Татьяна Бондаренко - основатель Школы образных решений IDEA-class, имидж-стилист
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК

 
Апрель - архетип Опекун
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Исследование архетипа

Продолжаем эксперимент Школы образных решений IDEA-class. Основатель Школы Татьяна Бондаренко и ее команда изучают, совпадает ли архетип, который "считывают" с внешности человека, и стилевые решения, которые бы порекомендовали профессионалы в области стиля для наиболее выигрышного раскрытия внешних данных.

Из всех заявок для эксперимента были отобраны три кандидата, которых незнакомые люди большинством голосов определили в Опекунов.

Архетип заботливого – пожалуй, один из самых сдержанных, с точки зрения выразительных средств из всей дюжины архетипов. Это и понятно, ведь его роль – помогать и поддерживать, находясь рядом или на шаг сзади, не привлекая внимание к собственной персоне, заботясь о деле или о своем (своих) подопечных.

Приступая к статье, я была уверена, что образов, которые я предложу к рассмотрению окажется немного, но на деле вышло совсем иначе - стоило лишь покопаться в теме поглубже. И не смотря на явную сдержанность визуальных инструментов (цветов, фактур, форм и принтов), на этот архетип хватило своих стилевых вариаций, и что-то даже пришлось оставить за бортом.

Как обычно, начнем исследование образа опекуна в стиле с создания «атмосферного» коллажа, передающего нам ассоциативные зарисовки, которые возникают в воображении в связи со словами «забота», «обучение», «опека», «помощь», «поддержка». И уже из полученного коллажа будем «доставать» конкретные инструменты для создания образов: цвета, формы, фактуры и рисунки. Основные ассоциации с названием «caregiver» - «дающий заботу» - это родители, и прежде всего мать, а также учитель, наставник, опекун, слуга, сиделка, взрослый, воспитатель, врач, помощник и другие. А слова, ассоциирующиеся с темой заботы – это руки, поддержка, тепло, уют, нежность, ласка, помощь, очаг, надежность, доверие, спокойствие, мягкость, естественность, еда, жизнь, опека, опора.

Ответственность за другого человека – его жизнь, успехи, формирование ценностей, часто приводит к появлению в ряду ассоциаций таких слов, как: строгость, ответственность, осторожность, давление, настойчивость, правила и запреты – ведь иногда заботящийся в интересах своего подопечного может оказаться даже жестким, чтобы привести объект своего наставничества к желаемой цели.

Учителям часто приходится подгонять своего ученика, а врачам – причинять боль, для того, чтобы вылечить и выходить своего пациента, сохранить ему жизнь. Социальную и культурную важность «опекунов» сложно переоценить. Зачастую находясь в тени, они не только сохраняют жизни, но и помогают миру получить блестящих Мыслителей с их теориями, разработками, и, как следствие общим прогрессом, бесстрашных Героев, спасающих мир от разных напастей, отважных Землепроходцев, открывающих новые страны и расширяющие горизонты доступного, неутомимых Бунтарей-революционеров, ломающих старые системы, а также представителей всех остальных архетипов: Магов, Правителей, и т.д. Увлеченные своими идеями и приоритетами, они нередко оказываются далекими от бытовой стороны жизни, и здесь надежные руки Заботливого оказываются как нельзя кстати: покормить, напоить, настроить, показать путь, увлечь идеей, вдохновить на подвиг, заставить поверить в свои силы, уберечь и сохранить своего подопечного, а нередко еще и законспектировать в своих заметках, хрониках, дневниках и летописях все произошедшие истории, найденные методы, теории, планы, чертежи, находки, весь бесценный опыт, который смело можно будет передать новому, молодому Опекуну, перенимающему эстафету, тому, кто будет заботиться уже о новом поколении.

