|
|
|
Татьяна Бондаренко - основатель Школы образных решений IDEA-class, имидж-стилист |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Февраль - Мудрец. |
Еще об архетипе:
|
|
ИССЛЕДОВАНИЕ АРХЕТИПА
ПОДБОР
Исследование архетипа
Стилистический анализ архетипа мудреца-философа оказался для меня достаточно сложным, и прежде всего по
причине того, что образ данного архетипа в основном связывается с мужчинами, а не с женщинами. Если попросить
кого-то назвать, что приходит на ум в ассоциации со словами «мудрец», «философ» - или хотя бы «мудрость», «философия»,
чтобы даже изначально не было привязки к мужскому миру, - в голове тем не менее возникают образы высоколобых
пожилых мужчин в очках: мыслителей, ученых, научных работников с огромным кладезем знаний и опыта, приобретенного в течение долгого времени.
Поиск истины, в основе которого лежит последовательность логических выкладок, как и сам мир «логоса» - это мужская часть
мироздания. А суть женской части – это интуиция, спонтанность, чувственность, хаос. И именно поэтому так сложно
связать суть данного архетипа с женским образом напрямую.
Вторая сложность заключается в том, что истинные Мудрецы\Философы, пожалуй, с еще меньшей вероятностью, чем
Искатели, когда-либо обратились бы к стилисту. Увлеченные процессом познания мира, совершенствующие знания и наращивающие
свою экспертность в одном или многих пластах науки, они и красоту оценивают по совершенно другим параметрам – по
масштабу компетентности, по глубине погруженности в вопрос, по серьезности подходу к задачам и безупречности
аргументации ответов. И чтобы иметь возможность «докопаться до сути», отделить зерна от плевел, увидеть
главное – необходимо чистое, незамутненное лишними деталями поле – спокойное, аскетичное, малоэмоциональное.
Поэтому у стилиста, с одной стороны, практически не остается инструментов для создания выразительного «стильного
образа» на базе данного архетипа, но с другой стороны – тем интереснее задача.
Итак, давайте сначала погрузимся в атмосферу Мудреца\Философа, как мы это делали с Искателем, чтобы на уровне
ощущений вывести формулу того, что является ядром, сутью архетипа, а затем из этих ощущений «достанем» «инструменты»
(цвета, формы, фактуры, рисунки), с помощью которых можно создавать разноплановые образы, тем не менее
имеющие единую основу и передающие необходимые нам впечатления.
Понятие стиля всегда связано с миром чувств и ощущений.
Для атмосферы Мыслителя важными становятся: спокойствие, четкость, собранность, концентрация, неспешность или даже статика,
аскетизм, простота. Одежда как таковая уходит на второй план, становясь фоном для личности, уступая место
ментальной ясности, экспертности знаний и чистоте эксперимента.
Отсюда рождаются основные инструменты:
Цветовая гамма очень важна для данной эстетики. Т.к. цвет – это всегда эмоция, нам необходимо его
максимально «выключить», ведь ученый, эксперт должен полностью сфокусироваться на своем научном эксперименте,
на истине, а не поддаться ложным выкладкам ради удовольствия подтвердить желаемые предположения.
Ахроматические (бесцветные) и близкие к ним оттенки становятся основными: все оттенки серых, серо-бежевые,
серо-голубые, а также оттенки белого, но не кипенно-белоснежные, а более сдержанные, «лабораторные».
Сдержанный синий цвет также подойдет для трансляции идей истинности, логики и знаний. Являясь самым неэмоциональным и
холодным среди радужного спектра, он даже на физическом уровне способствует понижению давления, снижению аппетита,
замедлению сердцебиения – т.е. успокаиванию и концентрации. Философы зачастую могут производить
ощущение «холодных» и необщительных людей, считающих праздные разговоры пустым и бесполезным сотрясанием
воздуха, а различные увеселительные мероприятия - напрасной тратой времени. Чтение книг для Мудреца гораздо предпочтительнее отношений с людьми.
Мудрец часто остается недосягаемым для окружения, мы чувствуем его дистанцированность и обособленность от остальных.
Даже находясь рядом, он остается где-то в своих мыслях и не открывается окружающим. Если к Искателю можно
все-таки присоединиться, с условием, что вы не будете ему мешать в походе и сетовать на неудобства кочевой
жизни, Мудрецу же, на мой взгляд, можно только служить, помогать, опекать, а вот стать по-настоящему близким можно
только будучи глубоко погруженным в ту область знаний, которая является сферой его интересов.
