Дизайнер одежды и имидж-стилист
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК

 
Июнь - Творец
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 
"Если вы можете мечтать об этом, вы можете сделать это"
Уолт Дисней.

Творец и мода, творец и стиль.

(Иссей Мияке- японский модельер)

Рассматриваю фотографии великих модельеров, архитекторов, Творцов разных сфер, и как ни странно, практически все они одеты проще и менее креативно, нежели мы рисуем в нашем воображении... Подобный парадокс возник и с другими архетипами, например, при примерке ролевого гардероба последним Правителем. Почему? Мне кажется все их послания этому миру отражены в их творениях и этим все сказано. Величина Творца в его творениях. Очень часто мне задают вопрос: почему все модельеры, выходя на поклон после показа, одеты либо во все черное, либо вообще в футболку и джинсы? Отвечаю по собственному опыту: когда человеку, находящемуся в процессе создания, оттачивания, полировки, деталировки, сжигания рукописей и повторного начала ваяния своих шедевров, вовсе не до творчества в своем личном гардеробе. И ему не настолько важен собственный внешний вид, нежели вид своего творения. Это главные отличительные качества творческого человека. И уже по этим критериям сложно выделить какие-либо визуальные коды архетипа, если смотреть на все многообразие истинных Творцов.

Думаю, что вы согласитесь, что все великие модельеры-Творцы, но вот визуальные коды у всех совершенно разные. И не все так просто и однозначно с ролевыми гардеробами, как кажется на первый взгляд. Гальяно и Вивьен - Бунтари; Миссони - Искатель; Иссей Мияке - Мудрец; Стелла Маккартни - Простодушный; Диор, Валентино и Вячеслав Зайцев - Эстеты, но разные такие Эстеты, с разными визуальными наборами.

Может ответ кроется в том, что для некоторых Творец - это их архетип Действия, а архетипы Сути (или базовые их функция) - иные. Аналогичная путаницу вижу и относительно икон стиля или кинозвезд. Сопричастность к миру творчества еще не вносит их в ранг истинных Творцов, программная жизненная функция которых творить. Многие звезды играют в творцов. На мой взгляд стрит-стайл икона Анна Дела Руссо по сути своей - Шут, героиня Джессики Паркер - Керри Брэдшоу - Искатель. Вспомним базовую функцию героини. Керри же постоянно в поисках, практически нигде не показано, что она в прямом или переносном смысле слова творит красоту. Ее внешний вид - это скорее особенный подход к одежде: Керри ценит уникальность вещей. Но при этом героиня уж сильно запросто миксует их. Она решительна в импульсах, быстра и независима в своем мышлении. Поэтому вот так запросто берет свои вещи и надевает их как считает нужным. Весь нюанс в том, что она не мыслит формированием новой формы, в ней нет этого, до мозга костей мышления Креатора: создать, сваять нечто уникальное и готовность посвятить всю себя этому далеко не быстрому процессу.

Есть гардеробные сходства и отличия между Искателем, Эстетом и Творцом. У каждого из них будут уникальные и неповторимые вещи и каждый будет их ценить.
Искатель - за то, что нашел.
Эстет - за возможность доказать свою красоту благодаря этой вещи.
Творец - за сам факт существования этого шедевра.
Но как они с ними будут уживаться и взаимодействовать, это уже вопрос архетипа.

Искатель будет их на себя надевать чаще всего случайным образом , т.к. нужно уже бежать на поиски чего-то, а разбираться, что к чему подходит, времени нет. Поэтому зачастую гармонии там может просто не быть.

Эстет, будет с гордостью и пафосом этот шедевр носить и через него транслировать, любовничий пафос и смак. Поэтому там может быть переизбыток этого смака.

Творец, эту вещь будет беречь, но смотреть будет на нее как на ресурс раскрытия своего творческого потенциала. Поэтому он скорее всего либо будет ее носить в нетронутом виде, либо сотворит новый шедевр добавив еще креатива. По всем творческим законам композиции. Ибо ему важен концепт. Во всем! И этим архетип Творца отличается от других архетипов.

Точно так же, смотря на модные тенденции трендсеттеров, иногда путают Бунтарей и Творцов. Это происходит скорее всего по причине одновременного проявления этих двух архетипов в жизни. Но к сожалению, их жизненные программы сильно отличаются. Бунтарь ломает парадигмы, не создавая на месте разрушений альтернативного целостного решения. Поэтому образ изначально будет незавершенным, в нем не будет авторского решения и подписи, а значит, уникальности.

