Дизайнер одежды и имидж-стилист
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК

 
Апрель - архетип Опекун
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 
"Когда ты одета хорошо, другие замечают тебя, когда плохо - твою одежду"
Коко Шанель

Психологические грани Опекуна/Заботливого/Хранителя весьма емко описали мои коллеги по проекту. А я, по обыкновению, начну с простого - с принципов визуального восприятия и дизайна одежды. А конкретнее - с линий и понятий линеарность и живописность.

В прошлых архетипах мы обсуждали психологическое восприятие линий, прямых, косых и пр. Вертикальные передают стремление вверх, рост, торжественность.

Генрих Вёльфлин "Основные понятия. Линейность и живописность": "Графический (линейный) стиль видим в линиях, живописный — в массах. Видеть линейно значит в таком случае, что смысл и красота вещей отыскиваются прежде всего в контурах — глаз движется вдоль границ и как бы ощупывает края предметов, между тем как видение в массах имеет место там, где внимание отвлекается от краев, где контур в качестве зрительного пути стал более или менее безразличен глазу и основным элементом впечатления яв¬ляются предметы как видимые пятна".

Линеарность в графике - это техника исполнения произведения, выполненного линией или контуром. То есть если перед вами контур человека имеет четкую прорисовку (а иногда и вовсе обведен контрастной линией), мы говорим о линеарности. Яркий пример в истории мирового искусства - классицизм.

Живописность - противоположное линеарности понятие. В широком смысле слова живописность — свободная живая выразительность, яркая образность, красочность. Яркий пример в мировой живописи - эпоха барокко.

А теперь вернемся к нашим ролевым гардеробам. Линейное видение имеет к Опекуну самое прямое отношение, ведь оно резко отделяет форму от формы.

Каковы характерные качества Опекуна? Хранить стабильность, оберегать и взращивать. А для этого ему нужно предметное понимание с какими конкретными "формами" подопечного он работает. Конкретика, какую "форму" стоит развивать и взращивать. В каком-то смысле четкий и рациональный подход, без абстрактных и живописных отступлений. Ребенок - еда - рост. Дом - чистота - стабильность. Посадил - полил - взрастил. Обучил - показал на практике - сформировал. Отсюда идет лаконичность форм, так присущих классицизму. И это понимание сформировано еще в античности: линейное передает вещи, как они есть, живописное — как они кажутся.

Силуэтные формы

Принцип линейности проявляется в следующем.

- Статичность и правильность образа. Достигается именно за счет статики, важного свойства композиции (подробнее можно узнать тут) Статика – подчеркнутое состояние покоя, устойчивости, неподвижности во всем композиционном строе костюма, в самой геометрической основе его силуэта. Статика может быть абсолютной, а может быть с минимальной динамикой, или даже очень тяжеловесной. В любом случае она воспринимается как нечто устойчивое, стабильное.

Основные приемы для статичности образа:

  • симметричность
  • метрическая форма
  • с небольшим смещением элементов
  • с совмещением равных элементов
  • с облегченным верхом
  • горизонтальное членение
  • равное расположение элементов
  • симметричность расположение элементов
  • с крупным главным элементом
  • с выделенным центром.

Для создания статичной композиции выбираются элементы и предметы близкие по форме, массе и фактуре.

- Понятная прямоугольная форма силуэта (иногда овального - об этом уточню ниже в статье) (рис.В).

Самыми статичными формами являются прямоугольник и овал, и при приближении к квадрату или кругу их визуальная неподвижность увеличивается. Прямоугольная форма достигается благодаря линиям кроя прямого или полуприталенного (когда между талией и одеждой спокойно помещается ладонь). Наиболее динамичными можно назвать трапециевидный (например, Маг) и Х-образный силуэты (Эстет) (вар. А и Б).