Фактуры – тоже фоновая характеристика для данного образа. Они не должны привлекать к себе внимание и
отвлекать от сути. В праздничных и вечерних нарядах, может присутствовать достаточно сдержанный блеск, но в целом, как
правило, ткани должны оставаться матовыми, непрозрачными, достаточно гладкими или немного «рябенькими», спокойными.
Формы могут быть различными, от более свободных и не стесняющих движения, до более собранных – это уже
будет зависеть от вариаций, о который пойдет разговор ниже, но общим станет лаконичность и
даже аскетизм кроя, поддерживающие ощущение ясности, правдивости, а также впечатление статичности, т.к. Мудрец
обретает «знание», но не действует. Поэтому силуэты будут как правило вытянутые, протяжные, как бы «медлительные».
Так как тема истины и мудрости – это скорее вопрос ментального соблазнения, но не физического,
то и формы кроя в чистом варианте Мудреца не обтягивают фигуру, а либо нейтрально-спокойно облегают
ее, либо оставляют свободу, могут даже быть мешковатыми, не подчеркивая женские особенности фигуры, не фокусируя
внимание на груди и талии, а наоборот, скрывают и уводят «все это» в фон.
Рисунки в «махровой» версии Мудреца отсутствуют, способствуя общей идее не создавать «хаотичность», не вносить
лишнее, не «замусоривать» пространство. Но как вариации, это могут быть рисунки следующего характера:
- Максимально спокойные принты: Полоска, едва заметная клетка, геометрический орнамент, расположенный локально, как бы оформляющий и конкретизирующий изделие.
- Принты, связанные с процессом обучения: Здание университета, книги, перо и бумага, рукописи, изображение измерительных приборов и специальных инструментов для исследования в разных областях (микроскоп, к примеру, или лупа).
- Принты, отождествляющиеся с потоком информации, с кодовыми обозначениями в науке: компьютеры, буквы, формулы, графики, схемы, диаграммы, радиоволны, чертежи, обозначение химических элементов, физических величин, формулы, газетный принт и др.
- Принты олицетворяющие древнюю мудрость, основательность, вечность: камни, полуразрушенные памятники архитектуры, скульптура, статуэтки древних богов, мудрецов, фразы на латыни или других древних языках.
Аксессуарный ряд. В своем чистом выражении Мудрец – это минимум аксессуаров и украшений, не мешающие сумки и
удобная обувь. Но, как я уже говорила ранее – для разных жизненных ситуаций конкретное решение может быть разным. С точки
зрения украшений – это как правило отдельные, лаконичные, достаточно крупные предметы: перстни, браслеты, кулоны, передающиеся
от поколения к поколению. Часто это камень – как символ вечности, или металл – как символ четкости и незыблемости. И тот
и другой материал – основа аскетизма. В украшениях отсутствуют мелкие дробны детали, сверкание, явная декоративность.
Украшения мудреца имеют глубокий смысл, как и все, что ему дорого, а не служат цели «украсить» или «привлечь внимание». Часто
это какие-то концептуальные вещицы.
А теперь я предлагаю отправиться в пространство образов исследуемого архетипа.
И прежде всего стоит обратиться к ...
Древней Греции – колыбели науки и философии. Именно в античной культуре профессиональная наука впервые
в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу, развивается философия - ставятся и получают своё оригинальное
решение основные философские проблемы, в том числе о происхождении Вселенной и о природе человека. Развивается искусство –
греки ищут идеал красоты – чистоту линий и гармонию пропорций, как во внешности, так и в архитектуре, даже
в искусстве лежит «метрическое» начало – четкие математические расчеты.
В современной эклектичной моде достаточно часто можно встретить цитаты из греческих образов, т.к. спокойный и преисполненный
достоинства стиль не может не привлекать своей монументальностью, весомостью, и величественным покоем. Вот только
эксперименты с подобными одеяниями удаются далеко не всем. Чтобы спокойно-аскетичная одежда в греческом стиле стала
по-настоящему шармовой, она должна быть соотносима с образом того, кто ее надевает.
Привожу примеры как более спокойных, повседневных вариантов, так и нарядных, вечерних.
От Древней Эллады переместимся в не менее созидательную и аскетичную Японию, в ее философское спокойствие, доверие к
мудрости, поклонение предкам и ценность накопленных веками знаний и традиций. Япония с одной стороны обладает другим –
восточным – менталитетом, с примесью ценностей «мага», ориентированным на развитие интуиции, на всматривание вглубь
души, на медитации. Но с другой стороны можно заметить и много общего: спокойствие красок, аскетизм,
сдержанность и концентрация, общее ощущение «древности» образа через использование особых аксессуаров. Мудрость и Философия Японии
также связана с уединенностью, отстраненностью и погружением. А вот пикантность в японский стиль вносит своеобразное
отношение японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться, сливаться и понимать природные стихии, а также
учиться у них мудрости, стало особенностью национального характера японцев.