Жизненные ценности и ориентиры Заботливого не могут не быть мне близки. Четверо детей, работа, связанная с обучением, а также миссия (личная и Школы) помогать людям становиться успешными через красоту и гармонию, стимулируют меня показать, насколько разнообразен и красив в своем стилевом выражении может быть образ Заботливого, вопреки многим суждениям о том, что его стилистика достаточно скудна и, как следствие этого, скучна.

Итак, начнем.

Сам образ Опекуна создается при помощи инструментов натурального и классического стилей. (Если Вы хотите подробнее узнать о каждом из основных стилевых направлений, посмотрите наш бесплатный курс «7 нот стиля»). Натуральный стиль – это те самые мягкость, тепло, уют, забота, очаг, семья, естественность, принятие - это основы, без которых невозможно дальнейшее развитие – земля, базис. А классика вносит строгость, ответственность, четкость, «правильность». И оба стилевых направления сходятся на том, что несут ощущение надежности и спокойствия, а также поддерживают идеи традиционности и консерватизма, с различиями лишь в том, что в случае классики речь скорее идет о традициях правил и порядков поведения, общения и внешнего вида, соблюдении методов и практик, эмоциональной сдержанности, а в случае натурального стиля – это забота о наследии народа, о сохранении его культурных и семейных ценностей, предметов быта старины, поддержании фольклорных направлений, а также интереса молодых к истории своего народа, к устному и письменному народному творчеству, забота о неразрывной связи между поколениями.

Натуральный стиль является основой образа, а классика скорее регулирует настроение и способ подачи, иногда даже (чисто визуально) выходя в этом тандеме в лидеры.

Общую стилевую формулу архетипа можно обозначить следующим образом:

  • Цветовая гамма. Основные цвета: бежево-коричневые или серые оттенки (нейтральные, спокойные, земные). Дополнительные: белый (хлопковый, бельевой), синий, и другие природные цвета чаще в приглушенных оттенках.
  • Фактуры. Как гладкие, так и рельефные, как легкие, так и тяжелые, грубоватые (это будет зависеть от конкретного образа и преобладания классики или натурального в конечной стилистике. Здесь не будет блестящих тканей – только матовые, натуральные. Через фактуры, как правило, и будет передаваться основа натурального стиля.
  • Формы кроя. Простые. Как более классичные – правильные, лаконичные, выверенные, так и более объемные, укутывающие, уютные - натуральные.
  • Рисунки, принты. Как я уже говорила, Заботливый, не привлекает внимание к собственной персоне, поэтому чаще принты либо отсутствуют, либо неяркие, сдержанные, по оттенку близкие к основному цвету ткани, без контрастов – родом из натурального стиля – орнаментальные. Наиболее распространенным принтом также является клетка – как самый статичный, «надежный» и консервативный принт, а также тема клетки часто ассоциируется с пледом, т.е. чем-то укрывающим, согревающим.
  • Аксессуары. Тема служения берет свои корни очень давно, да и сам по себе образ достаточно консервативен, ведь он направлен на сохранение и оберегание как жизни и комфорта, так и традиций, ценностей, информации, а не на поиски чего-то нового и необычного. Именно поэтому в качестве «говорящих» инструментов могут быть исторические элементы кроя и винтажные или сделанные под старину аксессуары, словно бы передаваемые из поколения в поколение, «фамильные».

Тема заботы тесно связана с темой матери – а это территория натурального стиля. Мать – первая, кто встречает свое дитя в этом мире, и безвозмездно дарит свою любовь, заботу и ласку, оберегая от всех напастей. Во все времена красота образа Матери воспевалась в стихах, песнях, живописи и скульптуре: нежная и укрывающая, жертвенная и защищающая, верная и преданная.

В одних только материнских образах можно найти множество вариаций: от улыбающейся молодой женщины, кормящей грудью своего новорожденного младенца, до изможденной, но сильной и закаленной ожиданиями солдатской матери, глядящей вдаль, на дорогу, где взгляд, застланный слезой, так ожидает увидеть своего сына живым и невредимым.

