Безликий. Внеличностный. Трансперсональный. И коллективно-бессознательный. Патологоанатом от культурологии. Аутопсист от психологии. Активная система распознавания образов. Мифо-диггер и сказко-дайвер.
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ

 
Февраль - Мудрец.
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Следует сразу упомянуть, что я, как и моя коллега, чья статья была опубликована ранее, с некоторой неловкостью разделяю в своей голове Мага, Мудреца и Творца. Уважаемая коллега высказала гипотезу, что Мудрец=Маг+Творец, но для меня магия как концепция – это уместный динамический баланс между "деланием и неделанием": за первое отвечает Творец, за второе – Философ, и собранному из них, как Вольтрону, Магу вот так очень хорошо и комфортно.

Достаточно очевидно, что заключительным и победным аккордом этой оргии будет определение Творца как Мудреца+Мага (потому Мастер Делания с необходимостью и Знает, и Может), и вот уж тут-то все три архетипа окончательно сольются в экстазе явив совокупность, трехликую, как тримурти.

Впрочем, пока есть возможность рассмотреть одно из слагаемых отдельно, мы займемся этим. Потому что этим занимаются Мудрецы – смотрят на основу, на базу, на то, из чего все состоит и как оно устроено.

Анализ

На свете, очень много добрых, сердечных людей, но очень мало таких, кто прибавил что-то к нашим знаниям.
Льюис Синклер

Мир, в котором мы живем – впечатляющей красоты самоподобное множество, сложность его узора достигается не столько сложностью изначального рисунка, сколько изменением размерности. Это фрактал, рассматривать который интересно, но еще интереснее – углубляться в созерцание и находить его основу, базу, элементарные звенья, на которые он бесконечно дробится. Маг в этом случае говорит "Что наверху, то и внизу". Он тоже знает.

Мудрец – Человек Знания. И еще он – Философ, это хорошее слово, потому что оно говорит не только о мудрости, но и о любви. Мудрец ищет знание не потому, что это почетно, денежно и даже не потому, что его заставили. Он делает это по любви, и эта любовь определяет его, как существо. Это то, чего он не может не делать. Искатель влюблен в странствие. Философ – в знание как процесс (как глагол) и как результат.

Что характерно, знанию не обязательно быть тайным. Тайна – это мило и привлекательно, но не необходимо. Оставьте философа на полчаса с интернетом, и когда вы снова взглянете в его сторону, он будет с упоением читать в википедии о массе самого большого тунца, выловленного рыбаком-любителем (335 чертовых килограммов!).

Знание универсально. Среди тайного эксперта считается, что философское образование должно быть первым из нескольких, потому что философия учит учиться. Имея этот навык как базовый, легко в короткий срок освоить практически любую заинтересовавшую профессию, и Мудрецы этим безвозбранно пользуются. Мудрец обладает ненулевой компетенцией в разных областях знаний, в его голове одновременно и без всяких конфликтов хранятся факты о Вьетнамской войне, эпохе героинового шика, теории струн, способах изготовления черного пороха, все версии убийства Кеннеди и все подходящие к случаю разрезы для сеппуку.

Кстати, эта самая ненулевая компетенция в сочетании с пониманием фрактальной структуры мироустройства – хорошая, годная прививка от снобизма и высокомерия. Везде повторяются те же узоры, и таким образом ни одно сообщество не лучше другого – почти везде иерархические игры, одни желания, одни пороки, одни сезоны. И сами люди устроены образом, схожим до неотличимости: их мотивы прозрачны, их реакции и действия можно с большой достоверностью предсказать. Мудрец либо наблюдает, либо принимает меры, но никого не судит. Ему не интересно судить.

I can't think that it would be terrible of me to say — and it is occasionally true — that I need physics more than friends.
Robert Oppenheimer

Впрочем, дружелюбие Мудреца вещь неоднозначная. Его ровная доброжелательность не предполагает высокого уровня эмпатии. Публике нечего с ним делить, ему тоже от публики ничего особенного не требуется. Смахивает на безразличие. Безразличием по сути и является. Ужасно противный тип.

Синтез

Дружище Мудрец! Ставим лайк!

Во-первых, он ... полезен. Действительно.

Мудрецу можно задать весьма неожиданный вопрос и он, благодаря обширной эрудиции и ненулевой компетенции, на него ответит. А если он не знает, то знает, как узнать: скажет, на что обратить внимание, назовет ключевые понятия и пару нужных фамилий или монографий для самостоятельного изучения.

А через два часа придет и скажет спасибо за наводку: почитал, проникся, очень понравилось, хотел бы обсудить.

Во-вторых, философ ужасно забавный!

Юмор – умение находить противоречия в обыденном и соответствия в непохожем. Мудрец отлично разбирается в таких вещах. А еще есть "остроумие", и оно тоже присуще Мудрецу. Философ невовлечен и доброжелателен, поэтому когда он позволяет себе вслух вовремя высказать точный комментарий, обнажающий комичность происходящего, обычно это не выглядит едкой и злой насмешкой.

В-третьих, он говорит на разных языках.

Дивная способность говорить так, что любой поймет. И сам Мудрец не сочтет это ни унизительным, ни смешным. Сказал Господь: "Говорите на разных языках", Мудрец принял это близко к сердцу.