Японская тематика может быть раскрыта и через черный цвет, который традиционно в культуре Японии является символом возраста и опыта.
Раз уж мы пошли в сторону мудрецов с примесью Мага, то тогда давайте рассмотрим еще одну образную вариацию – очень красивую,
одухотворенную, поэтичную, но от этого не менее мудрую. Как и в случае с Японией здесь будут добавлены ноты
созерцательности за счет связки с темой природы. В художественном фильме «Властелин колец», выдержанном на очень высоком
стилистическом уровне мы имеем удовольствие наблюдать великолепных эльфов Ривенделла, чей внешний облик во многом несет эстетику
Мудреца. Внутренне ощущая большую долю этого архетипа в эльфах, я испытывала сложности с вербализацией, почему же этих
существ, в которых, безусловно, присутствует доля Волшебника, в первую очередь все-таки хочется отнести к Магам. Мне
помогла моя коллега – Елена Пескова, приведя следующий аргумент: сила Волшебника и особые свойства Мага связаны в первую очередь со
знанием заклинаний и владением волшебными инструментами (палочками, посохами, пыльцой, снадобьями, и т.д.), могущество эльфов
же связано с тем, что благодаря своему долголетию они постигли тайны природы и многому у нее научились, в том числе
и великолепному врачеванию. Также, являясь очень просвещенным народом, эльфы изобрели поэзию и музыку, что добавляет в их образ
ноты творца и эстета. Внешний вид эльфов, хоть и более изысканный, но тем не менее обладает
очень схожими чертами с описанной нами выше формулой: свободные лаконичные формы, спокойные цвета, а общее впечатление – достоинство,
медлительность, сдержанность и мудрость также легко считываются.
Когда есть общая «формула» с помощью которой создается настроение, то добавить соответствующие выразительные ноты можно в любой образ –
как более нарядный, так и повседневный, или даже деловой. В картинках я привожу «эльфийские вариации» для разных жизненных ситуаций.
Все три вариации, которые я рассмотрела выше, дали возможность «увидеть» в образе Мудреца женственность благодаря примеси
в четкость «логоса» интуитивных, стихийных, природных нот. Причем чем больше женского мы вносим в образ, тем более тонким,
вдохновенным или творческим он становится. И это один из способов адаптации и выражения ценностей исследуемого нами
архетипа – брать его не в чистом виде, а в смеси с менее структурными архетипами.
Архетип мудреца всегда «облагораживает», «окультуривает» носителя, создает налет элитарности, особого знания или
умения. Марк и Пирсон в книге «Герой и бунтарь» описывают, что Мудрец может ассоциироваться с симфоническим оркестром, с
музыкантами, именно не с творцом-композитором, а с музыкантом-исполнителем, способным виртуозно сыграть свою партию или
со знатоком, экспертом в музыке. Немного возвышенный, но при этом все равно строгий и спокойный внешний вид оркестровой
дамы заставляет зрителя с немым уважением и восхищением относиться к таланту и силам, потраченным на освоение подобным мастерством.
То же самое можно сказать и об образе балерины – сдержанной, собранной и аскетичной. Красота образа раскрывается здесь не
через красивые и дорогие ткани и принты или цветовую гамму одежды, а через красоту линии шеи, спины,
через особую грацию рук и годами выработанную походку и повороты головы, а для этого опять же нужен спокойный и не отвлекающий от главных достоинств фон.
Помимо таких вот смешанных, чувственных мудрецов, предлагаю рассмотреть и более сдержанных, аналитических,
в которых преобладает «мужская» составляющая. Ведь среди женщин совсем не мало тех, чьи черты лица достаточно
правильны, четки, графичны, о чьем характере можно сказать: жесткая, логичная, последовательная, малоэмоциональная, кто с
большей легкостью обнаруживает в себе родство с мужским миром, имеет больше друзей-мужчин и с удовольствием разделяет их интересы.
Прежде всего это когорта ученых и лабораторных исследователей, экспертов в самых разных вопросах, аналитиков, следователей,
юристов, специалистов в области информационных технологий. В таком случае халат-униформу как правило заменяет деловой костюм,
волосы убираются в пучок на затылке или преображаются в короткую стрижку, а очки становятся неотъемлемым атрибутом в
купе с портфелем-дипломатом. И вот здесь женская стилистика во многом опирается на мужскую, неся через образ то самое ощущение
четкости, сдержанности, минималистичности (вспомните, к примеру, образ супер-агента Даны Скалли из «Секретных материаллов» или
героиню Сигурни Уивер из «Аватара»)
Причем образы могут иметь вариации в разные стороны – в более жесткую и современную, как
тема «искусственного интеллекта» или наоборот, в более мягкую и немного чопорную – как образ библиотекарши, перечитавшей огромное количество книг.
