Часть 1
Здравствуйте, дорогие участники! Приветствую вас на Гендерной лаборатории июля. Мы добрались до середины проекта!
Для тех, кто только присоединился: что такое гендер, вы можете почитать ЗДЕСЬ.
С января по июнь мы исследовали Искателей, Мудрецов, Магов, Опекунов и Правителей. Вот, что у нас получилось:
По мере продвижения к концу проекта эта таблица будет наполняться деталями и особенностями каждого конкретного архетипа,
и в результате у нас получится игровой карманный справочник-путеводитель.
Сегодня мы исследуем гендерный портрет Творцов – тех, кто деятельно преобразовывает мир и создает новые течения;
смешивает формы, цвета и звуки, разбавляет их пустотой и наполняет переживаниями; тех, кто находит для старых смыслов новую форму.
В качестве визуальной опоры взяты автопортреты художников, оставивших след в истории. Портреты выстроены в ряд от
более выраженных гендерных признаков к нейтральной андрогинной середине и от нее – к противоположному краю.
Другими словами, они составляют гендерную шкалу, которая позволяет задать полюса – точки, в которых признаки фемининности
или маскулинности выражены наиболее ярко. При движении к середине эти признаки сглаживаются: мужское переходит в женское
через нейтральную область – андрогинность. Полюса этой шкалы мне удалось определить более-менее точно, а портреты, которые
находятся ближе к центру, можно менять местами без особой потери смысла.
Автопортреты позволяют схватить миг творения, поскольку чаще всего художники рисуют себя рисующих в моменте здесь-и-сейчас,
подобно рукам на работе голландского художника Эшера.
Эти портреты - творцы глазами творцов и, может быть, они позволят нам уловить суть того, что стоит за образом этого
прекрасного архетипа. Потрет №1 – это фемининный полюс, портрет № 12 – маскулинный. Портреты под номерами 5, 6, 7 и 8 – это образы со слабо
выраженными гендерными признаками. В них проступают черты обоих гендеров или оба гендера выражены недостаточно ярко. Другими словами, можно
представить себе персонажа из середины шкалы в драг-образе (сбрить или приклеить ему бороду, например). Персонажей с краев шкалы
переодеть в платье противоположного пола значительно труднее.
Гендерная шкала
Мы будем работать на пересечении образа Творца, представленного в коллаже ниже, и гендерной шкалы, вписывая лица в представленные образы.
Этот мысленный эксперимент поможет нам разогреться перед работой над основными вопросами гендерной лаборатории. Задания –
сквозные для всех архетипов и, в итоге, позволяют сравнить между собой все образы с точки зрения гендера, сексуальности, ключевого
признака, миссии, а также определить задачу, которая ставится перед одеждой.
Итак, приступаем…
Задание 1. Позиционируем Творца в плоскости гендера, возраста, сексуальной ориентации
Попробуем представить, кто из представленных на шкале персонажей мог бы органично смотреться в
нарядах Творца? Кто, наоборот, смотрелся бы в них странно? Какой вывод о гендерной окраске этого архетипа
мы можем сделать на основе этого воображаемого эксперимента? На ком творческие одежды сидят лучше – на молодых
героях, персонажах среднего возраста или личностях вневозрастных? Что вы думаете о сексуальности Творца?
Насколько она проявлена и куда/к кому могла бы быть направлена?
Задание 2. Выделяем ключевые гендерные маркеры Творца
Без чего его невозможно представить? Есть ли у него ключевой аксессуар, деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, материал?
Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа. Как может быть одет Творец, чье предназначение – проявляться,
преобразовывать, осуществляться в этом мире через созидание?
То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?
Задание 3. «Двигаем» образ Творца влево-вправо по гендерной шкале
Что можно добавить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?
Каковы три ключевых детали образа мужчины-Творца?
Каковы три ключевых детали образа женщины-Творца?
Наша Лаборатория работает так: вы отвечаете на вопросы и делитесь своими впечатлениями от архетипа, а я
собираю все это богатство и делаю резюме, которое будет опубликовано до конца месяца. Результат всегда удивляет своей глубиной, панорамностью и красочностью!
Желаю вам интересного исследования!
Часть 2 Резюме работы гендерной лаборатории
Собрав воедино мнения участников, формирую выводы о гендерной окраске Творца и тех маркерах, которые помогают
вычислить этот типаж. Спасибо всем участникам, вместе у нас получилась яркая картина!
Мы воспринимаем Творца как образ, находящийся вне гендерной шкалы – такая ситуация уже встречалась нам, когда мы работали с
образом Мудреца. Возможно, эти двое работают с одной и той же материей: Мудрецы ее описывают и исследуют, а Творцы ее
овеществляют, придают ей плотность, цвет и форму. Эта гипотеза кажется мне довольно симпатичной и, думаю, в конце проекта
мы обнаружим, что среди 12-ти архетипов есть разные группы – например, «гендернооформленных», «гендерноплавающих», «гендернонейтральных»,
«гендерноразмытых», и это все не просто так)
Творцы находятся «вне» тех трех измерений, которые являются предметом интереса нашей лаборатории, – вне гендера, вне
сексуальности, вне возраста. Вне, но только до тех пор, пока не начинают творить. И тогда они очень четко оформляются и проживают
какой-то конкретный возраст, конкретную историю и конкретное влечение. Выражают его в концентрированной форме в своем творчестве.
