Безликий. Внеличностный. Трансперсональный. И коллективно-бессознательный. Патологоанатом от культурологии. Аутопсист от психологии. Активная система распознавания образов. Мифо-диггер и сказко-дайвер.
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ

 
Май - Правитель
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 
Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать.
Еще хуже те правители, которых народ боится,
и хуже всех те, которых народ презирает.
Дао дэ цзин

Архетип этого мая (уже прошедшего, но в наших сердцах он будет жить вечно) – Правитель. Это один из условно-социальных архетипов: тех, кому для реализации необходимы Другие. В данном случае – подчиненные.

Немного о лже-царевичах

Гномы рулят. Потому что до педалей не достают (с)

Напомним здесь, в самом начале, что в архетипических исследованиях этого года мы разделяем:

  • сам Архетип как образ, идеальную сущность с определенными целями и свойствами, эйдос;
  • Носителя как человека, который в данный момент своей жизни занимается решением задач, присущих актуальному архетипу;
  • Имитатора как человека, который на самом деле задач актуального архетипа не решает, но хочет, чтобы все думали, что таки решает, и ради этого с определенным успехом делает соответствующий вид.

Чаще всего Имитатор и сам про себя думает, что он – Носитель, этот косплей происходит во внутренней реальности человека, перед некой внутренней публикой. Никаких архетипических задач все еще не решается, просто очень нравится образ. Ничего дурного в этих играх в общем-то нет, кроме траты времени разве что, так что отрицательных коннотаций мы Имитатору не придаем, "гоните его, насмехайтесь над ним" не кричим. Имитаторы полезны нам, по ним хорошо видно, какими внешними чертами обладает в массовом сознании тот или иной архетип, а поймав, перечислив и проанализировав эти черты, мы сможем проследить в исторической ретроспективе, откуда они взялись, что означали и как применялись. К другой работе Имитатора пристроить проблематично, а для наглядного пособия – сгодится.

Архетипы, которые мы рассматривали ранее, очень подходят для имитации: на них приятно посмотреть. Носителями таких архетипов хочется быть.

  • Искатель, в его умопомрачительной шляпе, с рюкзаком за спиной и тысячей далеких рассветов во взоре.
  • Мудрец, познавший законы вселенной, читающий алфавит созвездий и видящий тайны бессмертной души.
  • Маг, обладающий волшебной силой и по своей воле изменяющий рисунок на невесомой ткани реальности. Все эти ребята условно-автономны, про иерархию в обществе они что-то знают, но активно ею не пользуются. Другим заняты.
  • Опекун, рассмотренный в прошлом месяце, тоже привлекателен для Имитаторов, несмотря на отсутствие экзотического или потустороннего пафоса в облике. Это человек в скромном, но стильном сюртуке, человек, чье серьезное лицо вдруг расцветает живой и доброй улыбкой, когда вы молодец. Человек, способный и желающий любить и поддерживать. Опекун находится на довольно приятном месте в социальной иерархии и если не любим народом, то как минимум уважаем и безоговорочно принят. Так что имитировать Опекуна выгодно, и особых затрат не предполагается, можно даже шляпу не покупать.

Имитировать Правителя значительно приятнее, чем Опекуна, так как социальный вес его больше. Но зато имитация выходит значительно сложнее и обходится дороже. Нахождение на вершине иерархии подразумевает высокий уровень потребления, в том числе нематериального. Одно дело – дорогой табак, большая машина, пурпур, золото и соболя. Другое – осанка, взгляд, воспитание, образование, способ говорить и привычки ("точность – вежливость королей"). То, чем выскочки-нувориши отличаются от старой аристократии: на цацки и мех мексиканского тушкана им хватило быстрого ресурса, а вот "сто лет постригать траву, ради идеального газона" и с детства уметь держать спину – это медленный ресурс, имитировать его воистину непросто. Чуть промахнешься, и всем уже очевидно, что это только на словах ты Лев Толстой, и шапка – категорически не по Сеньке.

Что интересно, старая аристократия – это даже большая имитация Правителя, чем выскочка на большой машине и в ботинках из самого дорогого девственного крокодила. Выскочка, лидер в первом поколении, свой пост и право на крокодильи ботинки заработал сам, современному аристократу регалии достались по наследству. По сути, аристократ наших дней имитирует собственных предков-феодалов.

Для образа Правителя предки важны. Героические, а лучше – божественные, это уменьшает сопротивление среды при построении и поддержании иерархии. Интересно, что предки играют роль и для имитации Мага, сюда вписываются все эти "потомственные гадалки бабы Нюры" из газет бесплатных объявлений, делающие от ворот приворот. Они обращаются к живущему в массовом сознании закону: сила Мага наследуется, передается по крови, как мидихлорианы. Власть Правителя – тоже.

