Перевозчик между языками. Запускатель процессов. Мастер игры Genesis.
Еще статьи эксперта
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ

 
Июнь - Творец
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Общая справка: в книге «Пробуждение внутреннего героя» Кэрол Пирсон предлагает систему из последовательных 12-ти архетипов путешествия героя.

Путешествие, метафора процесса индивидуации, состоит из трех этапов:

  1. Подготовка к путешествию. Проработка Эго (Ego), контейнера, границ, способных удержать дары предстоящего путешествия. И здесь последовательно архетипы: Невинный, Сирота, Воин, Опекун.
  2. Само путешествие. Встреча с Душой (Soul), поиск, обретение и удержание своего смысла. Архетипы: Искатель, Бунтарь, Любящий, Творец.
  3. Возвращение из путешествия. Достижение Самости (Self). Проявление обретенного смысла в мир. Архетипы: Правитель, Маг, Мудрец, Шут.

Больше про систему архетипов здесь и здесь.

Слова «Эго», «Душа» и «Самость» далее по тексту указываются с заглавной буквы, чтобы в том числе обозначить соответствующий этап путешествия героя.


АРХЕТИП: ТВОРЕЦ

Творец – архетип, завершающий этап Путешествия героя, последний перед возвращением домой.

Адаптированный перевод текста Кэрол Пирсон про Творца из книги «Пробуждение внутреннего героя» (1991) продолжается ниже.


Душа (а не Эго) создает жизнь. Например, Душа может выбрать пережить опыт болезни, утрату или какой-то другой способ страдания – как способ быть инициированным и, как следствие, вырасти. Эго подвергает анафеме такой выбор, поскольку его функции – сохранять здоровье и адекватный функционал, и поэтому Эго чувствует себя принесенным в жертву, когда такие события возникают (и наоборот, Душа чувствует себя принесенной в жертву, когда безопасность и статус становятся главными приоритетами).

На глубочайшем уровне Души человек выбирает все, что происходит с ним, и таким способом он является автором своей судьбы, пусть даже трагической и сложной. Развивая партнерство между Эго и Душой – чтобы они работали вместе, а не тянули в разные стороны – человек максимально реализует потенциал создания своей собственной жизни, в том числе и физического здоровья. Чем больше человек в контакте со своей Душой, тем в большей связи он с креативной, трансформирующей частью себя. Необязательно даже верить в то, что у человека есть эта сила творить, трансформировать и исцелять. Нужно лишь вообразить и действовать так, как если бы она у нас была, и она появится. Секрет в том, чтобы не делать разделения между собой и великим творческим духовным источником вселенной. Ключ для проявления внутреннего Творца в том, чтобы признать, что этот величайший духовный источник вселенной не является отдельным от нас. Каждый человек – часть этого источника, и следовательно со-творец своей жизни – вместе с Богом и другими. Заявление о своей способности со-творения может быть потрясающим, наделяющим силой действием.

Соответствие нормам и теневой Творец

Большинство все еще ограничено своим соответствием нормам, будь это социальные нормы общества или законы природы. Если человек не отправился в путешествие героя – не развил сильное Эго и не связался со своей Душой – то осознанно он еще не творит. И тогда жизнь ощущается как продукт среды и ее ограничений. И это теневой Творец, создающий без осознания ответственности за свои творения.

Даже если самые основы человеческой жизни отданы, есть уникальный способ, которым осознающий человек может собрать свою жизнь воедино. Найти баланс между тем, чтобы творить, и тем, чтобы быть сотворенным.

За пределами саморазвития

Каждый отвечает за степень, в которой увеличивает силу, которой он располагает. Творческое начало - база для качественной жизни. Жизнь творится тем, какие выборы делает человек. Выбор может ощущаться как свободный и находящийся в зоне контроля, а может ощущаться как призыв, требование. Как бы то ни было, человек действительно создает свою жизнь теми способами, которыми он живет.

Воображение помогает найти красоту и смысл жизни. Джеймс Хиллман (прим. О.Р. - американский психолог, руководил исследованиями Института Юнга в Цюрихе, основатель школы архетипической психологии) утверждал, что «мертвы мы или живы – понять можно только по состоянию нашей Души». Отчужденность и уныние, превалирующие в современной жизни, не являются неизбежным результатом какой-то внешней реальности, но являются отражением недоразвитой способности к воображению.