Безусловно, подача образа будет в этих случаях разной и по колориту (светлому и нежному или более тяжелому, насыщенному), и по фактурам (летящим и легким или грубоватым и плотным). Но общая основа тем не менее останется единой: крой простой, натуральный, принты орнаментальные или заменены фактурными вариациями. Разница стилевых формул будет объясняться примесью других архетипов. Дитя окажет влияние на итоговый образ в первом случае, а герой – во втором.

Образы могут быть нарядными или повседневными, более современными или с добавлением исторических ноток, но стилистика, связанная с радостью материнства, с младенцами и маленькими детьми всегда будет наполнена светом, нежностью и легкостью.

Образ заботливого больше связан с женственностью, поэтому предпочтительны юбки или платья, но для удобства в отдельных случаях можно надеть и брючки. Тогда, чтобы настроение не ушло, важно сохранить цветовую гамму, а также добавить какие-то «укутывающие» элементы вроде большого воротника или мягкого шарфа. А с помощью винтажных украшений можно внести в образ историческую изюминку.

А вот для сравнения образ солдатской матери – благословляющей, отпускающей, ожидающей, незримо и постоянно дающей свою защиту, поддержку и любовь на расстоянии.

Образ ждущей матери – это не только киношный образ послевоенной эпохи. Подобная стилистика достаточно часто используется и в современной работе с клиентом, когда натуральный стиль смешивается с классикой или даже драмой, создавая образ природный и одновременно героический. Подобные решения могут подойти и в случае, когда натуральный стиль идет в чистом виде, и черты лица клиента при этом достаточно крупные, крепкие.

Образ Матери можно рассматривать также в самом широком смысле – как образ прародительницы, Матери Земли.

И в этом случае мы можем обратиться к языческим натуральным образам, вовсю подключающим фольклорные, этнические элементы, чтобы раскрыть связь с Землей, Природой, с древностью.

На этом образе я плавно перейду к реальным героиням – опекунам. В этот раз я решила совместить две статьи в одну, и рассматривать внешность героинь прямо внутри обзора стилистики, как примеры, кому пошли бы те или иные вариации. Тем более, что типажи героинь этого месяца отлично иллюстрируют те образы, о которых я веду речь.

Подбор гардероба

Героиня первая – Ольга

Натуральная основа во внешности Ольги достаточно очевидна, к тому же фотографии на природе (особенно с колосками) подают образ очень выгодно, несмотря на то, что одежда проста, отсутствуют украшения, а также яркий макияж или какая-то специальная прическа. Длинные распущенные волосы – главный козырь Ольги, с которым нельзя расставаться ни под каким предлогом в угоду каких-либо модных тенденций. Наполненность черт лица, их крупность, а также некоторая «сказочность» во внешности неизбежно выводит нас на языческий образ славянской Берегини – заботливой, помогающей, могущественной, хранящей, повелевающей природой (разливом рек, живностью), помогающей в любви, хозяйстве и даже войнах.

Для Ольги образ может иметь .... как более «суровые» натуральные вариации (благодаря ее крупным чертам лица) – в основном на холодное время года.

Так и более нежные, легкие (благодаря улыбке, ямочкам на щеках, и некоторой сказочности) – как правило на летнее солнечное время. В обоих случаях формы кроя удлиненные, поддерживающие вытянутые черты и форму лица, а также необходимы фактурные элементы или свободные формы (юбка со сборками, свободный свитер, объемная сумка) для гармонии объемов. Хлопковые блузки, вязаные кардиганы и удлиненные жилеты с вышивкой – все это Ольга может использовать в создании своих образов. Еще одна вариация для нашей героини – это образ хиппи, в котором тесно переплетаются природные мотивы и тема радости жизни «детей цветов» (но об этой вариации я буду подробнее рассказывать при обзоре архетипа «Дитя»)

В качестве принтов в основном применяются орнаменты. Также используется печворк, бахрома, отделка тесьмой. Украшения – из полудрагоценных камней неровной (валунной формы), тема листьев, ягод. От стилистики нашей героини я плавно хочу перейти к еще одной вариации образа Заботливого. Фигура Берегини в какой-то момент в славянском эпосе очень тесно переплелась с образом Богоматери, Богородицы, Девы Марии – земной Матери Иисуса Христа, величайшей из всех святых. Можно сказать, что образ Богоматери – это религиозное проявление заботы и опеки.