С точки зрения стилевых направлений Мудрец – это в основе своей классический стиль –
с его лаконизмом, выверенностью, строгостью и покоем или классика +романтизм (если речь идет о более
вдохновенных, тонких или лиричных образах), либо классика + натуральный романтизм (если привносится мудрость
природы, связь с вечностью, тема древности).
Итак, делаю вывод:
Визуальное воплощение архетипа Мудреца будет связано со спокойными тонами, минимумом привлекающих внимание элементов и
деталей, простым кроем, спокойными принтами, а чаще с их отсутствием. Основные инструменты для создания образа –
классические, заимствованные из мужской стилистики, т.к. логический мир Философа отражает в большей степени именно мужской
мир. Для того, чтобы вдохнуть в образ женственность, необходимо внести творческие, хаотические, природные или
лирические нотки, добавить в структуру хаос.
Если Мудрец не является вашим ведущим архетипом, но соответствует вашим ценностям на данный момент
или входит в активную стадию приоритетов развития, эту тенденцию можно поддержать во внешнем виде прежде всего
за счет «успокаивания» всех элементов образа, или найдя какую-то смежную стилевую историю, легенду, в которой
завяжутся и основные, и проживаемые в настоящий момент архетипы.
В следующем посте, который выйдет во второй половине месяца, я рассмотрю образы 2-3 девушек, чью
внешность зрители типировали как Мудрецовую или героини сами отнесли себя к этому архетипу как к ведущему. Моя
задача увидеть, как именно можно подать данную эстетику, наилучшим образом раскрыв индивидуальные особенности внешности.
Подбор гардероба
Вот уже второй раз, сейчас в рамках исследования архетипа Мудреца я беру для стилевого анализа фотографии трех
героинь, в которых большинством голосов или по личным ощущениям преобладает архетип данного месяца –
Мудрец\Философ. И вновь стилевые истории вышли очень разными, несмотря на то, что всем девушкам близок один и тот же архетип.
И, что самое интересное, на выходе с точки зрения стилистики далеко не все героини получились у меня мудрецами,
точнее даже сказать, что никто не определился как явный Мудрец.
Видимо это женская природа берет свое, в ее экспрессии и творческом начале изначально заложено что-то
более широкое, более художественное, нежели очень спокойное, «продуманное», малоэмоциональное воплощение
Мудреца. А тяготение к этому архетипу, его ценностям и моделям скорее всего связано с определенным жизненным
этапом или средой воспитания, формирования личности, наложившей свой отпечаток на вкусы, интересы и образ жизни наших героинь.
Я не берусь претендовать на истину, в чем кроется настоящая причина различия между предлагаемым стилем,
который призван отобразить индивидуальность и особенную красоту каждой героини, и ее тяготением к исследуемому архетипу.
Скорее всего причина именно в коктейле из нескольких архетипов, которые приводят вот к таким, порой неожиданным
результатам. Хотя, соглашусь, как составной элемент личности архетип мудреца в разных пропорциях, но присутствует во всех девушках.
Словом, смотрите сами. Моя задача - показать, как стоило бы раскрывать образ героинь (сначала без
привязки к архетипу, а затем внеся долю адаптации образа к эмоциям и настроению архетипа).
Героиня первая –
Евгения
– на мой взгляд с наиболее проявленным архетипом Мудреца во внешности.
В лаконичных и очень «собранных» чертах лица Евгении можно почувствовать всю строгость классики, даже
чопорность, выверенную годами, поколениями. Можно увидеть «дорожку», уходящую вглубь родословной, ведущую
нас от матери к бабушке, затем к прабабушке, и далее до самых истоков аристократического рода.
В высоком лбе Евгении, ее глубоко посаженных глазах словно хранятся правила и заветы старших, а в сдержанности
губ и спокойной линии бровей – обещание соблюдать и чтить вековые мудрости рода, забывая где-то о «хочу» и «не буду» выводя в приоритет «надо» и «следует».
Во внешности заложено аристократическое начало с традициями и наследием, но при этом отсутствует
помпезность, бравада и демонстрационное начало. Классику необходимо брать в более спокойном и
естественном «натурализированном» выражении, чтобы чувствовалась и строгость, и некая смягчающая образ простота,
позволяющая героине уйти в тень, и не привлекая к себе внимание, заниматься важными и, возможно
даже, какими-то исключительными вещами, которые не умеет никто другой.