Если вдруг Творец действует через Бунтаря, итогом все равно будет законченное решение, хоть и с нотой бунтарства. Например, ныне модная перевернутая рубашка - это чистой воды визуальные коды Бунтаря, так же, как и рваные джинсы. Какие месседжи мы считываем? "Я не буду зашивать дырки или менять джинсы! Я ношу рубашку как хочу! А мне нравится быть не как все! Я иду и буду идти против течения!" Творца здесь и подавно не видно, поэтому не стоит путать понятия. Но вот если бунтарский подход проявляется в завершенной идее, пусть и с совершенно сложной композицией, то перед вами творение истинного Создателя, который трансформировал бунтарство в созидательное русло.

Готовя этот материал, вспомнила, как в 2003 году одной клиентке я предложила сшить блузу, которую можно носить и обычно, и задом наперед. И для того, чтобы второй бунтарский (как оказывается) вариант воспринимался креативно, а не нелепо, я настоятельно рекомендовала довершать образ, например, россыпью брошей-цветов. Не судите строго, это было всего лишь начало моего "творческого" пути. Но суть, думаю, понятна: Творец трансформирует идею до концептуальной целостности. В пример представлю еще рубашку из Zara, в которой застежка сзади, закрытый воротник и кокетка спереди воспринимаются не как бунтарский перевертыш, а как осмысленное и нетипичное творение. Чем и завораживает.

Давайте вспомним Заха Хадид и Стива Джобса - великих Творцов нашей современности. Несмотря на разные сферы деятельности, они оба были создателями и Бунтарями. Но Бунтарь - это скорее их архетип Действия. Хотя, возможно, у Джобса Бунтарь был базовый.

У меня в процессе наших исследований сформировалась гипотеза, что в жизни человека одновременно могут проявляться 3 архетипа.

1 - архетип Сути (суть существования).
Истинная суть или базовая программная функция - то, что человек будет делать в любом случае, займись он сексом, или управлением людьми, или простым ковырянием в носу.

2 - архетип Действия, способ действия.
Через какой архетип эта суть двигается, существует, проявляется, реализуется. Например, Заха Хадид строит через бунтарство (деконструктивизм), Гальяно - Бунтарь по сути - создает коллекции через архетип Творца; Керри, Оливия Палермо (Искатель) реализуются через Творчество; Мудрец становится паломником, отправившись в путь ( действуя как Искатель). Казанова (Трикстер) действует через Любовника.

3 - архетип Цели, осваиваемая зона.
Архетип, который хочется освоить. Мудрец через Искателя стал Простодушным. Или Кем хочется казаться, те самые имитаторы архетипов. Казанова - Любовник, строящий из себя Заботливого. Или то, что нужно сделать. Модельер Бунтарь-Креатор сотворил Любовницу. Представляете, что это будет за наряд?... Вуаля! Гальяно для Мадонны.

По этой причине, на мой взгляд, так сложно выявить однозначные критерии визуальных образов. Но когда я стала смотреть на фотоподборки через эту троичную призму, многое в голове начало выстраиваться в более стройное понимание. Занимательная игра получается по дешифровке различных style-story. Конечно, это всего лишь моя гипотеза, не нашедшая пока сильной доказательной базы, и не оформившаяся в четко прорисованную концепцию... Но тем и интереснее архетип Творца, что он провоцирует в человеке созидательное начало.

Но независимо от вектора архетипа в определении характерных особенностей Создателя будут Многогранность и Новизна будущего. Кто как не Креаторы могут воедино собрать разрозненные и знакомые элементы и создать нечто новое, несуществующее доныне.

Многогранное Целое

Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы.
Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет,
а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
И. Гончаров

Обратимся к нашим основным законам: композиции и компановки. Композиция это непосредственный процесс, в переводе с латинского означает "составлять, сочинять" - в каком-то смысле глобальное значение. В творческом понимании "композиция" - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. А компоновка - более частное, означает - составлять целое из частей. Здесь одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы. При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Этому всему научиться сразу невозможно, но именно от знания этого всего в сумме и умения апеллировать всеми составляющими - зависит уровень Творца.

И уже здесь всплывает один из основных визуальных кодов Творца: сложносоставное Целое, в котором отражены многие грани идеи. Многогранность, не лишенная целостности, новая подача привычных граней, создание новой конструкции из казалось бы знакомых предметов - все это про Создателя.

Рассматривая эти сложносоставные образы с точки зрения композиционных свойств, можно выделить следующие приемы:

- Наличие цветового единства между казалось бы разрозненными частями.
Разные по орнаменту, размерам, геометрии или фактуре элементы выполнены в едином цветовом решении. И даже совсем не важно, что в каком-то элементе больше розового или коричневого, главное он присутствует во всех дополняющих элементах.

- Наличие орнаментального единства.
Схожий с предыдущим приемом с одним отличием: за единую основу берется тематика орнамента, например букеты полевых цветов или геометрия, которые могут выполняться выполняются в разных цветах, размерах, техниках. Творческий подход будет отражен в гармоничной сложности этих сочетаний.

