|
|
|
Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии, частный сыщик по внутренней Монголии |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Июнь - Творец |
Еще об архетипе:
|
|
АРХЕТИП ТВОРЕЦ: БУДНИ ТРАНСФОРМАТОРА
Творец – один из самых романтизированных и социально одобряемых архетипов среди людей образованных.
Пишутся книги, переводятся статьи, публикуются списки советов о том, как всем стать творцами. И тут
появляются вопросы: как различить тех, кто увлечен трендом и тех, кто проходит архетип, если имитирование
Творца сейчас является хорошим тоном и штрихом к имиджу? Чем Творец отличается от графомана? От ремесленника?
От садовода-любителя, мирно украшающего свои сотки? От мудреца, который пишет свои труды в качестве медитативной практики?
ШВЕЦ? ЖНЕЦ? ТВОРЕЦ?
Переживание моментов творчества присуще человеку в любом архетипе. Это неотъемлемая часть человеческой натуры, которая у
кого-то выражается в красивой сервировке салата, а у другого – в отличном макияже, а у третьего – в особом способе складывать
стога. Опекун будет творчески выдумывать методические пособия, Воин создаст изумительный боевой прием, а Невинный
налепит куличей из песка. И при этом останутся в своих архетипах.
Упрежу вопросы, которые неизменно присылают после каждого описания архетипа. «А если я влюбился – то я Влюбленный?
А если я учусь на педагога – я Опекун?» «А я тут выткала ковер с лебедями – я Творец?». Не факт. Творцов не сказать, чтобы много по улицам бродило.
Архетип – это не весь человек. Творец тоже может тупить в танчики, совершить подвиг, осиротеть или влюбиться. Вопрос, что
ж он такое делает, что его не перепутаешь с другими архетипами. В чем разница с другими людьми, которые что-нибудь создают?
Желание придумывать что-то новенькое и показывать это другим людям – это не окончательный признак архетипа, а
особенность человеческого рода. Нам тут интересно содержание архетипа, его задачи и свойства. Поэтому то, что вы думаете
и знаете о творцах, и те критерии, которыми определяются обычно творцы, не всегда должны присутствовать в полном комплекте, но
если суть соблюдена – перед нами носитель архетипа. И носители всегда разнообразнее самой идеи, хотя все обладают общими признаками.
РАЗВИЛКИ И РАЗЛИЧИЯ
Графоман или художник-любитель часто использует свои работы для получения социальных поглаживаний. Для любителя лайк первичен.
Не будет лайков – к чему все эти нелепые телодвижения? Творец же ориентирован не наружу, а внутрь.
Снаружи он впитывает, и всматривается в то, во что все превращается внутри. Внутренняя референция, внутренний локус контроля.
Любитель может позволить себе огромные перерывы и многочисленные незаконченные работы.
Ремесленник воспроизводит уже созданное, чем выше точность воспроизведения лучших образцов, тем лучше он освоил свое ремесло.
У ремесленника практика воплощения задействована лишь на физическом уровне: взять глину, применить технологию, сделать горшок.
Садовод-любитель, вышивальщица по схемам или живописец по номерам тоже воспроизводят, только в отличие от ремесленника, без высокой точности.
Любитель, кроме того, отличается большим процентом незаконченных работ. Недовязы, недошивы, недолепы – каждый из нас знает, что это такое.
Если человек все время начинает и бросает, он может быть в архетипе Творца, но так ему слона не продать и архетип этот не пройти.
Тут имеет смысл разбираться, куда он девает топливо, предназначенное на воплощение, и – скорее всего - мы найдем либо неосознаваемые, но
затратные процессы, либо раны, в которые энергия уходит, как в песок, либо прямой запрет на завершение или на само творчество. Много занятного
обнаруживается. К счастью, любые запруды на пути творческой энергии можно разобрать. И тогда архетип развивается дальше.
