Психолог, гештальт-терапевт
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Февраль - Мудрец.
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Всем хорошего дня!

Сначала небольшое отступление. В комментариях к разбору архетипа Искатель меня просили отдельно написать о Трикстере. В процессе я поняла, что начать лучше с текста о том, что же такое юнгианские архетипы вообще. Тема эта довольно замороченная, и сводить ее к чему-то примитивному мне не хочется, но я не уверена, что читатели планируют лезть во все это настолько глубоко. В общем, кто интересовался, посмотрите, пожалуйста, насколько это интересная и удобная для вас форма подачи, чтобы текст о Трикстере я уже могла как-то скорректировать по шкале научность/занудство – попса/развлекательность:)

Почитать про архетипы можно тут.

А теперь продолжим наши игры.

Сегодня мы изучаем Мудреца. И поскольку бОльшая часть вопросов для нахождения в себе архетипа и понимания взаимоотношений с ним вам уже знакома, чуть больше расскажу о самом архетипе. Мне показалось, что он сложнее для эмоционального подключения, чем Искатель, поэтому, думаю, более долгая прелюдия поможет нам лучше с ним познакомиться.

Мудрец/Философ

Авторы концепции 12-ти архетипов, очевидно, возводят этот архетип (так же, как и архетип Мага) к юнгианскому архетипу Мудрого Старца, деля сложный образ на два более понятных и взяв для рассмотрения разные его грани.

У Юнга архетипический Мудрый Старец является психической персонификацией духа или Логоса во всех его многочисленных видах, формах и проявлениях, особенно в качестве воплощенного знания или мудрости.

Кроме того, Мудрый Старец символизирует спокойствие, затворническую замкнутость, силу, исходящую изнутри, магическую силу, руководящую человеком и поддерживающую его в его внутренней борьбе.

Образ Мудрого Старца в массовом воображении, к примеру, воплощает Мерлин в легенде о короле Артуре: маг, чародей, мудрец, советник, воспитатель-наставник. Также считается, что архетип Мудрого Старца тесно связан с архетипами Отца и (куда ж без него?) Трикстера.

Архетип Мудреца весьма проявлен в сказках и легендах, часто в образе учителя, гуру, волшебника, доктора, священника, дедушки. Он дает добрый совет и помогает обрести уверенность в трудные минуты жизни.

Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик, — но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия. Архетип Мудрого Старца может представить серьезную угрозу личности, поскольку, когда он пробуждается, индивид часто начинает верить, что он владеет "маной" — магической властью, мудростью, даром исцеления или пророчества. Как и любой архетип, Мудрого Старца амбивалентен, то есть, может проявляться как в положительных, так и в отрицательных образах.

Вспомним, скажем, Гэндальфа и Сарумана из «Властелина Колец» Толкиена или магрибского колдуна из Алладина, представшего сначала добрым дядюшкой и наставником, чтобы потом обернуться злым колдуном. Или наш Морозко, способный и помочь, и погубить. Собственно, и Дед Мороз раньше являлся не только с мешком подарков, но и с палкой для нерадивых: в безобидный посох палка превратилась попозже. Более того, к архетипу Мудрого Старца можно отнести и Конька-Горбунка, и помогающего Ивану-Царевичу Серого Волка. Да и Баба-Яга не обошлась без влияния этого архетипа.

Мудрец часто выступает затворником и своим стремлением к уединению и самодостаточности чем-то близок выведенному Маргарет Марк и Кэрол Пирсон архетипу Искателя. Авторы и сами помещают его в один блок с Искателем и Простодушным как носителей потребностей в реализации и независимости, а также стремления к поиску Рая.

Итак, авторы нашей концепции, Маргарет Марк и Кэрол Пирсон, считают, что Мудрец, как и Искатель, предлагает различные стратегии для поиска пути самореализации. Только если Искатель пускается в дальний путь, то Мудрец говорит, что счастье есть результат образования. Жизнь на том уровне свободы и достатка, который мы сейчас имеем, требует высокого уровня сознания и сопутствующей способности делать выбор. Архетип Мудреца помогает нам прийти к осознанию того, что надо использовать нашу свободу и процветание для улучшения жизни.

Или, проще говоря, Мудрец ищет то, что содействует приобретению знаний или мудрости.

Также авторы относят Мудреца к архетипам Возвращения (это их собственная классификация, которая мне представляется спорной, но в данном случае описание кажется интересным):

«Когда пробуждаются архетипы возвращения, люди и организации осознают, кто же они на более глубоком уровне, чем раньше. Теперь их мотивация — найти пути применения своим дарованиям и взглядам, чтобы изменить мир. Они больше не рассказывают историй, чтобы о них позаботились, не занимаются обвинениями других и не ищут оправданий своим действиям. Они скорее живут и работают таким образом, чтобы выразить свои ценности, свои обязательства и таланты в социально ответственной манере. Эти архетипы обычно пробуждаются у зрелых людей или организаций, которые могут не только получать выгоды от жизни в свободном обществе, но также берут на себя ответственность за вовлечение в социальную активность».

