Психолог, гештальт-терапевт
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Апрель - архетип Опекун
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Всем привет!

Сегодня мы изучаем Опекуна или Заботливого.

Признаюсь, с этим архетипом у меня возникли некоторые сложности.

Во-первых, и картинки опекунского «гардероба», с которыми мы играли в начале проекта, и само название «Опекун» вызывают у меня образ этакой Мэри Поппинс, строгой и всезнающей гувернантки.

В книге же Марк и Пирсон этот архетип описан так, что в моем понимании, конечно, может быть применен к гувернантке и двум рядам медных пуговиц на строгом пиджаке, но с большой натяжкой.

Так что ранее возникший визуальный образ вошел в конфликт с тем, что пишут об этом архетипе авторы.

Была и еще одна проблема. В переводной версии книги архетип этот обозначен как «Заботливый», что, в принципе, отвечает авторскому описанию, но в качестве перевода оригинального названия «Caregiver» представляется мне неверным: судя по словарю и контексту, в котором это слово обычно встречается, вернее всего оно переводится именно как «опекун», «заботящийся» - причем заботящийся скорее профессионально, чем по велению сердца.

К авторскому описанию архетипа вопросов у меня тоже оказалось больше, чем ответов, так что этот материал будет больше похож на рассуждения и диалог с авторами, чем на связный доклад.

Итак, вот что пишут про Опекуна/Заботливого Марк и Пирсон:

«Заботливый особенно остро осознает уязвимость человека, но он озабочен не столько собственными вопросами, сколько решением проблем окружающих людей. Заботливый, Творец и Правитель находят удовлетворение в такой среде, кото­рая выглядит стабильной: старой части города; больших основательных зданиях; мощных автомобилях и приборах; окультуренных садах и парках; комфортабель­ной и хорошо подобранной обстановке; в том, что они сами спроектировали; тех­нологии, которая повышает степень контроля над окружающей средой. (…) Заботливый предвосхищает потребности людей, видит, что можно сделать для того, чтобы они чувствовали себя сытыми и в безопасности. Заботливый — это альтруист, которым движет сочувствие, щедрость и желание помогать окружающим. (...) Заботливый опасается нестабильности и трудно­стей не столько для себя лично, сколько из-за их последствий для окружающих, которые менее удачливы и стойки. Следовательно, смысл жизни заключается в том, чтобы давать другим. Фактически, больше всего Заботливый опасается, что что-нибудь случится с его любимыми людьми — и при этом прямо на его глазах. Самые наглядные образы Заботливого ассоциируются с сиделкой, старомод­ным деревенским врачом, участковым полицейским, учителями и т. п. Но истин­ная природа Заботливого, равно как и наши отношения с этим архетипом, гораздо более глубока и сложна, точно так же, как запутаны наши отношения с настоящи­ми Заботливыми в нашей жизни.»

Итак, смысл жизни Опекуна состоит в обеспечении безопасности и благополучия окружающих, особенно, близких. При этом о себе он может забывать.

Далее авторы обращаются к юнгианскому архетипу Матери, вспоминая его амбивалентность как матери одновременно благой и поглощающей:

«На протяжении длительного времени символы Заботливого, выраженные глав­ным образом через мощную материнскую фигуру, постепенно становились все более сентиментальными и демоническими. Бруно Беттельхейм описывает, как в легендах и сказках для детей материнская фигура часто разделяется на две противоположности: абсолютно злая ведьма или мачеха и абсолютно добрая волшебница или крестная мать. Как видите, нам очень сложно рассматривать сложную фигуру Заботливого как единое целое. В доисторические времена люди вырезали маленькие фигурки Богини-Мате­ри, которая точно так же, как и в наши дни, должна была посылать силу для дето­рождения и поддержания жизни детей, предоставляя им пищу, комфорт и воспи­тание. На протяжении всей истории архетип Заботливого ассоциировался и с материнским, и с отцовским желанием защитить детей и готовностью сделать все необходимое для них, даже если это потребует значительных жертв — но одно­временно, и с темным страхами превышения власти и непомерного контроля».

То есть авторы связывают образ Опекуна с архетипом Матери, особо отмечая его амбивалентность, причем троякую:

  • Во-первых, архетипическую: Мать как символ Рая, безопасности и удовлетворенности; и Мать поглощающая, демоническая.
  • Во-вторых, вероятно, родственное архетипическому разделение на «Хорошую» и «Плохую» мать, то есть мать присутствующую/удовлетворяющую потребности и мать отсутствующую/не удовлетворяющую, что, в общем, укоренено с психологической точки зрения: такое восприятие матери характерно для ребенка в определенный период развития.
  • В-третьих, двойственность самой заботы: как органичной, «полезной» для опекаемого, так и удушающей, токсичной, чрезмерной. Кроме того, авторы обращаются к мифу о Деметре и Персефоне, трактуя его как историю в том числе и о заботе, с чем я, честно говоря, категорически не согласна, так что, наверное, и в дебри мифа по этому поводу пускаться не буду.

