|
|
|
Психолог, гештальт-терапевт |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Апрель - архетип Опекун |
Еще об архетипе:
|
|
Всем привет!
Сегодня мы изучаем Опекуна или Заботливого.
Признаюсь, с этим архетипом у меня возникли некоторые сложности.
Во-первых, и картинки опекунского «гардероба», с которыми мы играли в начале проекта, и само название «Опекун» вызывают
у меня образ этакой Мэри Поппинс, строгой и всезнающей гувернантки.
В книге же Марк и Пирсон этот архетип описан так, что в моем понимании, конечно, может быть применен к гувернантке и
двум рядам медных пуговиц на строгом пиджаке, но с большой натяжкой.
Так что ранее возникший визуальный образ вошел в конфликт с тем, что пишут об этом архетипе авторы.
Была и еще одна проблема. В переводной версии книги архетип этот обозначен как «Заботливый», что, в принципе, отвечает авторскому описанию, но
в качестве перевода оригинального названия «Caregiver» представляется мне неверным: судя по словарю и контексту, в
котором это слово обычно встречается, вернее всего оно переводится именно как «опекун», «заботящийся» - причем заботящийся
скорее профессионально, чем по велению сердца.
К авторскому описанию архетипа вопросов у меня тоже оказалось больше, чем ответов, так что этот материал будет
больше похож на рассуждения и диалог с авторами, чем на связный доклад.
Итак, вот что пишут про Опекуна/Заботливого Марк и Пирсон:
«Заботливый особенно остро осознает уязвимость человека, но он озабочен не столько собственными вопросами, сколько решением проблем окружающих людей.
Заботливый, Творец и Правитель находят удовлетворение в такой среде, которая выглядит стабильной: старой части города; больших основательных зданиях;
мощных автомобилях и приборах; окультуренных садах и парках; комфортабельной и хорошо подобранной обстановке; в том, что они сами спроектировали;
технологии, которая повышает степень контроля над окружающей средой. (…) Заботливый предвосхищает потребности людей, видит, что можно сделать для того,
чтобы они чувствовали себя сытыми и в безопасности.
Заботливый — это альтруист, которым движет сочувствие, щедрость и желание помогать окружающим. (...) Заботливый опасается нестабильности и трудностей
не столько для себя лично, сколько из-за их последствий для окружающих, которые менее удачливы и стойки. Следовательно, смысл жизни заключается в
том, чтобы давать другим. Фактически, больше всего Заботливый опасается, что что-нибудь случится с его любимыми людьми — и при этом прямо на его глазах.
Самые наглядные образы Заботливого ассоциируются с сиделкой, старомодным деревенским врачом, участковым полицейским, учителями и т. п. Но
истинная природа Заботливого, равно как и наши отношения с этим архетипом, гораздо более глубока и сложна, точно так же, как запутаны наши
отношения с настоящими Заботливыми в нашей жизни.»
Итак, смысл жизни Опекуна состоит в обеспечении безопасности и благополучия окружающих, особенно, близких. При этом о себе он может забывать.
Далее авторы обращаются к юнгианскому архетипу Матери, вспоминая его амбивалентность как матери одновременно благой и поглощающей:
«На протяжении длительного времени символы Заботливого, выраженные главным образом через мощную материнскую фигуру, постепенно становились
все более сентиментальными и демоническими. Бруно Беттельхейм описывает, как в легендах и сказках для детей материнская фигура часто разделяется
на две противоположности: абсолютно злая ведьма или мачеха и абсолютно добрая волшебница или крестная мать. Как видите, нам очень сложно
рассматривать сложную фигуру Заботливого как единое целое.
В доисторические времена люди вырезали маленькие фигурки Богини-Матери, которая точно так же, как и в наши дни, должна была
посылать силу для деторождения и поддержания жизни детей, предоставляя им пищу, комфорт и воспитание. На протяжении всей истории
архетип Заботливого ассоциировался и с материнским, и с отцовским желанием защитить детей и готовностью сделать все необходимое для них, даже
если это потребует значительных жертв — но одновременно, и с темным страхами превышения власти и непомерного контроля».
То есть авторы связывают образ Опекуна с архетипом Матери, особо отмечая его амбивалентность, причем троякую:
- Во-первых, архетипическую: Мать как символ Рая, безопасности и удовлетворенности; и Мать поглощающая, демоническая.
- Во-вторых, вероятно, родственное архетипическому разделение на «Хорошую» и «Плохую» мать, то есть мать
присутствующую/удовлетворяющую потребности и мать отсутствующую/не удовлетворяющую, что, в общем, укоренено с
психологической точки зрения: такое восприятие матери характерно для ребенка в определенный период развития.
- В-третьих, двойственность самой заботы: как органичной, «полезной» для опекаемого, так и удушающей, токсичной, чрезмерной.
Кроме того, авторы обращаются к мифу о Деметре и Персефоне, трактуя его как историю в том числе и о заботе, с чем я, честно говоря,
категорически не согласна, так что, наверное, и в дебри мифа по этому поводу пускаться не буду.