Появление в одежде платков и накидок, а также аксессуаров и принтов с изображениями икон, библейских сюжетов и ликов святых не будет кощунством, если человек, носящий подобные вещи, вкладывает в них не только лишь украшательский смысл, а разделяет настроение и убеждения на глубинном уровне.

Платки на голову, объемные капюшоны, палантины, накидки, все то, что покрывает голову и плечи – могут стать ярким элементом, создающим в образе ощущение защиты.

А теперь перейдем к образам, в которых влияние классики более заметно и ощутимо. Классика входит в образ заботливого прежде всего через форму, организовывает, придает строгости. Современные врачи и медсестры, а ранее – сестры милосердия – один из ярких вариантов исследуемого архетипа. И если в образе современного врача мы вряд ли найдем инструменты для создания выразительного стильного образа, то обратившись к стилистике сестер милосердия, мы сможем почерпнуть интересные элементы, которые можно перенести в современный стильный сет.

Причем формы могут по-прежнему варьироваться от более строгих и четких к более мягким и объемным, а фактурный ряд быть как гладким и плотным, так и более фактурным, и рыхлым. Цветовое решение может быть, как монохромным, так и более контрастным (в зависимости от колорита клиента, а также от настроения и задачи). Но и в первом и во втором случае остается простота и «неприметность», общая неброскость сетов.

Еще один пласт образов, которые могут расширить наш ряд стилевых вариаций – это горничные, служанки, экономки и гувернантки.

Казалось, бы, общие инструменты для создания весьма однообразны, однако же и здесь можно найти пространство для фантазии: от более строгих, даже немного чопорных образов гувернантки викторианской эпохи до более игривой и кокетливой садовницы.

В последнем случае в инструментарий можно добавить цветочный принт и плетеную соломенную фактуру (в аксессуарах) – как имитация корзин для цветов и общая ассоциативная связь с садом, цветовая гамма также может в небольших пропорциях пополниться более яркими «цветочными» оттенками.

А одной из наших героинь – опекунов как раз подошел бы образ гувернантки – элегантной, хорошо воспитанной и немного мечтательной девушки 19-го века, говорящей на нескольких языках, умеющей поддержать беседу на самые разные темы, показывающей высокий уровень знаний, но вечерами, тем не менее украдкой зачитывающейся романами о любви, и хранящей «Евгения Онегина» под подушкой.

Героиня вторая – Мария

Крупные и выразительные черты лица Марии по сравнению с чертами Ольги имеют больше тяготения к классическим, от этого общий облик становится более сдержанным, спокойным, строгим. В поведении считывается больше манерности и даже некоторой чопорности, традиционности, благодаря чему в образ необходимо «уводить в прошлое». Непреходящая мода на историзм позволяет нашей героине несмотря на «несовременность» внешности носить очень модные, совершенно уникальные и мало кому идущие вещи и сеты.

Образ Марии строится на ... более гладких фактурах, сочетании светлых (белых, кремовых, бежевых, серо-голубых) оттенков и глубоких, темных, но слегка приглушенных (черных, серых, синих, коричневых) тонах. Основные формы кроя – длинные или удлиненные юбки в сочетаниях с блузами закрытых форм с оборками и бантами, жилетами, жакетами с элементами исторического кроя (расширенные рукава, оборки, с бантами, приталенные жакеты с шалевым воротником) Фактуры – тонкий хлопок, бархат, шерсть, кружево, твиды, кашемир, отлично будут смотреться тяжелые ткани на контрасте с легкими. Дополнить образ можно камеями, кулонами, из обуви идеально подойдут закрытые замшевые туфли или ботильоны. Прическа – длинные волосы, убранные в низкую прическу на затылке.