Задача воображения – интерпретировать мир вокруг высокохудожественным образом. Например, вклад величайших художников и писателей в том, чтобы через искусство дать возможность посмотреть на даже самые ужасные аспекты человеческой жизни и найти в них красоту и значение.

Сальвадор Дали "Лицо войны"

Такие метафоры помогают увидеть красоту и смысл жизни. Например, найденный миф, архетип, бог или богиня помогают наполнить опыт, даже если он болезненный, видеть значимость и ценность самые не только достижений, но и исканий и падений. Художник в каждом – это часть, видящая глубокую «истину» Самости под поверхностью и открывающая эту истину.

Сотворение своей жизни означает ... чествование своего опыта: честно, полностью как ценного, без отрицания. Принять свою жизнь как правильную для себя, своего тела и разума, в том числе принять как правильные свои болезни и вредные привычки. Это означает приход к признанию своей красоты, будь это красота вашего тела, ума или характера. Как ни странно, в современной культуре трудно чувствовать то, что чувствуется, и думать то, думается, и при этом и не беспокоиться о том, что «полагается» чувствовать или думать. Непросто в культуре Воина/Искателя, в которой человек окружен схемами по саморазвитию, разработанными, чтобы помочь жить в соответствии с тем или иным стандартом. Большинство из научилось судить каждое действие или мысль: Оно хорошее? Плохое? Достаточно ли мужественное? Женственное? Что подумают другие? Если человек хочет быть собой, то он может ощущать себя ломающим все правила и нормы, и приводить в действие одновременно чувство свободы и смутный страх наказания. Когда архетип Творца только начинает быть активным, человек часто колеблется между ликованием и парализующим страхом.

Да, это уместно для Невинного – учиться вписываться в мир, начиная со своей семьи и двигаясь вовне, чтобы быть включенным в школу, на работу и общество. Человек ступает в предопределенную роль и в значительной степени определяется этой ролью. Перерождение Души переводит человека на другие рельсы, где он начинает позволять себе быть честным и аутентичным. И этот процесс всегда болезненный. По мере того, как человек позволяет своей истинной Самости проявиться на свет дня, большой мир может испугать человека или человек может испугать большой мир! Мир привык к взаимодействию с Эго, и может быть очень дизориентирован, когда новое существо приходит и внезапно декларирует, что у него есть собственный разум (в особенности потому, что многие из нас не слишком грациозны в отстаивании своих желаний в мире).

Стать со-творцом мира требует подлинной смелости. Это не смелость Воина, который обычно появляется вооруженным до зубов. Это смелость уязвимости, открытости, безоружности, не Невинного, но существа, полностью осознающего, кто он такой есть и что он делает. Только после того, как герой проявил смелость и воображение и немного вручную докрутил мир так, чтобы он ему подходил, герой счастливо любим миром и вместе с тем остается самим собой.

Внутреннее слушание

Выбор бывает осознанным и бессознательным, выбор может ощущаться как опыт, а может как открытие. Слушание с включенным на прием воображением, открывающее дальнейшие действия - одно из самых важных жизненных навыков. Кто-то включает такое внутреннее слушание через молитву и медитации, кто-то – гуляя или работая в саду. Многие открывают свои мысли и чувства через творчество любой формы.

Люди, полагающие о том, что они не творческие, пока не научились слышать себя и свои процессы. Возможно, слишком рано они выучились выключать знание своего воображения. Да, не каждый рисует, пишет, ваяет скульптуры, но каждый мечтает, фантазирует и может рисовать закорючки. Создание истории в мечтах и фантазиях и создание картинок закорючками – первичная деятельность воображения.

Когда человек останавливает попытки контролировать воображение и позволяет ему делать все, что приходит само, открываются глубины внутренней мудрости. Эго своим суждением и цензурой часто останавливает творческий поток, естественно нескончаемый и фактически не требующий усилий. Эго, особенно находящееся под господством Воина, критично и не хочет, чтобы человек что-то создавал, пока не будет «хорош в этом». И тем не менее, воображение, приходящее из Души, имеет только два критерия мастерства: «подлинность» и «красота». Для Души все аутентичное и настоящее - красиво. Если все, что человек создает на творческих площадках собственной жизни, происходит подлинно из Души, результат будет неизбежно красивым.