Также Заботливый, по мнению авторов, всегда связан с Простодушным, потому что обычно именно Заботливый
реализует мечты Простодушного о безопасном и прекрасном мире.
Заботливый
Желание: защитить людей от возможного ущерба.
Цель: помогать окружающим.
Страхи: эгоизм, неблагодарность.
Стратегия: делать добро окружающим.
Ловушка: мученичество, попадание в ловушку окружающих.
Награда: сочувствие, щедрость.
Уровни Заботливого
Вызов: увидеть кого-либо в беде.
Первый уровень: Заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании.
Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
Третий уровень: альтруизм, забота о мире.
Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.
От себя добавлю, что всей этой радостью, разумеется, беззастенчиво пользуются рекламщики, давя или на
желание быть защищенным и опекаемым, или на вину и стыд за то, что этого не делаешь или делаешь недостаточно –
по отношению к детям, пожилым родителям и даже домашним питомцам.
К слову, авторам и самим, похоже, архетип Опекуна дался непросто:
«Понимание сложности архетипа Заботливого и наших с ним отношений исключительно важно для того, чтобы мы смогли осознать всю глубину и многосторонность
этого архетипа в сообщении, который посылает бренд. Оно имеет решающее значение для того, чтобы сделать этот архетип полезным для
современных покупателей, которые прекрасно понимают, насколько запутанная вещь — оказание заботы, до какой степени это чревато конфликтами,
жертвами и насколько сложно оказывать реальную поддержку, а не душить своей заботой», - пишут они.
Что же делать нам? Как охватить этот амбивалентный, противоречивый едва ли не на каждом уровне и несущий довольно сложную эмоциональную нагрузку архетип?
Лезть в дебри архетипа Матери в рамках нашего исследования мне кажется неразумным и самонадеянным. Рассматривать Опекуна в
отрыве от отношений с матерью – хоть архетипической, хоть настоящей, - довольно странно. Что еще мы можем найти в Опекуне?
Из описания Марк и Пирсон я вижу, что вокруг Опекуна поднимаются такие чувства как стыд, вина, сочувствие,
беспомощность – и где-то в подложке, мне кажется, могут быть печаль или страх и возмущение как реакция
острого несогласия с тем, что людям в этом мире может быть плохо, больно или опасно. Опекун помогает другим,
забывая про себя – ради какой идеи? Ради благодарности? Или ради того, чтобы мир стал лучше, чтобы он был не таким
опасным и жестоким? Или ради того, чтобы не имея возможности получить заботу для себя, удовлетворить эту потребность
хотя бы таким образом, через заботу о других?
Даже из этих вопросов всплывает сразу столько всего, что я не знаю, как уместить это в одном посте, а главное,
остаться при этом в рамках игры. А уменьшать образ до Гувернантки уже не хочется.
Но попробуем пройтись по краю. Поговорим о заботе.
БЛОК 1.
Что вы считаете заботой? Какой заботы вы бы хотели для себя? Как вы сами заботитесь об окружающих?
Когда у вас возникает желание о ком-то позаботиться? Что включает в вас режим заботящегося?
О ком вы готовы заботиться, а о ком нет? Почему? Можете ли вы отказать кому-то в заботе?
Когда вы сами нуждаетесь в заботе? Замечаете ли вы это? Говорите ли об этом окружающим? Знаете ли вы при этом, какой именно заботы вам хочется и озвучиваете ли это?
От кого вы готовы принять заботу, а от кого нет? Почему? Можете ли вы отказать кому-то в попытке о вас позаботиться?
Можете ли вы заботиться о себе сами?
Бывает ли, что вы вынуждены о ком-то заботиться, и не хотите? Что вы при этом чувствуете?
Бывает ли, что вы хотите о ком-то позаботиться, но вашу заботу отвергают? Что вы переживаете при этом?
Ну и традиционный блок под катом:
БЛОК 2.
Итак, закройте глаза, подумайте о своем Опекуне, представьте его себе: это могут быть любые образы, цвета, звуки,
видеоряд, интерьер… Представили? Открывайте глаза – и поехали. :)
Для тех, кого привлекает образ Опекуна
I. Вот он какооой…
- Какими вы сами видите основные черты, характеристики Опекуна? (Они могут и
отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши
представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе).
Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
- Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
- Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
- Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
- Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.
II. Если б я был султан…
- «Если бы я был Опекуном, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
- Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?
Для тех, кому неприятен образ Опекуна
I. Вот он какооой…
- Какими вы сами видите основные черты, характеристики Опекуна? (Они могут и отличаться от тех, что
приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе:
что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
- Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
- На что это похоже в вашей жизни?
- Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
- Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?
II. Если б я был султан…
- «Если бы я был Опекуном, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
- Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?
Для всех:
- Как вы думаете, много ли в вас Опекуна?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе
Опекуна? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Опекуна?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Опекуна,
чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?
А в самом конце снова закройте глаза, подумайте о своем Опекуне и найдите картинку, отражающую для вас этот образ.
Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.
Делитесь впечатлениями!
Изменился ли для вас образ Опекуна после упражнений или остался прежним?
|