Часть 1
Здравствуйте, дорогие участники!
С января по апрель мы исследовали Искателей, Мудрецов, Магов и Опекунов. Вот, что у нас получилось:
По мере продвижения к концу проекта эта таблица будет наполняться деталями и особенностями каждого конкретного архетипа, и в результате у
нас получится игровой карманный справочник-путеводитель по архетипам.
Сегодня мы исследуем гендерный портрет Правителей – королей, директоров, управляющих, старших дворецких и других “вахтеров” (ха-ха-ха))
В качестве визуальной опоры я взяла портреты бывших и текущих директоров разных уровней компаний, в разное время
входящих в список “25 лучших международных компаний для работы”. Эти люди занимались или занимаются координацией огромных махин
на уровне стран и регионов и, похоже, у них неплохо получается. Среди них – управляющие из компаний Google,
SAS Institute, NetApp, Microsoft, W. L. Gore & Associates, Kimberly-Clark, Marriott, Diageo, National Instruments, Cisco и др.
Если бы они были королями целых стран, думаю, что эти страны были бы очень привлекательными для иммиграции.
Здесь почти нет знакомых лиц, чтобы мы не сбивались на ассоциации. Портреты выстроены в ряд от более выраженных гендерных
признаков к нейтральной андрогинной середине и от нее – к противоположному гендерному полюсу.
Мы будем работать на пересечении образа Правителя и гендерной фото-шкалы, вписывая лица в представленные образы.
Задание 1.
Позиционируем Правителя в плоскости гендера, возраста, сексуальной ориентации
Попробуем представить, кто из представленных на шкале персонажей мог бы органично смотреться
в нарядах Правителя? Кто, наоборот, смотрелся бы в них странно? Какой вывод о гендерной окраске
этого архетипа мы можем сделать на основе этого воображаемого эксперимента? На ком королевский образ сидит
лучше – на молодых героях, персонажах среднего возраста или личностях вневозрастных? Что вы думаете о
сексуальности Правителя? Насколько она проявлена и к кому могла бы быть направлена?
Задание 2.
Выделяем ключевые гендерные маркеры Правителя
Что за свита играет образ этого “Короля”? Без чего его невозможно представить?
Есть ли у него ключевой аксессуар, деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, материал?
Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа. Как может быть одет
Правитель, чье предназначение – повелевать, управлять?
То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?
Задание 3.
«Двигаем» образ Правителя влево-вправо по шкале
Что можно добавить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?
Каковы три ключевых детали образа Правителя-мужчины?
Каковы три ключевых детали образа Правителя-женщины?
Желаю вам интересного исследования!
Часть 2 Резюме работы гендерной лаборатории
Собрав воедино мнения участников, формирую выводы о гендерной окраске Правителя и тех маркерах, которые помогают вычислить этот типаж.
Спасибо всем участникам, у нас получилось очень богатое, красочное и объемное полотно!
Мы можем воспринимать Правителя как образ, находящийся на полюсах гендерной шкалы – четкий, внятный и легко распознающийся.
Мужчины-Правители маскулинны (и нередко бородаты), женщины - элегантны, плавны и точны в движениях.
И те, и другие никогда никуда не торопятся, в каждом моменте статичны и отличаются высоким контролем – за собой, другими,
всей подотчетной им территории. Представители этого архетипажа – львы и львицы, скорее зрелые (вне зависимости от возраста) и
находящиеся в расцвете своих сил. Их сексуальность продуктивна и является атрибутом мощи, власти, могущества, контроля над территорией.
Сквозь образ Правителя просвечивает его «страна», он является ее лицом и представителем.
Другими словами, когда он на публике, он «при исполнении». Наедине с самим собой он может быть кем-то другим – например,
в фильме «Король говорит» эта изнанка королевской жизни показана очень красиво, аккуратно и точно.
Вот как это и много другое схватывалось участниками лаборатории (привожу фрагменты комментариев):
- твердая линия нижней челюсти, прямой пронизывающий взгляд;
- жесткий овал лица, крепкое телосложение;
- правитель не привязывается ни к полу, ни к возрасту. При этом сексуальность у него проявлена достаточно ярко, потому что это один из инструментов для решения задач управления и контроля. Направлена сексуальность прежде всего на лиц противоположного пола;
- Правитель должен быть весьма сексуален, ведь он воплощает сразу и физическую привлекательность, и приятное добавление в виде всяких материальных благ и больших возможностей;
- Правитель – очень гендерно контрастный архетип. Уж если там Мужчина - то мужик-мужик, если Женщина - то женственность выделяется очень явно;
- костюм как бы демонстрирует, что носитель занят более важными вещами, чем прихорашивание у зеркала;
- ключевой аксессуар - ... корона, конечно же! Или то, что ее заменяет: шляпа, шапка, высокая прическа.;
- материалы у Правителя самые дорогие и статусные. В отличии от Искателя, Правитель к удобству не стремится, поэтому могут быть и непрактичные. Это шелк, тонкая шерсть, кашемир, меха, драгоценные металлы и камни, вышивки, которые отнимают много сил и поэтому стоят дорого;
- и еще одна важная деталь костюма Правителя - плащ!!! Большой, тоже очень эффектный, как крылья за спиной;
- ткани много, ощущение мантии в пол.