Вкладывают страсть, силу, нежность, влечение в продукт – музыку, танец, слово, изображение или объект. Можно сказать, что этот
архетип раскрывается только в динамике. Когда он бездействует, он легко сливается с фоном.
Вот, как описывают Творца участники гендерной лаборатории:
- Мне кажется, гендерно/внешне это один из немногих типов, где вообще все возможно. Хотя бы потому, что сущность архетипа
такая - можно вообще все, если это отражает лично тебя;
- Думаю, для творца проявление своего пола - это не постоянная величина. Пол есть и чётко определённый, но творец о
нём мало думает, особенно когда творит. Там всё гибко, и внешнее - это отражение внутреннего;
- Творец - это сущность изменяемая, поэтому степень гендерности не важна. Творца определяет не пол, не
внешность, а блеск в глазах и то внимание, с каким он смотрит на зрителя, будто изучает.
Ключевые слова типажа: внимание, созидание, трансформация, гармония.
Одежда Творца чаще всего - это рабочий халат, репетиционный костюм или средство самовыражения. То, что
не отвлекает, в чем удобно, что помогает творить. Или же то, что он создал сам и носит, как «живая рама».
Часто мы можем увидеть на Творцах многослойность, обилие веревочек, тесемок, платков, вставок. Одежда переделывается под
себя, раскрашивается, дополняется, неоднократно преображается в течение срока своей жизни. Она покрывается вышивкой, обрезается,
надставляется, изнанка меняется с лицом, блузка превращается в тряпку, об которую вытирается кисть. Художник переходит из одного
жизненного этапа в другой, и вместе с ним меняется его гардероб. Он не привязывается к вещам, они – это тот же холст.
Одна из характеристик образа Творца – пластичность. Творец не следует моде, не следит за тенденциями. Если для Мага одежда –
это оберег, для Опекуна – внешний скелет, для Правителя – демонстрация статуса, то Творец со своей одеждой «дружит». Она
помогает ему в работе, расслабляет, настраивает на правильный лад, создает необходимый фон настроения.
Основные характеристики образа:
- Максимально закрытое тело, убранные волосы;
- Возможна небрежность, неаккуратность, в которой прочитывается свобода и подвижность, готовность к трансформации;
- Дырки, прорехи, заплаты, растянутые участки, пятна краски – если эта одежда предназначена для мастерской или репетиционного зала;
- Свободный силуэт, в одежде легко двигаться;
- Скорее натуральные ткани, чем синтетические;
- Пыльные цвета, поношенность, ощущение «одежды с историей»;
- Яркие самобытные детали, пятна, акценты;
- Смелость и абсолютная притертость образа: кто угодно будет выглядеть в этом костюме нелепо, но на этом конкретном Творце он смотрится органично и естественно;
- Детали, собранные «с миру по нитке», но составляющие цельный гармоничный ансамбль;
- Образ, который можно легко представить за стеклом музейной витрины или театральных подмостках. Он производит впечатление творения, а не одежды;
- Одежда вне времени, которая одинаково странно и притягательно будет смотреться и сегодня, и через десять лет;
- Одежда вне статусов, по которой трудно понять – дорогая она или дешевая. Каждый предмет производит впечатление уникального, единичного;
- Эклектичность: образ может быть скомпонован из предметов разных стилей, эпох и культур, дополнен неожиданными деталями, но выглядеть при этом цельно;
- Использование в образе неожиданных материалов: кисточка вместо шпильки, браслет из гаек, плетеная из веток сумка и т.д.
Это – первый архетип, который сложно двигать по гендерной шкале с помощью каких-то конкретных приемов типа аксессуаров или
тканей. Если Творец хочет подчеркнуть мужественность или женственность, он делает это совокупностью деталей, неделимой на
конкретные фрагменты. Как будто он воплощает этот гендер здесь и сейчас, а не подчеркивает его высокими каблуками или галстуком.
В образе может не быть ни одной детали, традиционно связываемой с женственностью или мужественностью, но тем не менее он будет четко
и ярко спозиционирован на гендерной шкале. Одним словом, сотворен.
В качестве бонуса поделюсь гендерной шкалой, которая осталась в «набросках» при подготовке лаборатории. Это – кадры из художественных фильмов о жизни Творцов.
Большое спасибо за участие! С любопытством и предвкушением жду следующего архетипа!
Фантазия в тему от cinem_a:
Творец остр! (и колющ)) поэтому трудно
его представить без острой (режущей) детали
или аксессуара
а также это может быть
стиль поведенья
аромат и цвет!
Там много плоскостей
под разными углами расположенных друг к другу;
там много наверху
а снизу - нет!
(лимон держать
своим теплом..
свое тепло..
в свое тепло..
своим теплом окутав этот шарик жизни
вскрыть
тактично отделяя кожу от чрева
и не испачкать пальцы
потом - делить
на дольки
всухую также
думать самому:
взять нож! отсечь
увидеть срез сосудов
острый запах жизни!
и влажный срез вторженья!!)