|
|
|
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников ''Профессор'', специалист проекта по профессиональному самоопределению ''Твой Эверест'' |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Февраль - Мудрец. |
Еще об архетипе:
|
|
Теоретический этап
Благодарю всех, кто принял участие в обсуждении Искателя.
Хотелось бы далее прояснить позиции, через которые мне видится архетипическое поведение и профессия.
Важно внутри себя разлепить архетип и профессию. Например, если Мудрец, то обязательно преподаватель философии,
если Искатель, то обязательно путешественник и первооткрыватель.
У каждого архетипа есть своя проявленность - у кого-то архетип в базовой прошивке, у кого-то на стадии
Вызова (Вызов здесь выступает как начальная ситуация, запускающая архетипическое поведение), после решения задач которого
придет следующий этап (читать — архетипическое поведение).
Говоря о профессии, я говорю о функциях, деятельности, профессионально важных качествах (ПВК) человека,
которые могут сослужить добрую службу на работе. Если вы видите в себе Искателя, то это не значит, что
нужно писать заявление на увольнение и отправляться в кругосветное путешествие. Вполне может стать так, что достаточно
будет выявить акцент, где вы можете насладиться поиском чего-либо, проявить свою независимость и самостоятельность в принятии решении.
Архетипическое поведение Искателя может еще долгим эхом отзываться в нашем поведении и мы можем
переживать из-за постоянных поисков, но и здесь нам в помощь книга Барбары Шер «Отказываюсь выбирать!».
Выступление Эмили Вапник
и группа в фэйсбуке «Я-сканер!»
Осознание того, на каком этапе какого архетипа вы сейчас находитесь может помочь вам принять решение с
меньшими потерями (моральными/материальными).
Ниже буду сравнивать ахетипические поведения Искателя и Мудреца для более ясной картины и представления.
Архетип Мудрец/Философ
- Мой мозг, - сказал он, опершись локтями о ручки кресла и соединив перед собой кончики растопыренных пальцев, - бунтует
против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай - и я
забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной
деятельности. Именно поэтому я и выбрал для себя свою уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете.
Артур Конан Дойл. Знак четырех.
Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.
Какие этапы проходит человек в архетипе Мудреца?
Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.
Кэрол Пирсон подробно описывает сотрудника Философа:
«Работников-Мудрецов отличает большая потребность в автономии. Возьмем, к примеру, университеты и исследовательские
лаборатории — естественную среду обитания Мудрости. Сюда Мудрецы хотят приходить и уходить, когда им удобно (никаких
учетных карточек), любят делать свою работу в собственной манере, а мнение руководства предпочитают выслушивать
как равные. Зачастую скептически относятся к способности менеджера любого ранга — в силу недостаточного образования — принимать решения об их работе.»
Идеальные условия работы для Мудрецов:
«Организации-Мудрецы обычно имеют децентрализованную структуру с упором на повышение квалификации,
а не на контроль. Считается, что работники сами знают, что им следует делать и, следовательно,
вольны принимать самостоятельные решения. Администрация, обычно малочисленная, ведает коммерческой и
маркетинговой стороной, а большинство важных решений — касающихся учебных планов, методик преподавания, даже
карьерного роста и трудовых договоров — принимается в основном профессорско-преподавательским составом, через
громоздкую систему комиссий. Преподаватели полностью свободны и в определении режима работы, ведь именно
они ведут занятия и утверждают присутственные часы.»
В чем же разница между Искателем и Мудрецом в рабочих моментах:
Архетип Искателя, это прежде всего архетип пути, изменения, который помогает вытащить личную силу и свободу,
а архетип Мудреца как архетип возвращения, реставрации, помогает выпустить личную силу в мир.
Когда пробуждаются архетипы возвращения, люди и организации осознают кто же они на более глубоком уровне,
чем раньше. Теперь их мотивация — найти пути применения своим дарованиям и взглядам, чтобы изменить мир. Они
больше не рассказывают историй, чтобы о них позаботились, не занимаются обвинениями других и не ищут оправданий
своим действиям. Они скорее живут и работают таким образом, чтобы выразить свои ценности, свои обязательства и
таланты в социально ответственной манере. Эти архетипы обычно пробуждаются у зрелых людей или организаций, которые могут
не только получать выгоды от жизни в свободном обществе, но также берут на себя ответственность за вовлечение в социальную активность.
Архетип Мудреца ищет истины, которые делают нас свободными. Особенно если Мудрец преодолевает искушение стать
догматиком, он может помочь нам стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир и корректировать наш курс на
основе результатов наших действий и выбора решений.
Исходя из этого, какие профессионально важные качества здесь присутствуют?
- обособленность, стремление к уединению
- вдумчивость, скрупулезность
- экспертная позиция
- собранность и низкая эмоциональная проявленность
- «не от мира сего»
Желательные требования к условиям труда:
- гибкий график
- наличие экспертного мнения (наличие референтного лица или группы)
- постоянное повышение квалификации, возможность обучаться новому
- уединенное рабочее место или с минимальным количеством человек в кабинете
При отсутствии необходимых условий мы получим постоянную критику, недовольство руководством компании и самой
организации, двойные стандарты, необязательность, гордыню, игру по своим правилам.
Практическая часть
В комментариях в первом ряду напишите свое имя и свою профессию, по которой вы сейчас работаете
или процесс, в котором задействованы профессионально.
После того, как вы опубликовали свой комментарий (не до того, а после!), вы становитесь
компаньоном участнику, который разместил свой комментарий перед вашим.
Ваша роль как игрока: вы известный профессор, который анализирует профессию с точки зрения Архетипа
Мудреца. Вы должны поделиться своим экспертным мнением, как сотрудник-Мудрец реализовался бы в профессии, которая
указана в комментарии вашего компаньона. Вообразите, что у Мудреца в указанной профессиональной нише будет
получаться лучше всего? Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе? Что ему лучше поручать и не
поручать ни в коем случае? И при каких условиях рабочего процесса деятельность Мудреца приносит плоды и делает довольным сотрудника?
Соответственно, человек, который разместит свой комментарий после вашего, станет вашим компаньоном-профессором и
даст свое заключение по стратегии действия Мудреца в вашей профессии.
Задание со звездочкой: также вы можете побыть компаньонами для тех участников, с которыми вы хорошо
знакомы, или дополнительно попросить кого-то побыть вашим компаньоном.
|