Стадии творчества

Сначала человек творит свою жизнь неосознанно, без осознания того, что он – творец того, что происходит с ним. Затем – словно ученик волшебника – он создает хаос и сложности и обычно винит обстоятельства. В этот момент мы просто не способен понять различие между творчеством из Эго и из Души. На следующем уровне творения человек сознательно «берет контроль над своей жизнью» и, опираясь на Эго, делает все, чтобы случалось желаемое. Часто планы расстраиваются, но человек пытается давить и дальше. И несмотря на смертельную усталость, он гордится своими реальными достижениями.

И все же - после первых встреч с Бунтарем и Любящим – у человека появляется большее чувство смирения, и он осознает, что невозможно контролировать вселенную. Когда иллюзия контроля судьбы по своей воле отброшена, человек начинает учиться верить своему воображению и способам, которым Душа создает его жизнь. Творение только через Эго или только через Душу неполноценно. Со стороны Эго, процесс творения про Воина, мастерство, очень тяжелую работу, полную конфликтов и борьбы. Со стороны Души, особенно когда глубинный процесс творения еще только начинается, критика и советы Эго в отношении этого процесса часто подавляются. И в этом подавлении мудрости Эго Творец часто не может адекватно уследить за обычными, «мирскими» человеческими интересами.

Самый эффективный путь создания, творения жизни – чествовать и слушать мудрость и Эго, и Души так, что становится возможными и духовная глубина, и успех в жизни, работе и любви. Человек нужно быть искренним к глубочайшим уровням своей души – чтобы найти форму своей жизни, позволить этой реальности возникнуть и стать сокровищем, оживляющим королевство. И Эго здесь – хранитель обретенного сокровища, дающий уверенность, что c сокровищем будут обращаться так, как подобает.

Пробужденный Творец

Носитель архетипа осознает свою судьбу и ответственность по созданию образа жизни и дальнейшему претворению этого образа в реальность. Носитель может ощущать, что если этого не сделает, то потеряет свою Душу. Это определенно ощущается как ситуация «сделай или умри», только угроза смерти здесь не физической, но Души.

Творец толкает из неаутентичных, чужих ролей к проявлению своей подлинной природы. Когда этот архетип активен, человек так охвачен созданием своей жизни, как художник охвачен потребностью рисовать, а поэт – потребностью писать. Так же, как и великие поэты и художники готовы бросить деньги, власть и статус, чтобы творить свое искусство, носитель архетипа Творца буквально ощущает давление, чтобы по меньшей мере решить быть собой, даже если это будет означать, что он умрет безвестным, бедным и в одиночестве. Обычно, конечно же, когда человек начинает действовать из истинного себя, то он не платит эту цену. И все же единственный путь – это осознать свою готовность сделать все - вне зависимости от цены.

Ключевое для архетипа Творца – это ощущение наличия в своих клетках секретного кода, шифра того, что должно быть сделано, того, что является базовой причиной нахождения на этой планете. У каждого есть свой кусочек паззла, и узнавание своей части происходит через делание такое, ощущаемое не просто как знакомое, но истинное и верное.

Боги, богини и творческий процесс

Мировые религии полны изображений богов и богинь как Творцов. Первым образом Творца была древняя Богиня, которая, как считалось, дала жизнь вселенной. Во всех частях света древнейшие священные искусства чествовали женскую способность давать жизнь – не только детям, но и искусству, литературе, изобретениям - в действительности, вселенной. Женственность была почитаема и за способность создавать молоко и вскармливать, кровоточить и не умирать.

Сын и любовник Богини также чествовался как божественный и проявлялся образ рождающей божественной пары, создающей жизнь через соединение. Этот образ подчеркивает экстатическую, радостную и приятную природу жизни и процесса творения. В этом смысле процесс творения – это секс в его наилучшем виде: полный радости, любви и взаимного уважения.

Позже сотворение вселенной стало рассматриваться не как природный, физический процесс рождения ребенка из материнского тела или возникающего из благодатного единения божественной пары, но как ментальный процесс. Яхве, Бог Отец из Торы и христианского Ветхого Завета, создавал мир через магию языка, сказав: «Да будет свет». Эта сила слова, Логоса, создавать через силу речи и понимания.