В повседневных сетах можно использовать более нейтральные варианты одежды, лишь с небольшими отголосками прошлой эпохи, общая эмоция от образа сложится благодаря «сотрудничеству» с внешностью.

Мария, исторические образы – это ваша область, носите с удовольствием! А я продолжаю дальше обзор образов для архетипа Опекуна.

И в этой связи нельзя не сказать об английском стиле, занимающим здесь очень важное место. Англия по праву считается одной из самых консервативных стран, поэтому и стиль этот в самых разных вариациях от элегантных и аристократических (в смеси с Правителем) до более естественных, природных и даже фолковых образов. Стилевые вариации на тему Англии могут быть как историческими, так и более современными, к примеру, образ (назовем его условно) «профессор из Кембриджа».

Учитель, педагог, наставник передает свои знания, опыт и навыки. Здесь главными чертами становятся собранность, четкость и точность, а также некоторая строгость, ведь в любом обучении есть свои правила, которые необходимо соблюдать. Также важна эмоциональная нейтральность, которая поможет ученику сконцентрироваться на предмете познания и обучения.

Возможны также и вариации, когда тему «наставника», «Англии», и историческую традиционность можно соединить в одну стилевую историю – историю нашей третьей героини.

Героиня третья – Мария

Внешность Марии сочетает в себе сосредоточенность и сдержанность классики, «смягченной» естественностью и природностью натурального стиля. Также в некоторых ракурсах можно заметить некоторую «плывучесть» черт, несущая ощущение глубины, погружения в свой мир, отстранения, созерцания - все это нотки романтизма. Я бы предложила для Марии как ориентир – образ Джен Эйр, пожалуй, самой знаменитой гувернантки викторианской эпохи благодаря перу Шарлотты Бронте, а также популярной телеэкранизации, а затем и художественному фильму 2011 года.

Я не стану подробно описывать формулу стиля, думаю, приемы для создания образа в данном случае очевидны, а лучше покажу... чуть больше картинок.

Особенностью внешности Марии является то, что она может поддержать как образ с историзмом, так и более современные вариации – все будет зависеть от личных пристрастий героини.

Несмотря на холодный цветотип Марии, образ выстраивается во многом на теплых оттенках, их глубина и выразительность вносят сложность в достаточно сдержанные сеты.

Мария, Вы можете активно использовать клетку, только я бы не рекомендовала очень крупную, или располагать ее подальше от лица, в нижней части сета или фрагментарно.

А вот и более современные варианты.

И в заключение обзора, как обычно, подтвержу то, что стилистика «чистого» архетипа в случае с реальными людьми как правило видоизменяется в зависимости от примесей других архетипов. А в соответствии со своей зоной комфорта и проживаемыми в настоящий момент архетипами, можно «настроить» образ, трансформировать его для того, чтобы он стал максимально удобным, радующим Вас, вдохновляющим и придающим силы в конкретный временной период Вашей жизни. А постараться выявить свои текущие архетипы и обсудить, как бы они могли реализоваться в образе, я приглашаю москвичек на наш уже четвертый тренинг «Архетипы и стиль», расширенная версия которого пройдет 29 мая с 10 до 15 часов в московской студии Школы. Подробнее о мероприятии.

P.S. Не удержусь все-таки, и немного забегая вперед, на территорию другого архетипа, покажу 2 слайда, имеющих некоторое отношение к сегодняшней теме. Эпоха Ренессанса принесла не только возрождение идеалов древней Греции и интереса к античной культуре и человеку, но и моду на зрелую красоту, красоту материнства, беременности. Ренессанс в большей степени – эпоха Любовника, именно в обзоре данного архетипа я буду рассматривать ее подробнее, а здесь покажу лишь два самых сдержанных слайда, наиболее соответствующих теме сегодняшнего обзора.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/888940.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/942160.html


© 2015-2018 hloflo