В конечном итоге, это тоже последствие ненулевой компетенции. Мудрец может при необходимости изъясняться как гопник, как любитель видео-игр, как нумизмат. Для Славного Малого, для Правителя, для Искателя. Если Мудрецу вдруг по каким-то своим причинам нужно донести до вас некую идею, он донесет ее внятно: Иисус (имеющий в наборе архетип Мурдеца, пусть и не ограниченный им) говорил с людьми, и всякий понимал его, и разбойник, и блудница, и торговец, и стражник.

Или же Мудрец говорит не на разных языках, а на метаязыке, и каждый понимает его как тот, на котором мать пела ему колыбельные, как тот, на котором он признавался в любви, как тот, которому учил своих детей. Язык образов, метафор, слов точных, как удар стилета и легких, как поцелуй бабочки.

Если Мудрец демонстративно изъясняется сложно и заумно, но при этом не может объяснить свою мысль простыми человеческими словами – он не Мудрец. Скорее всего, неловкий имитатор из самых смешных. Стивен Хокинг в предисловии к "Краткой истории времени" пишет:

– Мне сказали, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул.

И таки обошелся.

За что бы дизлайкнуть Философа?

Во-первых, он занят непонятно чем.

Ты его за шиворот, а он тебе:
"Позвольте! Я ставлю мысленный эксперимент! Отойдите и не мешайте!"
А. и Б. Стругацкие.

Если вам удалось обратить свое внимание на Философа, который вообще-то уходит от направленного наблюдения, то вы очень скоро увидите, что он не занят ничем серьезным. Что-то читает, забросив ноги на стол, смотрит в окно и бездумно чиркает на бумажке какие-то каракули, попросту ест. Вполне вероятно, он очень занят на клеточном уровне, но эта его расслабленность все равно страшно бесит, особенно если вы начальник Философа и вам нужно, чтобы он вот прямо сейчас метнулся явственно и с демонстративно-истерическим воодушевлением впахивать. Философ не будет впахивать.

Можно ожидать, что к вечеру завтрашнего дня он предоставит вам какой-нибудь гениальный план, и вы, поняв его ритм работы, отвяжетесь от него... Или не предоставит, поскольку он работой на вас решает какие-то совершенно свои задачи, и результаты, которые он получает, не совпадают с результатами, которых вы ожидаете. Философам выгодно быть незаметными в том числе и чтобы их не отвлекали. Деятельность Философа сокрыта от посторонних, а посторонних ничто так не раздражает, как чье-то безделье... Или то, что наблюдателем интерпретируется как безделье.

Если ваш ребенок – потенциальный Мудрец, все вышесказанное в силе. Он не делает алгебру своего четвертого класса, нет, он сидит над тарелкой остывающего супа с ложкой, так и не донесенной до рта, и неотрывно читает учебник биологии за десятый. Потому что ему интересно. А алгебра не сделана. Да какого ж черта! И ешь уже свой суп!

Во-вторых, вполне возможно, он очень умен, но совершенно точно безумен.

Тень Мудреца – Безумец. И это не мягкий и милый Сумасшедший Ученый, вроде дока Эммета Брауна из "Назад в будущее".

Мудрец уходит в Тень, когда он пробует на вкус чистое знание, не отягощенное ничем мирским. Он больше не наблюдает действительность. Он и не хочет. И теряется.

Вместо того, чтобы сверять свои озарения с реальностью, время от времени применяя знание на деле, он углубляется в совершенно абстрактные концепции, неприменимые нигде, или же начинает охранять сверхценное/опасное знание и коснеет в этой бессменной страже. У него все тот же блестящий интеллект, но в Тени к нему добавляется змеиная холодность, дьявольское высокомерие и комплекс бога. Его остроумие становится ранящим.

Он больше не может ничего осознать, он больше не способен быть объективным, он оценивает не себя, а других. И оценивает дурно.

Мы считаем выражением этого теневого архетипа Хорхе из "Имени розы" Умберто Эко. Слепец, не видящий мира, охраняющий запретное по его мнению знание – книгу о смехе. Судящий, решающий за весь белый свет, готовый на насилие. Коварный, опасный, серый кардинал, манипулятор, знающий о человеческих слабостях и использующий их. Жестокий слепой безумец.

В-третьих, как это ни ужасно, Философ даже вне Тени не будет вас развлекать. Серьезно.

Он знает огромное количество удивительных фактов, у него прекрасное чувство юмора и нечеловеческая интуиция, но он не скормит это вам даже по большой любви, потому что кроме большой любви у него есть Истинная. К Истине. К тому же Философ может, несколько стесняясь самой необходимости произносить это вслух, однако с полным правом сказать: "Мои вкусы очень специфичны, ты не поймешь", и будет прав. Он это точно знает. Он многое знает об окружающих людях, но того больше о собственных чувствах, устремлениях, интересах, вкусах – вообще о себе, потому что первым делом, как было завещано давным-давно,

познал

самого

себя.

Аналогия и Моделирование

Какую книгу мог бы написать Мудрец-помесок с другим архетипом? Как бы она называлась? Мудрец-Любовник, быть может, "Камасутру", Мудрец-Правитель – "Государя", Мудрец-Воин – "Искусство войны"? Как насчет Мудреца-Шута? Мудреца-Бунтаря?

На какого живца ловить Мудреца? Чем привлечь его внимание, как соблазнить и одомашнить, если вы, например, Правитель (или носитель любого другого архетипа) и вам позарез нужен при дворе лояльный и готовый к коммуникации Философ?




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/887231.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/913276.html


© 2015-2018 hloflo