В стилевом плане я бы провела здесь аналогию с Шерлоком Холмсом. Старая Англия с ее
консерватизмом, традиции, сдержанность– это раз (хотя эта внешняя сдержанность нисколько не ограничивает внутреннюю
свободу героя). Неторопливый ритм и немногословность – два. Логика, последовательность и неординарные аналитические способности
героя – это три. Евгения, не удивлюсь, если и у Вас в запасе есть какой-то свой «дедуктивный» метод:)
Евгения, я думаю, Вашу тему можно раскрывать ...
как в более «мужском» варианте, т.е. на брючных комплектах, с общим тяготением к
мужской эстетике, так и на более женственных, смягченных комплектах. Как в современной интерпретации английского
стиля, так и в историческом аспекте викторианской Англии, с ее винтажными элементами – это уже, что сердцу
ближе. Запомните предлагаемые вариации на будущее. Возможно, если не сейчас, то когда-нибудь захочется к ним вернуться.
Для выражения любого настроения нам необходимы инструменты: цвета, формы, фактуры и рисунки.
Собираясь вместе, как в едином комплекте, так и в одной вещи, они начинают «рассказывать» нам
свою легенду, или, как это принято называть в нашей школе, «стилевую историю».
Итак, Ваша формула стиля:
Формы могут быть с историческим подтекстом (плащи-накидки, закрытые блузы и платья, кейпы),
и более простые, скорее относящиеся к современному английскому стилю. Лаконичные, сдержанные.
Зауженные платья средней длины, зауженные или слегка расклешенные юбки в сочетании с жакетами,
жилетками, блузками. Для более «мужского» варианта – брюки.
Цвета: даже несмотря на исходный холодный летний цветотип героини, цветовое решение
требует добавления более густых оттенков осени, только оттенки должны быть слегка
приглушены серым пигментом. Холодные же летние оттенки привнесут нотки строгости и изысканности.
Основные цвета: бежево-коричневые, серые.
Дополнительные - моховая зелень, табачный, кремовый, терракотовый красный, холодные голубые и синие.
Фактуры: плотные, пластичные, с легким ворсом, матовые. Шерсть, смесовые ткани, кашемир, твид,
тонкое букле, замша, трикотаж, вискоза, кружево, хлопковый бархат, вельвет.
Принты: клетка, елочка, куриная лапка (пье-де-пуль), мелкая крапинка, твидовый узор.
Вообще английскую тему я «отложила» для архетипа Заботливого. Гувернантки и учителя,
а также идеальные слуги и экономки – незаметные и терпеливо выполняющие пожелания господ, сохраняя при
этом свое достоинство. А оказалось, что этот стиль вполне может подойти и для мудреца. Допускаю,
что и в нашей героине есть доля Опекуна (Заботливого). Евгения, для исследования, подскажите, так это или нет?
Также возможно, что эта тема является более-менее универсальной, т.к. она образована путем слияния
классического, натурального и в отдельных (с историзмом) случаях – романтического стилей.
С Мудрецом ее прежде всего роднят спокойные сдержанные оттенки и столь же спокойные фактуры, а также простота
и лаконичность кроя. В самой Английской теме очень много традиционности и преемственности, серьезности,
сдержанности, культурности – что также является мудрецовым.
Итак, примеры одежды для Евгении.
Более мужские вариации (как в более теплой, так и в более холодной цветовой гамме):
Более женственные сеты - как более современные, так и с налетом историзма (хотя справедливости ради
можно сказать, что в английском стиле всегда ощущаются исторические нотки).
Образы могут быть как более сдержанные, так и более яркие, модные, с элементами эклектики – как
под какие-то особые случаи (посещение арт-выставок, или модных мероприятий) или под настроение. Напомню,
что «стилевое ядро» мы можем уже донастраивать с учетом образа жизни, окружения и потребностей героини.
Вот, например, варианты для прогулок по городу, повседневные сеты – удобные и комфортные:
Как я писала выше, в английском стиле уже достаточно много сигналов мудреца, но
если это настроение хочется усилить, можно выбирать чуть менее «оформленный» крой, с легкой
асимметрией, с добавлением спокойных драпировок, подхватов, свободы в области талии, с использованием
запахов. Также можно выбирать однотонные вещи или более «растворенный» принт, едва читаемый.
Но я бы не советовала нашей героине сильно свободные формы, мешковатые. Ее
достаточно тонкие аристократические черты лица (видимо, присутствие Правителя) требует большего порядка в
формах и большей изысканности. Поэтому свободу следует добавлять лишь эпизодически. А также необходимо
держать общей уровень контрастности, используя либо насыщенные оттенки, либо более светлые, но с
использованием контрастной отделки, аксессуаров или украшений, чтобы не «размывать» образ.