- Игра разными ритмами, размерами
Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения. Или второй пример: Может показаться, что столбики падают... А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»

По неписаным законам восприятия глаза зрителя исследуют изображение, подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится , но это действительно так!

Приведенную выше картину Брейгеля большинство зрителей рассматривают слева направо, воспринимая фигуру за фигурой. Обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это факт, которым можно воспользоваться! Например, можно сделать так, чтобы зритель рассматривал произведение по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму.

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Ритм в композиции фотографии схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться, как зритель напрягается и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

Любят этот прием Творцы! Поскольку именно он порой помогает создавать восторгающую и композиционно интересную конструкцию. А если разложить творчество на молекулу, то оказывается в нем есть изрядная доля точности просчета. Все это Креатор чувствует интуитивно. Поэтому существует еще одно главное свойство Творца.

Композиционная гармония

Я всегда чувствовала, джаз — это стилевая импровизация, и композиционно он выстраивается по тем же принципам, что и декор интерьера и дизайн одежды: ритм, смешение высокого и низкого, переплетение этнических мотивов и классических элементов.
Айрис Апфель

Творец безоговорочно знает и интуитивно чувствует, что любые пятно, линия, штрих в работе вступают друг с другом в пространственную связь, образуя какую- либо смысловую завязку. Проще сказать - плоскость и любой элемент на ней начинают взаимодействовать, вести диалог между собой, и начинают нам о чем- то "рассказывать". Поэтому у Творцов нет случайностей, нет места спонтанной деятельности, как у Искателей стрит-стайла. Даже если и есть творческая волна вдохновения, Создатель на этой волне может несколько раз переписать, перерисовать, т. е. отточить до представляемого совершенства свое произведение. Я такой базовый подход вижу у Мирославы Дума, Айрис Апфель, модельеров Антонио Берарди, Антонио Марра, Хесус дель Позо, и безусловно многих японских дизайнеров.

Немного простого, о сложном - о композиционной гармонии.

У нас с вами есть один универсальный инструмент, дарованный нам природой, это - наши глаза, наше зрение. Так вот, наш глаз видит и воспринимает окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях. Как это понимать? Наше зрение способно чувствовать гармонию, и то, что не гармонично. Наш глаз способен находить разницу между несоответствием размеров отдельных частей и всего целого, или наоборот- видеть полное соответствие. Зрение способно ощущать сочетания цветов, которые не раздражают глаз или наоборот - могут оказаться абсолютно дисгармоничны. Скажу больше, наше природное чутье уже с самого начала, хотите вы этого или нет, стремится к ощущению гармонии во всем. И подсознательно обязывает по ощущению компоновать предметы и их части так, чтобы ни одна часть композиции не оказалась чужеродной или несоразмерной. Возьмем какую-либо форму, например, круг и попробуем расположить его в различных местах листа. Мы можем увидеть, почувствовать, что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других - неустойчивое.

Рисунок слева: смотрите как работает наше зрение - казалось бы, для круга наиболее устойчивое место - это совпадение его центра с геометрическим центром плоскости листа (проведя линии-диагонали из угла в угол листа мы получаем центр листа на пересечении этих линий).

Однако, это не все. Из-за оптической иллюзии (глаз несколько переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости) круг воспринимается слегка сдвинутым вниз.

Чувствуете, как круг как бы притягивается к основанию квадрата? Круг не чувствуется отчетливо ни по середине, ни ниже, и от этого происходит непонимание его положения, ощущается дисгармония. Как добиться гармоничности? В каком положении должен оказаться круг, чтобы мы воспринимали его в плоскости листа гармонично? Естественно, его нужно немного сместить вверх. Смотрите рисунок справа. Чувствуется устойчивое положение круга? Он занимает в квадрате точно свое место. Таким образом, наша простейшая композиция будет являться более гармоничной, а значит - более правильной. Понимание: плоскость и предмет образуют некую условную пространственную связь, которую мы можем корректировать.

Наша плоскость изначально имеет некую условную структуру, даже если на ней пока нет ни одного элемента. Плоскость можно расчленить на оси - горизонтальные, вертикальные, диагональные. Мы получаем структуру.

В центре плоскости (геометрическом центре) все силы этой скрытой структуры находятся в состоянии равновесия, и центральная часть плоскости воспринимается активно, а нецентральные части пассивно. Так мы ощущаем. Такое восприятие условного пространства, так стремится найти покой наше зрение. Понимание это довольно условно, но верно. Глаз стремится увидеть гармонию в том, что наблюдает, определяет центр нашей композиции, который для него кажется активнее, все остальное - пассивнее.