Если у каждого есть внутреннее божество, то какое оно? Если оно творит через рождение, то тогда творчество начинается с любви и радости и контроль над процессом уходит – от зачатия до рождения. Если внутреннее божество распято или растерзано, творение означает страдание до момента перерождения и освобождения - когда новая реальность создана. Если внутренний бог - Король и Отец, создающий по команде, тогда творчество полностью контролируется, но в нем мало страсти.

Жизнь как форма творчества

Для создания своей жизни можно брать уроки у форм искусства: классической, провозглашающей навыки и контроль, и романтической, провозглашающей вдохновение и страсть. Без Музы, принимающего воображения, творчество не случается. Есть засуха, и каким умным и творческим человек бы ни был, ничего ценного не будет создано. С другой стороны, хоть присутствие Музы и может подарить вдохновение, исполнение может быть сырым и недисциплинированным. Навыки и контроль, дистанция, провозглашаемая классической традицией – ключевые для исполнения. Создание великого искусства – это почти всегда супружество тяжелого труда и момента визита Музы. В идеале творческий проект начинается принимающим воображением, а завершается применением творческих навыков, с фокусом на достижении формального контроля.

Так же и с жизнью. Тяжелый труд Эго состоит в том, чтобы выучить мастерство жизни. Путешествие в тайны Души через страдание, любовь и потери открывает дарам, Музе, вдохновению. Результатом интеграции вдохновения и навыка может быть жизнь, проживаемая как великое искусство.

Жизнь – еще и процесс научного изобретения. Создание образа. Последующие эксперименты с тем, что произойдет, если действовать в соответствии с этим образом. Анализ полученных по результатам эксперимента данных и корректировка образа. Круг эмпирической обратной связи важен как для отдельного человека, так и для ученого, изобретателя и математика. Ибо если действия приводят к результатам, отличным от ожидаемых, то, возможно, стоит пересмотреть гипотезы и скорректировать образ. Важно, сохранив навыки Эго, отбросить его высокомерие и поверхностность. Творческий процесс это акт открытия. Человек творит, выражая то, каков он есть, и его творчество – это способ открыть себя, свои мысли и знания. И творчество идет из наслаждения и любви к объектам вокруг нас и к самому акту творчества. Поэтому создание жизни - это не создание продукта, это наслаждение процессом, а не его завершением. Радость приходит от самого процесса.

Танец Эго и Души

Усилия по созданию своей жизни могут ощущаться как танец, в котором Эго и Душа – две энергии в теле танцора, соединяющиеся в красивом, артистичном представлении. Опасно творчество только из Души, поскольку она известна своей нечувствительностью к потребностям тела и будет держать в состоянии создания, работы или танца, пока тело не будет сломлено. Эго должно быть активно, чтобы заботиться о здоровье организма. Все, кто смотрел фильм «Амадей» (1984, режиссер Милош Форман) помнят живую и болезненную сцену смерти Моцарта. Композитор прорывается к окончанию величайшего Реквиема, а затем умирает. Моцарт, по меньшей мере как показано в фильме, создал от Души красивейшую музыку из когда-либо сотворенных. Но ему не хватило мудрости Эго, чтобы понять, как управиться со здоровьем и финансами, и силы Эго, чтобы противостоять давлению и дать себе время, чтобы оправиться от серьезной болезни. И так он умер молодым, лишив себя длинной и полной жизни, а мира – музыки, которую он мог бы еще создать.

Если применить к творчеству метафору танца, то легче увидеть, как именно создание своей жизни зависит от способности заботиться о своем теле, разуме и сердце. Без здорового сильного тела танцор не сможет танцевать в полную силу. А такой танец случается, когда танцор чувствует как будто им танцуют. Танец или музыка Души захватывают, но тело или Эго настолько тренированы и искусны, что творчество проявляется не в лишениях, но в цветении тела. В проживании радости мастерства наступает готовность вернуться из путешествия и вложить полученные сокровища в трансформацию королевства. А для этого осознать, что человек – Правитель своей собственной жизни.


Переходы

В Творца (из Любящего) - зов Творца – мечты, фантазии, образы или вспышки вдохновения.

Из Творца (в Правители) - зов Правителя – недостаток ресурсов, гармонии и порядка в жизни.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/941588.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/951003.html


© 2015-2024 hloflo