Условием визуального движения формы становится наличие контраста размеров различных ее частей: плечевого пояса и низа изделия (силуэт «трапеция»), и узкой талии и расширенной линии низа и плечевого пояса (силуэт «Х»). Все это в меньшей степени свойственно Опекуну. Если вдруг в его гардеробе встречается сильно приталенный крой, то тут соседствует Эстет или Славный Малый. И в том случае, если Заботливый целеустремлен, динамичен в своих проявлениях стать по хорошему известным (влияние других Архетипов), тогда движение формы как раз будет строится по этим принципам.

Обратите внимание на изображенный в вариант Г коконо-образный силуэт - надеюсь, узнаете форму Философа, статичная форма которого упоминалась тут.

- Прямые вертикальные и горизонтальные линии.

И их преобладание в костюме: конструктивные линии, декоративные, линии расположения принтов и простейших орнаметов.

- Плотность тканей.

Эта свойство материалов позволяет формировать статичные силуэтные линии. Струящийся шелк и шифон при любом крое не будут рисовать прямую линию, а будут извиваться. Поэтому изделия из них очень редко увидишь в гардеробных настоящего Опекуна. Пластичные свойства ткани не менее важны. т.к. зачастую именно они влияют на характер этих линий, точнее на характер сопряжений этих линий между собой. Вертикаль с горизонталью может соединиться в остром угле, а может состыковаться и мягко. Чувствуете разницу между остроугольным плечом и плечом несколько покатым? - От первого хочется встать по струнке, а от второго веет теплом. Вот именно на этих приемах и создаются образы комендантов, строгих учителей или заботливых мам.

Материалы:

  • костюмные ткани,
  • плотные трикотажи,
  • тонкое сукно,
  • плотный, но пластичный (с примесью эластана) хлопок,
  • габардин,
  • твид,
  • трикотажные полотна некрупной вязки, без явно выраженного раппорта,
  • плательный или костюмный креп.

- Отсутствие приема живописности.

Здесь уже вспоминаем законы восприятия. Что является самым информативным? Какое-либо изображение (орнамент, принт, узор, вышивка, очень выразительная фактура и пр.). Если он остутствует, то влияющим на восприятие и информационной доминантой становится цвет, А вот если и то, и другое в ярких своих воплощениях отсутствуют, то именно форма выходит на первостепенный план (понятия линейности и живописности, с которых мы начали). Видели ли вы когда-нибудь учителя в разноцветном костюме? Возможно и видели, но наверняка ученики у него на уроках мало что запоминают. Даже если бы и хотели, но не могут - разноцветие их отвлекает. Вот по этой причине для Опекуна не характерны яркие цвета одежды, принты, узоры и орнаменты.

- Мягкость цветового решения.

Опекунскими цветами бесспорно можно назвать все оттенки бежево-коричневой гаммы, градиенты серо-синих и зеленых тонов, так сильно перекликающиеся с плодородием греческого архетипа Деметры.

Опекунская основа

Сейчас я, пожалуй, поломаю парадигму некоторых стилистов, относительно так многими любимого/нелюбимого классического костюма или жакета, который зачастую является участником быстрых "Преображений". Уж очень многие хотят повысить героиню в статусе. Была девушка в бежевом свитерочке, стала в сером деловом костюмчике. Статусно? - Еще как! И многие о героине делают следующие выводы: приподнялась девушка, карьера идет в гору. Что, в принципе и неплохо, если цель у нее была в архетипе Опекуна+Эстета. А по сути, она скорее подчиняется правилам и нормам среды, в которую попала. Она стала слугой внегласных (или четко прописанных) правил и это отразилось в ее внешнем облике.