А как же ребенок, самозабвенно рисующий каляки? Ребенок точно творит, он тренирует и прокачивает способность творить, и,
возможно, если он далеко зайдет, он станет Творцом. Тем, кто реализует эту способность во всей полноте. Творцу творить необходимо, он
не может перестать, пока он в архетипе. Если вы можете перестать, или можете не начинать, или не заканчиваете, - где-то вы застряли в прохождении архетипа.
АВТОРА!
Есть важная штука, характерная и требующая решения для всякого носителя архетипа Творца. Авторство. Не в том смысле, что
Творец все время тырит идеи – он их тырит, не сомневайтесь, прямо из коллективного бессознательного. А в том, что если вы боитесь
показать нечто миру, вы боитесь стать автором этого, - вы еще не творец. Авторство выходит за рамки отдельной личности и может включать в себя несколько, как матрешка.
Способность принять авторство - один из важнейших признаков Творца как архетипа. Подписать творение. Взять на себя ответственность за него.
Некоторые Творцы попутно творят
дополнительную личность или несколько, и был случай, когда один и тот же Творец – Ромен Гари дважды
получил одну и ту же престижную литературную премию. Второго «Гонкура» ему дали не зная, кто скрыт под другим именем.
Тут и до шизофрении недалеко, подумает психологически образованный читатель, и будет, с одной стороны, прав.
Потому что всякий Творец одержим всяким персонажем и творением своим. С другой же стороны, в отличие от безумца,
Творец легко входит и выходит в состояния, образы и способы мышления. По собственному на то желанию. Есть немало примеров,
когда Творец необратимо сходил с ума, и это немедленно отражалось на его произведениях, хотя ни талант, ни трудоспособность не
были утрачены. Терялось главное – трансформаторная способность. О которой будет ниже и подробно, потому что это и есть суть всякого Творца.
Каждому творцу и автору предстоит пережить, что
- его творения многим безразличны, и это не изменится,
- другим людям эти работы активно не нравятся,
- третьим нравятся очень сильно, и они все время требуют еще.
И остаться в равновесии.
Понятно, что это вызов, это задача для старшего архетипа. Если вы не можете выдержать, что кто-то оценит ваше творчество
плохо, вы очень быстро сгорите, переваривая критику, или же вообще не станете показывать миру свое творчество.
Если вы не можете выдержать безразличие, - вы тоже не выйдете на сцену с мыслью «а кому это надо?».
Если вы не справились с почитателями, вы не сможете пойти дальше и измениться, и будете только такими, какими вас
в первый раз застиг успех. Для них, дорогих поклонников. На этом все, можно закрывать творческий проект. В лучшем случае останется ремесло.
ОТ НАЧАЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ ДО ВАКАНСИИ ТВОРЦА
Идея К. Пирсон о двенадцати архетипах как метафоре путешествия героя, конечно, отражает не только цепочку событий в путешествии,
но и онтогенез человеческой души. Давайте посмотрим на идеальный сюжет путешествия по Пирсон: от Искателя в Бунтаря, затем через
Любящего в Творца. Из безмятежности и невинности Творцом не стать. За плечами должно остаться приключение. А лучше, если оно продолжается.
Путешествие не случается без Искателя, когда шило этого архетипа проворачивается в нужном месте, человек выходит за пределы
обыденности. И его душа перестает насыщаться только выпиливанием лобзиком по инструкции или только сервировкой стола и гардероба.
Потому что становится ясно, что есть что-то еще, неведомое и недостигнутое.
Выйдя за дверь птичьего двора, путник понимает, что прежняя жизнь ему не подходит, уберите, унесите! Тогда начинается фаза Бунтаря.
Это попытки разрушить, устранить несовершенства мира, а иногда – попытки убежать в прекрасное далеко, тогда получается Бродяга, а если
Бунтаря поймали за разрушением, то выйдет Изгой. Но проходит какое-то время, и человек убеждается, что мир не однородно отвратителен, а
местами и очень хорош. И пока никому еще не удалось переделать человеческую природу. А раз так, то для чего же тратить силы? Бунтовщик
начинает учиться принятию. С этого момента он готов решать задачи Любящего. А тот человек, который может принять то, что есть, и любить то,
что ему дано в ощущениях, уже настолько наладил свои отношения с миром, что к нему начинает подкрадываться понимание того, как он может создать свою
собственную реальность не в противофазе, а в синхронии с существующим миром.