И напоследок – небольшой совет Евгении по цвету волос: яркий рыжий цвет может быть красиво
стилизован в Вашем случае, но потребует совершенно иного стилевого решения, если Вы захотите его
оставить, т.к. подобный цвет никак не отображает эстетику мудреца.
Для предложенного здесь решения необходимо колорировать волосы в более сдержанный (каштановый оттенок).
Героиня вторая –
Рита
- здесь тема Мудреца тесно переплетена с Магом.
Несмотря на некрупные черты лица Риты, мы тем не менее чувствуем их крепкость и силу.
Словно выточенные из камня, «скалистые», они приводят нас высоко в горы или какие-то каменистые края, в
достаточно лаконичное и немного суровое пространство. Мудрость гор, связь с природой, ее архаическим
началом – с недрами и высотами - и выдают присутствие Мудреца.
Но есть во внешности и экспрессивная составляющая, будоражащая, непредсказуемая, сила магических метаморфоз,
и, возможно, ее даже больше. На мой взгляд для Мудреца ведущим является состояние покоя, а
для Мага, наоборот, постоянство губительно. И если положить на чаши весов «покой» и «движение»,
здесь побеждает второе. Это как невидимое глазу зарождение вулкана или землетрясения, или пробуждение деревьев после
зимнего сна – когда, казалось бы, внешне все статично, но внутри идут процессы движения, изменения, перехода
из одной фазы в другую. Могу поспорить, «покой Вам только снится».
И тем не менее здесь имеет место очень интересное сочетание покоя и вот этого трансформационного
движения, как в шаманских плясках, использующих монотонные повторяющиеся движения, вводящие в трансовое состояние.
Самобытность и экспрессия + вековая мудрость народов, даже, я бы сказала, что-то языческое, с
поклонением силам природы, с идолами, амулетами, тотемами – все это может найти отражение в образе, который можно назвать – «шаманка горного края».
По стилистике это коктейль из драматического (сила, движение, хищность) и ...
натурального стилей (через этнику, архаику). При желании можно добавить и романтический стиль в его мистической вариации.
Сейчас вот только пришло в голову, что шаман включает в себя еще и Правителя-Бунтаря (надо будет это обдумать основательно:)
Формула вашего стиля:
Формы в целом достаточно простые, но не статичные. Сочетание брюк с туниками или платьями,
жилетки, блузы и жакеты с расклешенным рукавом, с запахом под пояс или ремень, в крое присутствует свобода.
Допускается асимметрия в крое (неровный срез низа). Элементы кроя могут создавать ощущение полета, птицы, т.к. во внешности есть подобное сходство.
Цветовая гамма: Базовые цвета – натуральные – коричневые, бежевые, песочные (причем не
смотря на холодный летний цветотип допускается использовать как родные холодные, так и теплые оттенки),
Дополнительные оттенки - синие, терракотово-красные, серые, оливковая зелень или цвет
лаврового листа. Цветовая гамма может быть как очень сдержанная, так и более яркая, с добавлением оранжевых,
красных, ярких синих и желтых оттенков (как правило в украшениях, аксессуарах, принтах и отделке).
Фактуры: Натуральные, природные. Доминирует мягкая кожа, замша, вельвет, лен, некрупная
вязка, матовый шелк (блеск исключен), дикий мех, сукно, джинса, батист, хлопок, простые меха.
Рисунки: преимущественно однотонные ткани, может быть добавлен орнаментально-архаичный принт, полосы.
Принты заменяет декор в виде вышивок, аппликаций, а также бахрома, монетки.
Огромным плюсом этнической темы является удобство ее адаптирования под каждый день, для выездов на
природу, для прогулок по городу. Но свободные силуэты, натуральные ткани, украшения в этническом
стиле – это еще и то, с чем надо обращаться достаточно аккуратно, чтобы не потерять стилевую выразительность
и эффектность внешнего вида, когда важно произвести впечатление.
Этнические темы могут быть не только удобными и носибельными, они также могут быть очень стильными,
не даром ведущие дома мод то и дело цитируют те или иные элементы этой эстетики в своих коллекциях.
Вот так могут выглядеть Ваши повседневные сеты. Обратите внимание на использование кисточек, перьев,
бахромы – это не только детали, передающие экспрессию, но и «обозначение» темы вольной птицы, которое может стать Вашей фишкой.