Как ни странно, но именно классический костюм является ярким атрибутом Хранителя правил. Атрибутом служащего, время и жизнь которого подчинена определенным целям. Но, увы, чаще всего не личным, а чьим-то. Человек с архетипом Опекун/ Заботливый является в базовой своей функции как раз служителем, помощником. Умение эффективно заботиться о своих подопечных/подчиненных и одновременно о себе требует порядка, самодисциплины и самоограничения. Ничего лишнего, бесполезного, только то, что необходимо для решения важных и разносторонних задач. Не отсюда ли и растет базовый гардероб? Мною давно замечено, что добрая часть моих клиентов вообще не может принять для себя данный подход, им постоянно что-то "жмет" в этих правилах и одёжах, им узко, тесно, скучно и пр. в самом понятии - базовый (привет всем иррационалам). И думаю вы уже догадались, что все они далеко не носители Архетипа Опекун. А вот другая часть клиентов, в подобном подходе - как рыба в воде. Все у них четко слажено, отглажено, компануется и сочетается, вызывает полный восторг! О да, это те самые Заботливые по сути своей. И все у них в жизни по полочкам и правильно. И именно этими рациональными чертами и взращиваются подопечные. Но хочу сказать, что порой людям, которые начинают осознанно вступать в этот Архетип, полезными оказываются принципы отлаженных систем, например, базового гардероба. Например, принцип сочетаемости вещей 1 к 3-ем.

Иногда появление некоторых опекунских вещей помогает очертить личное пространство. И тогда девушка-Простодушный, к которой с первой же встречи обращались "Анютка", когда она в свои 27 давно уже не -нютка, а Анна!, ограждает себя от усипусичного отношения, надев простой мягкий жакетик. Именно таким образом в гардеробе у многих может появиться тот самый, тьфу его в корзину, почти классический жакет. Но отмечу, ровно в тот момент, когда личность начинает "примерять" архетип Опекуна. Полистилизм, так быстро распространенный в индустрии моды, ни что иное как возможность соединить в одной героине грани разных Архетипов. Присмотритесь и вы заметите, что именно от этого путаница в умах, т.к. чистые визуальные коды стерлись за ненадобностью. Сейчас женщина (ровно как и мужчина) проживает разные роли столь стремительно, что гардероб порой не успевает полностью подстраиваться. Вчера было ярко выражено Опекунство, а сегодня потребовалась Простодушность, или того сложнее Бунтарство. Вот и смешалось все в доме Обломовых. Что на мой личный взгляд и делает жизнь и личность неповторимой.

Примеры:

Классический Опекун, Простодушный+Опекун, Славный Малый+Опекун

Воротник как символ принадлежности

Олицетворяет пост и достоинство, но, одновременно, и рабство. Историческая справка: если изображен с ожерельем, то означает службу. У кельтов воротник, или торк, является принадлежностью Цернунна. Уже в Древнем Египте встречается праобраз воротника – «должностное ожерелье» в виде небольшого полосатого оплечья. Цвет полос обозначал род службы. Так, например, военные носили «должностное ожерелье» с красными полосами. В истории воротника интересна испанская мода Возрождения, с её громоздким и неподвижным придворным костюмом, подчёркивающим чопорность и надменность испанского королевского двора. Им придавалось очень важное значение, белоснежные брыжи, или фреза (виды воротников) были признаком элегантности. Постепенно их перестают носить, и право гражданства в двадцатых годах XVII века приобретает большой отложной или шведский воротник, обшитый кружевами или целиком кружевной. С появлением париков меняется форма, возникает Рабат – это небольшой сзади воротник с прямоугольными концами впереди. Этакий прототип стояче-отложного воротника, "английского" (в честь страны, где в 18 веке приобрел популярность среди обычных граждан). Подобный тип воротника только без кружев (а кружево - признак Правителя) назван классическим и актуален по сей день. Без кружев носили воротнички протестанты и гугеноты, остальной народ, стремящийся подражать королевскому примеру, но увы, не являющиеся таковыми.