И только после того, как эта эпопея с отвержением и принятием всего завершена, мы в идеальном случае прибываем в архетип Творца:
«я видел это, я отвергал это, я любил это, познал это, и могу теперь выразить это». Он завершающий среди архетипов действия и проявления
себя в мире. И все три предшествующие архетипа необходимы и достаточны.
Сказка готова, песня сложена, и теперь можно отправляться домой, потому что там уже ждут те, кто будет слушать.
КОЕ-ЧТО ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ
Я хочу снова обратить внимание на то, что Творцом я тут называю не тех людей, которые создают, например, предметы искусства. И даже не тех людей, которые испытывают творческие порывы и воплощают их в хобби-поделках. Только тех, кто занят главным квестом Творца на любой его стадии.
Полная реализация архетипа сносно описывается в разделе физики «Электричество». Творец – первый, кто испытывает потребность не только
аккумулировать энергию, но трансформировать, и делает это настолько качественно, что остаются излишки, которые потом нужно перевести в энергию
действия: вкладывать ее в вещества и процессы вещественного мира и выгружать в завершенном виде. Отличное занятие для бога, скажете вы. И будете правы.
Главное занятие Творца – работать трансформатором. Он берет все, что ему подвернется: физические ресурсы, состояния и
настроения, травмы и радости, и переплавляет это в свои работы. Генерировать – это последствие. И Творцу оно надо, чтоб полегчало.
Есть старое русское слово «опростаться», в числе прочих значений имеет смысл «разродиться». Опустошиться, освободиться, извергнуть нечто
сложное и завершенное, снова упростить все, чтобы было место для нового куска сырья. Потом может быть всякое: удовольствие от оваций,
удивление «это я сделал?» или даже безразличие к творению: «это уже не я, это было давно». Но потребность выгрузить доминирует над
аплодисментами. Иначе Ван Гог не продолжал бы при отсутствии покупателей, а Ахматова не хранила бы свой «Реквием» годами в голове, никому
не рассказывая – а ведь могла бы просто не писать, зачем силы тратить, если все равно запретят. А вот затем. Затем, что созданное,
во-первых, отпускает создателя, во-вторых, освобождает место – а там уже стучатся новые произведения.
Если человек зашел в архетип Творца, но при этом пройти его не может (где-то в его энергообмене с миром и духом случается затор),
он не выдает наружу конечный продукт в нужном объеме, и перегорает. «Не имеющий голоса логос во мне раскаляется добела» (С) Наталья О Шей.
В итоге либо получаются обильные захоронения незаконченных начатых шедевров, либо все бабахает, примерно как сгущенка в скороварке.
И недосостоявшийся Творец разрушается физически и духовно, заканчивая где-нибудь в наркопритоне или желтом доме. При этом мы все знаем
долгие и плодотворные истории классиков, которые благополучно прошли Творца и добрались куда-нибудь в Философа, вспомним того же Гете.
Вот наладить более-менее бесперебойный процесс работы этого божественного трансформатора – это главная задача того, кто попал в
архетип Творца. Как только у него получилось, и мельница заработала, человек выходит на новый уровень себя. Ему больше не надо
париться о конкурентах, рыдать над критикой. Его даже не очень сильно интересует, что чувствуют по поводу сотворенного другие люди:
электрическая цепь уже сработала, и искрит где-то дальше. Творцу главное – делать. Результаты, которые при этом получаются, крайне
сильно меняют личность и ее энергообмен.
На этом, по К. Пирсон, случается апофеоз путешествия героя, и можно отправляться с дарами домой, переваривать. А путь
домой начинается с Правителя, который – тадамм! – знает, как употребить созданное на благо себе и другим. Правители – главные
заказчики того прогресса, который неудержимо шпарит из генераторов Творцов.
ТЕНЕВОЙ ТВОРЕЦ
Теневого Творца никак не определить по его творениям. Он может выдавать шедевры, оправдывающие существование человечества.