Смотрите на новую композицию.

Что видите, ощущаете? Чувствуете, что композиция не гармонична, потому как отдельные части ее не уравновешены. Предметы сильно смещены влево, оставляя пустое, ненужное, незадействованное в композиции пространство справа. А глаз стремится всегда все уравновешивать и добиваться гармонии. Что нужно сделать? Естественно, уравновесить части композиции, чтобы они гармонично составляли одну большую композицию и являлись частью одного целого. Нужно сделать так, чтобы нашему зрению было комфортно.

Смотрите на вторую композицию.

Уверена, она воспринимается вами гармоничнее. Данные элементы композиции взаимодействуют с условными диагональными, вертикальными и горизонтальными осями плоскости. Даже если ни одна фигура здесь не находится по середине, они уравновешивают друг друга, образуя вместе центр там, где зрение этого ожидает, по этому и смотреть на этот рисунок более комфортно чем на предыдущий.

Вот оно, мастерство Творца, которому многие хотят научиться, но не многим это под силу. Простой набор красивых вещей еще не делает человека Креатором, даже если они расположены в правильных местах. Умение видеть и передвигать линии, объекты, цвета, чтобы все они находились в согласованности с совершенно новой идеей - признак Творца. Теперь вы поняли, почему Творец не умеет быстро?

А стрит-стайл требует каждый день выглядеть по-новому. Нужно ли это Творцу? Думаю после вышеописанного вы согласитесь, что смешение вещей еще не признак истинной креативности.

И симметрия, и асимметрия

Вспоминаем пройденное ранее. Симметрия обладает статичными свойствами, асимметрия - динамичными. Творец управляет совокупностью этих законов. Это значит, что скорее всего в его творениях будет игра и того и иного. Например, форма (силуэт) в целом - симметричны, то возможно наполнение этой формы за счет цвета, или линий будет асимметричным. Но не забываются композиционный центр, законы цветовых сочетаний, компановка линий и объемов и пр.

Ну и конечно, при асимметричной форме, выверенный композиционный центр, который чаще всего достигается тонкими пропорциями цветовых пятен.

Источники вдохновения

Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения.
Альберт Эйнштейн.

Любой Творец не создает из воздуха, как кажется на первый и не посвященный взгляд.

Творчество сродни айсбергу, у которого основная масса спрятана глубоко от глаз. И чем больше накоплено материала у Креатора, тем сильнее впечатляет созданное им произведение. Эта божественная способность творить прямо из грязи ни капельки не останавливает истинного Творца. Более того, он находит источники и материалы во всем, любой камень, кубик-рубик, разобранный компьютер, разрушеный дом, дверная ручка, листик и т.п. - предоставит ему недостающее звено, а иногда и послужит основной концепцией. Вы когда-нибудь пробовали создать жакет из остатков клавиатуры и жестяных мочалок? Попробуйте, это оочень затягивает. Или простое задание вам на дом: повырезайте бытовые элементы из журналов (фужеры, очки, двери, люстры и пр.) и представьте, каким элементов в образе они могли бы стать. Если хрустальный фужер перевернуть, он может стать невероятной красоты королевской юбкой, осталось только дополнить верх к наряду, может к ней подойдет вон та серая плесень и чуть погнутой арматуры?))))) Попробуйте коллажную технику. И вы сразу всеми фибрами прочувствуете удел и суть Творца.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
@Анна Ахматова

Архитектурное мышление, возводящее форму из ткани, создающее "дверной" пролет между рукавом и плечом, разворачивающее спираль застежки вокруг оси платья и подобные конструктивные, но выверенные сложности - характерный признак Творца. Все секреты японского моделирования, футуризм, авангардизм, кубизм, деконструктивизм- излюбленные техники креативных создателей.

«Творчество заразительно. Передай другому!» Альберт Эйнштейн. Больше Творцов здесь: https://ru.pinterest.com/ladyhammer1/творецкреатор/

А в конце хочу предложить поиграть с дешифровками стилевых историй.

Глядя на следующие образы, давайте разберем архетипы по моей гипотезе. Для этого лучше представить, кто эти люди, чем занимаются и кого из себя представляют. Возможно эти фантазии и выведут нас на понимание и расстановку архетипов в данных style-story.

Итак, выбираем номер образа и пишем про него в комментариях по пунктам:
1 - архетип Сути (суть существования или базовая программная функция
2 - архетип Действия, способ действия.
Через какой архетип эта суть двигается, существует, проявляется, реализуется.
3 - архетип Цели, осваиваемая зона, то, кем хочет считаться.
Вполне вероятно, что 3-й пункт может пересекаться или с 1-ым, или со 2-ым или вообще отсутствовать.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/895108.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/959504.html


© 2015-2018 hloflo