Архетип Мудреца ищет истины, которые делают нас свободными. Особенно если Мудрец преодолевает искушение стать догматиком, он может помочь нам стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир и корректировать наш курс на основе результатов наших действий и выбора решений.

Мудрецы верят в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую нам делать мир лучше и хотят свободно думать своей головой и составлять собственное мнение. Самые яркие представители данного архетипа — ученый, исследователь или учитель. Однако это может быть и следователь, и корреспондент, ведущий репортаж с места событий, и любой эксперт, который делится своими знаниями (включая классический мужской голос за кадром рекламного ролика, рассказывающий о научных разработках, лежащих в основе эффективных стиральных порошков). Знаменитые Мудрецы — это Сократ, Конфуций, Будда, Галилей, Альберт Эйнштейн. Мудрец — непременный участник всех таинственных историй, как Шерлок Холмс; персонаж фантастических рассказов, научно-популярных книг, журналов и информационных рекламных объявлений.

Мудреца также называют: экспертом, ученым, детективом, оракулом, ценителем, советником, философом, исследователем, мыслителем, педантом, профессионалом, ментором, учителем, созерцателем.

Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.

Уровни Мудреца

Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.

Работников-Мудрецов отличает большая потребность в автономии. Мудрецы хотят приходить и уходить, когда им удобно (никаких учетных карточек), любят делать свою работу в собственной манере, а мнение руководства предпочитают выслушивать как равные. Зачастую скептически относятся к способности менеджера любого ранга — в силу недостаточного образования — принимать решения об их работе.

Мудрец живо интересуется образованием, хочет чувствовать себя компетентным, умным и владеть ситуацией. Он ценит свободу и независимость как средства сохранить объективность.

Одного человека больше интересует внутреннее знание, другого — изучение внешнего мира, но оба чувствуют, как важно думать самостоятельно и иметь собственное мнение. Мудрая сторона человека согласна с утверждением: «Я мыслю, следовательно, существую». Когда в характере доминирует Мудрец, образование становится сильным мотивирующим фактором. Но его сопровождает страх быть обманутым, дезинформированным и, следовательно, неверно толковать данные или ситуацию. В худшем случае Мудрец становится догматиком, надменным и самоуверенным. В лучшем — поистине оригинальным мыслителем и обретает настоящую мудрость.

А теперь – слайды упражнения.

Сначала – уже знакомые вам вопросы для понимания взаимоотношений со своим Мудрецом. Эта часть вопросов совершенно одинакова для всех архетипов. Примеры я на этот раз убрала, чтобы они не мешали.

Итак, закройте глаза, подумайте о своем Мудреце, представьте его себе: это могут быть любые образы, цвета, звуки, видеоряд, интерьер… Представили? Открывайте глаза – и поехали.

БЛОК 1.

Для тех, кого привлекает образ Мудреца

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мудреца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Мудрецом, я бы…»

    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    • Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
    • Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    • Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Мудреца

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мудреца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Искателем, я бы…» Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    • Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
    • Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    • Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
    • Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
    • Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

  • Как вы думаете, много ли в вас Мудреца?
  • Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Мудреца? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Мудреца?
  • Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Мудреца, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
  • Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

БЛОК 2.

А теперь про специфику Мудреца.

Итак, архетип Мудреца – это:

  • спокойствие;
  • внутренняя сила;
  • знания;
  • уверенность;
  • независимость;
  • терпение.
А также:
  • надменность, высокомерие;
  • догматизм, консерватизм;
  • отстраненность;
  • самоуверенность.

Соответственно, я могу предположить, что:

  • Мудрецу может быть важно владеть ситуацией, контролировать происходящее.
  • Мудрецу, как и Искателю, может быть важна независимость от других людей и от отношений с ними, ему проще иметь дело с фактами, книгами и цифрами. Это может быть следствием того, что факты и цифры более предсказуемы, взаимодействие с ними проще контролировать.
  • Мудрецу может быть важно чувствовать себя «выше» других, менее образованных и сведущих.

Если вы обнаружили, что эти предположения вам близки или, напротив, вызывают сильное негодование, можно попробовать подумать над следующими вопросами:

  • Как бы вы на месте Мудреца распорядились накопленными знаниями, для чего бы их использовали?
  • Чем тревожит Мудреца непредсказуемость жизни и невозможность ее контролировать?
  • Как он чувствует себя вне своего кабинета мыслителя? Почему?
  • Зачем Мудрецу нужно ощущение превосходства над другими людьми? Есть ли что-то, что он пытается таким образом в себе не замечать?
  • Что может беспокоить Мудреца в отношениях с людьми? Почему он предпочитает книги и цифры?
  • И, когда вы ответили на эти вопросы, скажите, что-то в этих ответах похоже на вас, на вашу ситуацию?

А в самом конце снова закройте глаза, подумайте о своем Мудреце и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали Искателя.

Делитесь впечатлениями!

И мне традиционно интересно, изменился ли для вас образ Мудреца после упражнений или остался прежним?




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/910340.html


© 2015-2018 hloflo