Также Заботливый, по мнению авторов, всегда связан с Простодушным, потому что обычно именно Заботливый реализует мечты Простодушного о безопасном и прекрасном мире.

Заботливый

Желание: защитить людей от возможного ущерба.
Цель: помогать окружающим.
Страхи: эгоизм, неблагодарность.
Стратегия: делать добро окружающим.
Ловушка: мученичество, попадание в ловушку окружающих.
Награда: сочувствие, щедрость.

Уровни Заботливого

Вызов: увидеть кого-либо в беде.
Первый уровень: Заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании.
Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
Третий уровень: альтруизм, забота о мире.
Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.

От себя добавлю, что всей этой радостью, разумеется, беззастенчиво пользуются рекламщики, давя или на желание быть защищенным и опекаемым, или на вину и стыд за то, что этого не делаешь или делаешь недостаточно – по отношению к детям, пожилым родителям и даже домашним питомцам.

К слову, авторам и самим, похоже, архетип Опекуна дался непросто:

«Понимание сложности архетипа Заботливого и наших с ним отношений ис­ключительно важно для того, чтобы мы смогли осознать всю глубину и многосто­ронность этого архетипа в сообщении, который посылает бренд. Оно имеет реша­ющее значение для того, чтобы сделать этот архетип полезным для современных покупателей, которые прекрасно понимают, насколько запутанная вещь — оказа­ние заботы, до какой степени это чревато конфликтами, жертвами и насколько сложно оказывать реальную поддержку, а не душить своей заботой», - пишут они.

Что же делать нам? Как охватить этот амбивалентный, противоречивый едва ли не на каждом уровне и несущий довольно сложную эмоциональную нагрузку архетип?

Лезть в дебри архетипа Матери в рамках нашего исследования мне кажется неразумным и самонадеянным. Рассматривать Опекуна в отрыве от отношений с матерью – хоть архетипической, хоть настоящей, - довольно странно. Что еще мы можем найти в Опекуне?

Из описания Марк и Пирсон я вижу, что вокруг Опекуна поднимаются такие чувства как стыд, вина, сочувствие, беспомощность – и где-то в подложке, мне кажется, могут быть печаль или страх и возмущение как реакция острого несогласия с тем, что людям в этом мире может быть плохо, больно или опасно. Опекун помогает другим, забывая про себя – ради какой идеи? Ради благодарности? Или ради того, чтобы мир стал лучше, чтобы он был не таким опасным и жестоким? Или ради того, чтобы не имея возможности получить заботу для себя, удовлетворить эту потребность хотя бы таким образом, через заботу о других?

Даже из этих вопросов всплывает сразу столько всего, что я не знаю, как уместить это в одном посте, а главное, остаться при этом в рамках игры. А уменьшать образ до Гувернантки уже не хочется.

Но попробуем пройтись по краю. Поговорим о заботе.

БЛОК 1.

Что вы считаете заботой? Какой заботы вы бы хотели для себя? Как вы сами заботитесь об окружающих?

Когда у вас возникает желание о ком-то позаботиться? Что включает в вас режим заботящегося?

О ком вы готовы заботиться, а о ком нет? Почему? Можете ли вы отказать кому-то в заботе?

Когда вы сами нуждаетесь в заботе? Замечаете ли вы это? Говорите ли об этом окружающим? Знаете ли вы при этом, какой именно заботы вам хочется и озвучиваете ли это?

От кого вы готовы принять заботу, а от кого нет? Почему? Можете ли вы отказать кому-то в попытке о вас позаботиться?

Можете ли вы заботиться о себе сами?

Бывает ли, что вы вынуждены о ком-то заботиться, и не хотите? Что вы при этом чувствуете?

Бывает ли, что вы хотите о ком-то позаботиться, но вашу заботу отвергают? Что вы переживаете при этом?

Ну и традиционный блок под катом:

БЛОК 2.

Итак, закройте глаза, подумайте о своем Опекуне, представьте его себе: это могут быть любые образы, цвета, звуки, видеоряд, интерьер… Представили? Открывайте глаза – и поехали. :)

Для тех, кого привлекает образ Опекуна

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Опекуна? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Опекуном, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Опекуна

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Опекуна? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Опекуном, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
    - Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
    - Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

  • Как вы думаете, много ли в вас Опекуна?
  • Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Опекуна? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Опекуна?
  • Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Опекуна, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
  • Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А в самом конце снова закройте глаза, подумайте о своем Опекуне и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.

Делитесь впечатлениями!

Изменился ли для вас образ Опекуна после упражнений или остался прежним?




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/932411.html


© 2015-2018 hloflo