Немного о тру-царевичах

Какова цель архетипа Правителя? Построить стабильную благоденствующую систему, эффективно решающую актуальные задачи. Такую систему, которая выдержит и внешнюю атаку, и внутренний раздрай; систему, которая будет достаточно упорядочена, чтобы быть комфортной и достаточно хаотична, чтобы мочь развиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям. Это в идеале. Цель Носителя формулируется в голове живого человека похоже, но попроще, обычно в терминах "чтобы все работало и никто не умер".

Главный инструмент Правителя очевиден – это власть. Понятие объемное, сюда входит и неоспариваемое (хотя бы временно) право повелевать, и ответственность, и контроль. Похоже на Опекуна, только масштаб пошире, Правитель более зрелый архетип. Опекун – служитель жизни одного человека, Правитель – служитель жизни группы людей. Правитель "бьет по площадям", организовывая сообщество так, чтобы оно продолжалось во времени и пространстве, и тем продолжало жизнь и условия для жизни. И для творчества. И для открытий. И для искусства.

Мы люди. Для нас важно то, кто рядом с нами и важно то, что создано людьми. Наша система распознавания образов настроена на себе подобных, мы видим человеческие силуэты в трещинках на камне, видим лицо в рисунке кратеров на Луне и в любом объекте, где можно угадать пару точек – это глазки, и черточку – ротик. Правитель управляет самым ценным ресурсом на планете – людьми. Нас достаточно много, но мы, если честно, в массе своей довольно бестолковые. Мы эмоциональны, гениальны, жестоки, у нас есть чувства, воображение, парадоксально детерминированная свобода воли, творческая и исследовательская жилка. Тоска по чему-то большему и простые радости. Правитель знает, что целое больше суммы его частей, а система больше, чем ее элементы. Племя из двадцати человек с традициями и сказками, памятью и искусством, ритуалами и колыбельными совсем не то же самое, что просто двадцать каких-то человек, выстроенных в ряд. Мы важны. Мы прекрасны. Мы создаем удивительные вещи. Мы вид, изменяющий облик планеты. Мы чудовищно непоследовательны. Мы уязвимы. Мы боимся миллиона вещей. Мы капризничаем. Мы влюбляемся. Мы меняемся. Мы живы.

Управлять таким ресурсом задача не из легких. Правитель первой октавы часто сосредоточен только на том, чтобы, как было сказано ранее, "все работало и никто не умер". Чем дальше в лес, тем ближе рассматриваемый архетип подходит к Магу, и во второй октаве он может задаться новым вопросом – "на что вы способны все вместе?" Отсюда один шаг до изменения реальности, один шаг до того, чтобы забрать из системы свое неусыпное внимание, снять венец с бриллиантом и надеть венец с волшебным камнем. Но чтобы сделать этот шаг, требуется взглянуть в лицо собственной Тени.

Все могут короли (на самом деле нет)

Не в моей власти, чтобы я чувствовал или не чувствовал определенное побуждение.
В моей власти, однако, удовлетворяю ли я его или нет.
Иоганн Готлиб Фихте

Один из важных правительственных квестов – по сути Опекунского свойства. Использовать людей как части единого механизма, и все же видеть в них людей. Помнить об их границах и не приносить их в жертву. Правитель, забывший о любви, рискует свалиться в холодную, бесчувственную, жестокую Тень.

Кажется, что на первых порах или в кризисной ситуации Теневой Правитель должен быть страшно эффективен, просто потому, что никто не решится ему возражать и вот тут-то король в черной бархатной мантии железной рукой наведет порядок. Но это иллюзия: эффективность подтверждается выживанием и благоденствием группы, работой законов и их соблюдением. При черном короле закон и порядок – это сам Теневой Правитель и то, что захотела его левая пятка.

Дисциплина важнее мотивации. Правитель умеет принести подчиненным и то, и другое, но он точно знает, что дисциплина работает эффективнее и стабильнее. Поэтому полководец перед важной битвой произносит, конечно, для своего легиона прочувствованную напутственную речь, но до того воинов годами гоняли строевым шагом. Держать строй! Теневой Правитель тоже в курсе, что у порядка приоритет на чувствами, но выводы делает другие: не у системного, а у его личного порядка приоритет на чувствами всех остальных.