Тема белых воротничков имеет непосредственное отношение и к Опекунству, и к Правителю, с одной только разницей. Правитель отличится от Опекуна наличием изысканной вышивки и кружевом на этом самом белоснежном атрибуте. Символика акцента на зоне шеи не случайна. Именно эта зона разделяет мыслительное и сердечное (логическое и душевное, рациональное и иррациональное). Закрытая воротником шея - нежелание давать волю чувствам и эмоциям. И чем более логичен, рационален, последователен Заботливый Опекун, тем больше он будет иметь страсть к белому воротничку, ну или к выделению воротника, как акцента. Даже если этот воротничок будет романтичной стойкой с отделкой из гипюра.

Тень Опекунской строгости

"Ты умер двадцать лет назад и всё ещё даёшь мне уроки"
Тони Стар, к/ф "Железный человек"

Синдром "синего чулка", не познавшей ошибок и радостей жизни - показательный пример отсутствия движения к любви и мудрости. Думаю, не секрет, что Теневую сторону Опекуна, проявляющуюся в чрезмерной строгости, контроле и дисциплинарности без любви, можно разглядеть и в одежде. Чем правильнее прилизаны убраны волосы, четче и острее линии силуэта, остроугольнее линии воротников и бортов, темнее и контрастнее цвета - тем отчетливее проявлен "синий чулок" с его показной правильностью. Кстати, так сильно полюбившиеся многим стилистам контрастные очки - отголосок строгого Опекуна стилиста. Данный Архетип очень распространен сейчас в сфере стилистики: носить только эти цвета, всем обязательно в гардеробы приобрести 25 базовых вещей, мелочи задают тон - очки превратят тебя в ... модного знатока!

Но вернемся к мудрости и истинному попечительству.

Важные мысли об альтруизме социолога Питирима Сорокина ("Теория типологий культур"):

"Альтруистическая любовь разделяется на два вида: "Эрос и Агапе". Эгоцентричный Эрос прежде всего любит самого себя, не отказывается от своих желаний во имя другого. Его девизом считаются такие суждения: "Помогай другим, чтобы помогали тебе", "Не делай вреда другим, чтобы не вредили тебе", "Живи и давай жить другим". Эрос-любовь присуща тем, кто ее заслуживает и отвечает на нее взаимностью.

Агапе - любовь совсем иная. В ней главными являются самоотдача, самоотверженность, щедрость. Она обращена на злых и добрых, бедных и богатых, больных и здоровых, добродетельных и порочных. Она не ищет личного удовольствия, но свободно изливается на все окружающее, не добиваясь признания. Все великие апостолы любви - Будда, Иисус Христос, Лао-Цзы, Махатма Ганди и др. - проповедовали и жили по законам Агапе".

Взяв на вооружение отличную идею со шкалой гендерности, предлагаю рассмотреть образы по критериям строгости нашего архетипа. За счет каких выразительных средств формируются эти отличия?

"Резко выраженное очерчивание формы делает её неподвижной, так сказать, утверждает явление" Г.Вельфлин "Основные понятия истории искусства"

Думаю, многие, кто знаком с коэффициэнтом консервативности КК дресс-кода, увидит частичную его взаимосвязь с ролевым опекунским гардеробом. Этот коэффициент определяет степень свободы выбора одежды в каждом конкретном случае - от консервативной до модной.

Самый высокий коэффициэнт КК 7-10 присваивается сферам государственных и финансовых учреждений, министерствам.
Средний КК 4-6: сферам продаж, маркетинга, производства товаров и услуг, образованию и здравоохранению.
Самый низкий КК 1-3 - моде, дизайну и рекламе.

К счастью, коэффициэнт консервативности не распространяется на повседневную жизнь человека, и каждый из нас вправе формировать свой гардероб по своим правилам. Опекун же, приближающийся к Мудрецу, будет формировать своего подопечного в любви и свободе.

"Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше — хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы — до всей моей души". Марина Цветаева.

Больше архетипа Опекун: https://ru.pinterest.com/ladyhammer1/опекун/




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/895108.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/939282.html


© 2015-2018 hloflo