Суть Тени – в особенностях энергообмена. Например, теневой Творец настолько увлечен процессом, что тырит чужое электричество
на свои нужды. Тот самый анекдотический великий ученый, жена которого обязана быть тихой, работящей, хорошо стенографировать и помогать подбирать любовниц.
Второй способ впасть в Тень – перестать трансформировать. Выдавать при касании электрический ток, не переводя его
в безопасную форму. Тогда Творца начинает буквально рвать непереваренными, непригодными для усвоения душой состояниями и произведениями.
Любая эмоция, не прошедшая через осознание, с помощью творческих приемов может быть выражена почти абсолютно.
В итоге Творца через эти перегрузки несет по кочкам, где он теряет разум или жизнь. Помните многократно воспетое «сгорел,
как звезда», и «кому умирать молодым». По сути это непригодность предохранителей.
Важно, что Творец может производить что угодно, и не выходить при этом в Тень. Оружие, запретные вещества с
интересными эффектами, неведомые бациллы - это не вопрос теневого Творца, это касается уже применения созданного, и
относится к области теневого Правителя, который это подобрал. Творец свободен от морали. Это отражается даже в обыденном
коллективном сознании: «все художники пьют», «все артисты гуляют». Но если вы рисуете только монстров, придумываете только
автоматы или сочиняете крайне мрачные песни, и делаете это неотступно и безупречно, вы не теневой, вы просто Творец,
отойдите от темной стороны, и не будет вам печеньки.
Третий способ стать Тенью для Творца наиболее бескровный: нужно просто превратиться в канониста. Объявить какой-либо метод или
путь творения единственно верным и встать на его защиту и поддержку. Готово. Почему так делают? На такой шаг легко пойти из
дефицита топлива. Волшебная мельница запнулась, идеи не поступают, внешнее влияние сильнее внутреннего, - и бывший Творец пытается
сэкономить и уберечь, что осталось. Тут же сбегают музы, спонтанность и свобода выражения, на этом все.
В то же время нет противоречия меж творением и деньгами, меж гением и злодейством. Творец никому не обещался быть голодным.
Если вам суждено добраться до творца в путешествии своей души, вы будете творцом в любых обстоятельствах, как яблоня всегда
вырастает яблоней. Даже если у нее не мягкая почва, а каменистый склон под корнями. Правда, она будет маленькая и кривая от невзгод.
Так и творец – он останется творцом, но его творчество будет горчить и болеть. Мне всегда интересно, как бы это было, если бы человек
или дерево получили все, чтобы оказаться такими, как их задумал бог. Если у творца достаточно денег, чтобы творить себе дальше, это
признак того, что он перерос свои раны.
СОВЕТ И ПРАКТИКА НАПОСЛЕДОК
Совет: Если хотите стать творцом, но вам еще не доводилось, сделайте каким-нибудь способом, чтоб у вас
что-нибудь получилось раз пять. Желательно, чтоб все лучше и лучше, но просто «получилось» уже хорошо.
Практика: сядьте поудобней, посмотрите внутренним взором на образы, всплывающие перед вами, как на ролик на Ютубе.
- Что у вас есть в наличии, чтобы взять это и трансформировать в ваши творения? Наблюдайте, что появится перед вами.
Как выглядят ваши исходники? Из чего вы творите? На каком топливе работает ваш трансформатор?
- На что для вас похоже то, как вы создаете? Как вам процесс? Как выглядят препятствия, если они есть?
- И вот вы сделали это, - смотрите, что получилось. Это будут не обязательно творения, которые вам привычны – бессознательное
может показать вам любые картинки. Заодно уточните, на что в вашем внутреннем мире похожи ваши работы.
Подпишетесь? Хорошо сделано? Еще будете? Что вы вообще чувствуете по отношению к своим творениям?
Думаю, нет смысла писать результаты этого упражнения здесь, оставьте их себе, и желаю вам плодотворно над ними поразмыслить.
А вот архетип давайте же обсудим в комментах, как водится.
|