Эффект «перьев» может создавать более мелкий и дробный рисунок. Но важно, если рисунок и
мельчится, чтобы он перемежался с однотонными тканями или был оформлен сегментарно, упорядоченно (по
горловине, по низу изделия, по рукавам, или разделен полосами). Тема сдержанности также должна
присутствовать в сочетании с более динамичными узорами.
Благодаря присутствию драматического стиля, внешность может выдержать и более яркую цветовую нагрузку,
несмотря на летний неконтрастный цветотип.
А вот варианты летних непринужденных сетов – как с джинсами, так и с платьем.
Я уже говорила, что во внешности Риты есть ноты драматической хищности. В сочетании с
языческой этникой это выводит нас на мысли об амулетах и тотемах, или тотемных животных.
И это тоже может стать идеей для сетов. Причем можно пойти дальше птиц и «подтянуть» к образу
хищников покрупнее, особенно, если их цветовая гамма вписывается в этническую эстетику.
А вот варианты нарядных образов для Риты.
Чтобы усилить звучание мудрецовой составляющей в образе, необходимо практически убрать рисунки, сведя все к однотонным спокойным
цветовым решениям. Не упустить повествовательную нить стилевой истории помогают фактуры и аксессуарный ряд, формы
слегка видоизменяются в более спокойные, текучие, добавляя романтические ноты в образ.
Такую вариацию можно назвать «хранительница гор» или «горный дух». И в этой вариации также
могут быть функционально самые разнообразные сеты – от прогулочных до деловых.
На мой взгляд такая вариация хоть и отражает суть героини, но все же более монотонна, не
столь выразительна, как вариация с цветовыми решениями, но здесь выбирать Рите.
Героиня третья –
Альбина.
Вот уж, наверное, не ожидала Альбина от меня такого предложения, когда присылала свои фотографии в месяц Мудреца. И тем не менее…
Во внешности героини есть движение. Даже в тех постановочных фотографиях верхнего ряда, на которых у
Альбины более собранное, сконцентрированное выражение лица, мы можем почувствовать буйство формы.
Основной «крученый» ритм задают волосы, но и извилистая форма губ, и кругление линии глаза, и нос поддерживают
заданное завитками волос движение. Попробуйте мысленно взять в руки кисть и нарисовать черты лица Альбины,
линии будут извиваться, круглиться, двигаться, не ложась на полотно бумаги статично. Также можно обратить внимание на
то, что для передачи этого движения нам становится тесно в двухмерном пространстве. Либо нужно мастерски владеть
светотенью, либо передавать объемы лица через лепку, т.е. через пространство трех мер, иначе
теряется важная, и, пожалуй, даже главная изюминка нашей героини – власть над объемами, глубина форм и изгибов, игра
тонов и оттенков, рельефные переходы.
И вот уже во второй раз, вторая наша героиня несмотря на ощущение в себе вполне статичного Мудреца,
на самом деле являет собой набор движущихся линий, живых, объемных, и она словно приглашает нас с собой
в свой чувственно-осязаемый мир, а вовсе не информационно-ментальный.
Теперь давайте посмотрим на профиль Альбины – он тоже очень неспокойный и при этом достаточно
сильный. Все линии носят четкий характер, а не «размытый», они сильные, экспрессивные, и при этом достаточно аккуратные.
Подобное круглящееся движение – бурное, жизненное и при этом чувственное – живет полной жизнью в эпохе
Барокко. И мы можем найти немало сходства Альбины с дамами, изображенными на холстах известного портретиста эпохи барокко...
– Питера Пауля Рубенса.
Эти картины и манера художника и будет для нас являться ориентиром, ассоциативной точкой отсчета для определения индивидуальной Формулы Стиля.
Цветовая гамма: достаточно насыщенная, можно даже сказать роскошная. Цвета не однозначные и простые, как в спектре,
а наоборот, такие же «трехмерные» и с глубиной, как бы «многослойные»: все оттенки теплых и холодных коричневых,
разнообразные оттенки красного – от алого до винного оттенка (вишневые, бордовые, гранатовые), жетловато-оранжевые (медовые,
янтарные, охристые, золотые), оливково-зеленые, моховые.
Фактуры: в данной истории нельзя преувеличить важность фактур. На них приходится большая смысловая нагрузка. С одной
стороны, чтобы передать подвижность и глубину образа необходимы ткани, которые могут создавать игру света и
тени на перегибах, драпировках, заломах, а с другой стороны это не должно быть кричаще и очень блестяще, так как
мазки Рубенса достаточно тонкие, легкие, деликатные, не пастозные. Подойдет хлопковый бархат, микровельвет, велюр, матовый шелк,
вискозный трикотаж, кашемир, пышный мех и другие.