- для меня Правитель - это прежде всего Система, то есть некий порядок. Поэтому главное во внешнем виде Правителя - отсутствие хаоса, а, чаще всего, симметрия.
Ключевые слова типажа: владение, власть, лидерство.
Основные характеристики образа:
- четкий приталенный классический силуэт с акцентированными плечами;
- дорогие натуральные ткани, хорошо держащие форму. Шерсть – чаще, чем хлопок, шелк для слоев, прилегающих к телу;
- одежда сложных насыщенных глубоких оттенков, возможен также чистый серый, белый и черный;
- застежка на пуговицы (с гербом);
- цвета: пурпур, алый, синий, зеленый;
- запрет на мелкие принты и акварельную размытость;
- отсутствие заметных лейблов;
- гладкие ткани, абсолютный запрет на жатый эффект или замятости;
- одежда с элементами ручной работы, сшитая на заказ по индивидуальной мерке;
- наличие головного убора, перчаток и верхнего слоя, отсылающего нас к плащу-мантии;
- воротник, акцентированная линия горловины;
- тело закрыто: жакет до локтя, юбка до колен, неглубокое декольте.
И в мужском, и в женском варианте образа играют важную роль аксессуары...
... дорогая кожаная обувь, часы, украшения/запонки, сумки и портфели, папки для бумаг, перьевые ручки, блокноты с плотной бумагой.
Кроме этого, образ Правителя сопровождается идеей геральдических символов – гербов, монограмм на носовых платках, водяных
знаков на бумаге, гравировки на аксессуарах. Все принадлежности Правителя помечены если не его личным символом, то хотя бы скромным
шильдиком очень дорогой семейной марки, давно существующей на рынке и поставляющей свою продукцию ко двору такой-то королевской семьи с такого-то года …дцатого века.
Образ Правителя статичен, симметричен, монументален. В гардеробе этого архетипа много одинаковой одежды разного цвета.
Каждая деталь выполняет свою функцию – никаких «брюки превращаются…» тут не предусмотрено. Наряд выверен от макушки до пяток.
Под каждое вечернее платье есть меховое манто нужного оттенка, под каждый смокинг – правильный кушак, пусть даже он будет надет всего один раз.
Одежда Правителя точно соответствует уровню и задаче события, в ней выражена степень торжественности происходящего – от деловой встречи до протокольного
мероприятия. Он не может выглядеть несоответствующе. Образ максимально серьезен, в нем не может быть намека на иронию. Кроме этого, он легко считывается и, в каком-то смысле, прост.
Сдвиги к мужскому полюсу могут осуществляться через украшение костюма, и это – первый из рассмотренных архетипов, который
подчеркивает маскулинность через декоративное оформление: узоры, вышивку, крупные и хорошо заметные украшения типа перстней, запонок.
Сдвиги к женскому полюсу могут осуществляться через прическу (высокие сложные укладки с драгоценными шпильками);
головные уборы, отсылающие нас к короне (диадемы, ободки); крупные единичные украшения (броши, нитки жемчуга, декоративные булавки); перчатки.
Фантазия в тему от cinem_a:
я отпускаю на волю своего правителя
я знаю, это место во мне глубоко спрятано
так как говорил известный персонаж из известного фильма -
мои предки
которые пытались или хотели властвовать!
это - острые ножи и косы, волосы
перевитые и скрученные туго
чтобы -- "тут стоял! не смел никуда двигаться!"
смуты, вопли, бунты..
ярость до крови
монарха свергнутого
это накидки -
чтобы быстро смирить или скрыть свой восторг
от победы
или беду от поражения
это взгляд который никогда никому не выразит ничего!
это как горе от ума
бессилие от своей силы!
а также - щедрость
широкие рукава даров полны
улыбка
теплота большого тела
добродушие и защита если к ногам упал и сдался ты
и дела которые он за тебя может сделать
всё это дела давноминувшие, мне трудны
видимо правителю надо много поколений отдохнуть
чтобы возникнуть!!