.е. Клеопатра=эксперт в товарах для красоты и ее совету можно доверять.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/884846.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/916104.html


© 2015-2018 hloflo