Можно увидеть, как сразу «оживает» лицо героини в подобном окружении. Даже на фотографии, заглаженной ярким светом
вспышки (или фотошопом) появляются объемы. Подобные лица надо обязательно снимать в более мягком, приглушенном
свете, оставляя игру рельефов (тут уж фотографу придется повозиться, чтобы сделать это красиво, но результат того стоит).
Формы одежды должны подхватывать заданное внешностью движение и вести его дальше через объемные элементы (расклешенные
рукава, воланы в отделке, драпировки и защипы, баски, и прочие хитрости декора). Осторожно стоит быть
только с выбором мест, на которых дается этот объем, чтобы не испортить фигуру (самые безопасные места – рукава в нижней
части и воротники). Преимущественно используем форму платья или юбки, брюки менее свойственны данному образу.
Рисунки – я бы предложила в основном держаться однотонных тканей, т.к. внешность Альбины – хоть и относится
к барочной эстетике, но присутствие архетипа Мудреца вносит определенную собранность и ясность даже в этот подвижный
образ. Рисунки в виде дворцовых узоров и вензелей можно добавлять, если они не сильно контрастные, либо если рисунок идет
в фактуре ткани или занимает не основную часть полотна, или «сдержан» присутствием однотонных вещей. Лучше всего добавлять
принт в аксессуарах (сумках, шарфах). Также могут быть круглящиеся цветочные принты (чаще розы) – отлично подойдут для платьев на лето.
Невозможно представить себе барокко без достаточно крупных и заметных украшений – серьги, кулоны, перстни
из полупрозрачных камней в ажурном металлическом обрамлении. Но даже, если Вам не привычны такие яркие
украшения, их можно заменить на каплевидные полупрозрачные капли (важно, чтобы украшения тоже были объемными, а не плоскими).
В данной тематике проще всего составить праздничные, парадные сеты:
В любой эстетике можно создать сеты для разных ситуаций, например, более сдержанные, для работы.
Тогда формы станут более строгими, но цвет, фактура и украшения будут нести смысловую нагрузку.
Объемы можно передать и через аксессуары (например, сумки или декор в виде объемного цветка).
Мех и меховые воротники могут стать отличным выразительным инструментом для придания комплекту рельефности.
А вот и более простые комплекты, повседневные. Фактуры становятся проще, но сохраняются формы и объемы.
Эстетику барокко я бы скорее отнесла к архетипам Эстета и Бунтаря (роскошь и чувственность вместе с «выплеском» и
несдержанностью форм). Интересно, есть ли это в нашей героине? Альбина, расскажите, пожалуйста,
насколько эти архетипы Вам близки – это очень интересно для наших исследований.
К Мудрецу барокко тоже имеет отношение, хотя, возможно и не совсем такое, как описывается в «Герое и бунтаре».
Барокко – это мудрость прагматика, мудрость через опыт, «хваткая» мудрость. И у нашей героини
Мудрец проявляется во взгляде, таком проницательном, идущем на глубину, хватком, нерассеянном. Можно
вспомнить Миледи – тоже, кстати, барочная героиня, и очень даже мудрая.
Если в эстетике барокко захочется усилить ноты «канонического» Мудреца, то это можно сделать через одновременное «успокоение»
всех элементов образа:
- Цвета выбираем более приглушенные, хотя и не переходим к ахроматическому ряду. Отсутствие глубоких живописных цветов, а также их сложных сочетаний губительно для Альбины.
- Фактуры более матовые, но по-прежнему с глубиной, хотя бы в отдельных вещах. Чувственность образа передается именно через фактурный ряд.
- Рисунки исчезают, выбираем однотонные ткани.
- Украшения и декор на сумках и обуви используем по минимуму, успокаивая образ через лаконичность.
- Формы теряют «бодрую» пышность, переводя ее в более спокойную и немного ослабленную, как бы «уставшую».
Заключение
Вот такими разными получились Мудрецы, как, наверное, будут разными и все остальные представители исследуемых
архетипов. Ведь мы все столь уникальны и особенны, что было бы странным, если бы мы четко делились на 12 стилевых решений.
Если Вы хотите подробнее узнать об основных стилевых направлениях, о которых я упоминаю в своих статьях, я
приглашаю Вас получить небольшой бесплатный курс «7 волшебных нот стиля». Это можно сделать
здесь: - набор красивых коллажей и сетов гарантирован, вы также
сможете подключиться к творческому процессу и создавать свои работы.
А также с удовольствием приглашаю вас на бесплатный онлайн вебинар моей коллеги и одного из экспертов проекта – Алины
Шманевой – «Культурные коды и образ»:
Рита, вам просто необходимо здесь побывать:)
|