Правитель, не интегрировавший свою теневую сторону,до Мага так и не доберется. Это работает для всей авторской линейки архетипов: застряв в Тени более младшего архетипа, доступ к старшему не получить. Маг может использовать человеческие сообщества для трансформации мира. Как было сказано ранее, есть вещи, на которые способны только люди, так мы можем являться одновременно и средой, и ресурсом, и инструментом, и индикатором, и смыслом. Разница в том, что Маг, ткнув на нужные кнопки, может позволить себе дальше только смотреть на последствия, а Правитель подключен к своей группе напрямую и постоянно: нельзя побыть монархом полчасика до ужина, а там хоть потоп. Тиран, как Теневой правитель, сохраняет эту вовлеченность в сообщество, и точно так же не может просто взять и устраниться по своей воле. Таких обычно выносят из тронного зала только вперед ногами.

Правитель светлой стороны силы не должен выражать свои эмоции на людях, но внутри себя вполне может метаться и сомневаться в правильности пути. Теневой Архетип – любой – не сомневается никогда, это мертвая структура, в которой нет развития. В своем праве на власть Тиран не сомневается тоже. И это тупик.

Лайк, Дизлайк и все-все-все

Почему нам нравится Правитель внутри и снаружи:

+ Правитель знает, что делать. Если не знает, то придумает, если не придумает, найдет у кого спросить. Этот человек держит в уме все систему, он все учитывает и на него можно положиться. Большой и важный человек. Наверняка были божественные предки.

+ Если быть честными, то вопрос не в том, что индивид может взять от системы – здесь запросы обычно не различаются: нам нужна безопасность, уверенность в завтрашнем дне, понимание своего места в мире, определенный уровень потребления. Вопрос в том, что человек может дать системе. Правитель может дать как раз то, что все хотят взять: он дает закон и порядок. И это обеспечивает всем членам системы безопасность, уверенность в завтрашнем дне и место в иерархии. И уровень потребления, да.

+ Королем быть неплохо, все на него смотрят и все ему завидуют. Это наверняка отличный корм. Опять же, сопутствующие статусу цацки, борзые щенки, резиденции и гарем.

Почему нам НЕ нравится Правитель ни внутри, ни снаружи:

Все думают, что он в каждую минуту знает, что делать. Что у него каждую минуту есть какой-то план. Если он покажет, что в чем-то не уверен, дисциплина поплывет, веры не будет, подчинения не будет и все развалится. На самом деле плана толком нет, и то, что делает Правитель часто похоже на шахматный сеанс на восьми досках. Все эти доски стоят вокруг него, и восемь противников сверлят монарха взглядом. Или это похоже на шитье по приблизительным выкройкам из непослушной ткани, и нужно все учитывать, и нужно штопать возникающие дыры, усиливать где тонко, чтобы не порвалось. Или это похоже на игру одновременно на восьми арфах... Воистину, Правитель не отказался бы от божественных предков.

Если быть честными, то вопрос не в том, что индивид может взять от системы – здесь запросы обычно не различаются: нам нужна безопасность, уверенность в завтрашнем дне, понимание своего места в мире, определенный уровень потребления. Вопрос в том, что человек может дать системе. Правитель может дать то, что все хотят, да только люди сами не знают, чего хотят. А когда узнают, могут передумать. Поэтому им придется брать все, что Правитель дает, даже это будет игра на границе света и тени.

Иерархия нужна системам, она инструмент дисциплины и равновесия, и Правитель находится на самой вершине. В не самом устойчивом положении. Все на тебя смотрят и все тебе завидуют. Каждый кретин желает покуситься на твой кусок пирога, при этом с большой вероятностью распорядиться им качественно не сможет. Да даже если и сможет – ресурс потерян, инвестиция сгорает.

Вопросы на засыпку:

Важными квестами Правителя являются любовь, равновесие, постройка иерархии, расстановка приоритетов и вопрос лояльности. Как уже пройденные архетипы помогают Правителю решать эти задачи? Что берет Правитель от Воина? Что от Творца?

Что Правителю делать с носителями младших архетипов? Кем будут в воображаемом идеальном царстве Свои Парни? На какой должности будет хорошо смотреться Любовник? Куда пристроить Бунтаря?

Зачем Правителю могут пригодиться более старшие Маг и Мудрец – достаточно очевидно. Зачем Правителю – Шут?

Иллюстрации с королями-повелителями: Pavel Tatarnikov (приписка от Хло: этот художник знает все об архетипе Правитель. Посмотрите его книжные иллюстрации на сайте - прямая экспресс-доставка знаний об архетипе Правитель прямо в мозг).




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/887231.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/946864.html


© 2015-2018 hloflo