Лингвист, сценарист, геймдизайнер, фотограф
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК

 
Май - Правитель
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 
Рисунок Даши Димитровой специально для проекта «Архетипы»

Про архетип Правителя писать мне одновременно и легко и сложно. Сложно потому, что я совершенно не ощущаю собственной с ним близости или вообще контакта. Легко потому, что материалов, ему посвященных, – множество. И что такое правитель – «главный» интуитивно понимают все – иерархия знакома не только людям, но домашним животным. Представление о том, как выглядит и ведет себя правитель, есть не только у вас, но и у вашего домашнего кота.

Как у зверей?

В этот раз начнется исследование не с Древней Греции и Египта, а чуть раньше с животного мира. Так как вожаки и лидеры есть уже там. И – это, наверное, самый важный момент, который мне бы хотелось подчеркнуть в контексте эволюционной биологии – уже на примере животных в образе правителя есть не только общие черты, но и существенные различия, делающие аргумент «так предусмотрено природой, а значит – правильно и естественно, чтобы так было и у людей» менее валидным.

Итак, каковы общие черты особей, доминирующих в животном мире? Как правило, в роли вожака или лидера выступает.. крупный здоровый самец зрелого возраста, на которого как на лидера возлагаются задачи по охране стада от чужаков, а также руководству во время охоты. Что касается самок, для них либо существует своя отдельная иерархия, либо они получают статус партнера. Статус вожака группы, как правило, не является пожизненным. Первичное установление иерархии, как правило, происходит через систему поединков, а в дальнейшем при возникновении стычек этот порядок, в основном, только подтверждается. Зачастую высокое положение в иерархии связывается с гормональным статусом особи, в частности, с уровнем тестостерона, который связан и с половым поведением самца, и с проявлением им агрессии.

Что подразумевает иерархия в животном мире? Как правило, это возможность проявлять агрессию по отношению к тем, кто стоит в иерархии ниже, первоочередной доступ к ресурсам и преимущественное право размножения и передачи своих генов дальше – у самцов реализуемое либо через обладание самым крупным гаремом (гориллы), либо более высокой привлекательностью для самок (у шимпанзе). У самок эта возможность может реализовываться как через покровительство им и потомству более высокоранговых самцов, так и через возможность кормиться с более обширной территории, выгоняя оттуда конкуренток (например, если речь идет о кроликах).

Собственно, архетип Правителя здесь как на ладони – крупный, сильный, умелый лидер, на которого возлагаются обязанности по охране территории, руководству захватом ресурсов, имеющий первоочередной к ним доступ и первоочередное право на размножение. И, конечно, самый «красивый» = самый сексуально привлекательный (предположительно, обладающий набором генов, обеспечивающих наилучшие возможности для передачи себя – генов – в следующие поколения).

У групповых животных, таких как пчелы и муравьи в роли лидера выступает самка – королева, непрерывно производящая потомство, про которую очень сложно сказать, что она извлекает из своего статуса максимальную выгоду – практически полная обездвиженность и постоянный труд на благо общества.

Крест лидера

Итак, с одной стороны, с лидерством все более-менее понятно, а с другой – что делать, когда в группе не один такой крепкий и сильный – а сразу несколько? Ну, для начала они, конечно, могут подраться и выяснить, кто сильнее. Но в случае, если силы примерно равны и победа зависит, в большей степени, от обстоятельств и случайности, было бы неплохо как-то зафиксировать сложившуюся структуру и направить тестостероновую энергию в мирных (или военных) целях захвата мира, а не перетасовки иерархии. В животном мире, как правило, так и происходит, но в человеческом мире этому нужно какое-то объяснение.

И самая простая рационализация, конечно, заключается, в том, что с вождем не имеет смысла спорить потому, что он не такой же человек, как остальные, а такой.. немного другой. Немного бог, немного волшебник, обладает какими-то сверхъестественными возможностями, поэтому лучше бы заранее смириться и в драку не вступать.

Благодаря своей божественной природе и исключительной важности для сообщества роль вождя и царя обрастает бесчисленным числом ритуалов, табу, запретов и чего только не. Причем от строгости соблюдения царем этих запретов, согласно преданию, зависело не только его благополучие, но и благополучие всего сообщества вообще. «Личность этого последнего рассматривается, так сказать, как динамический центр вселенной, от которого во все стороны расходятся силовые линии, так что всякое его движение, поворот головы, поднятие руки и т.д. незамедлительно оказывают серьезное воздействие на природу. Царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира; малейшая неточность с его стороны может это равновесие нарушить» (Фрэзер, «Золотая ветвь»). Также смотрите на экранах серии «Прошла зима и скоро лето – спасибо партии за это» и «Кошка бросила котят – это Путин виноват».

Парадокс архетипа лидера заключается в том,... что, с одной стороны, он обладает первоочередным доступом к ресурсам (в первую очередь – к еде, тут можно вспомнить и крестьянский обычай, когда глава семейства первым опускает ложку в посуду с едой, и точно такой же порядок сервировки, согласно общественному положению, принятый в высших слоях общества, даже если его реализация возлагается на тщательно вышколенную прислугу), а с другой стороны «за это» должен заботиться о вверенном ему обществе как отец родной - недаром устройство общества, единолично возглавляемого зрелым самцом, называется патриархатом. Все может, за все отвечает, не дает поводов для сомнений. Данко, например, типичный пример харизматического лидера с уклоном в самопожертвование и без бонусов, кроме вечной славы.

Божественная сила вождя видится одновременно и опасной и целительной. И это, с одной стороны, дает рождение мифам подобным тому, что прикосновение короля исцеляет золотуху, а с другой – вызывает к жизни множество обрядов, призванных защитить простых граждан от возможного пагубного действия силы, с которой им не дозволено соприкасаться – фатальные последствия может нести, например, соприкосновение с личными вещами или даже с тенью властителя. Да, у Фрэзера описана специальная должность придворного, в обязанности которого входит уничтожение посредством съедания его остриженных ногтей – чтобы они ненароком не причинили кому-нибудь вреда.

Как мы знаем, мир (по преданию, зависящий от вождя) бывает малопредсказуем – изменения погоды, урожайные и неурожайные годы, набеги врагов – все это не слишком хорошо поддается прогнозированию. И суеверное мышление идет по пути усложнения обрядов – это, хотя бы, дает объяснение тому, что пошло не так и дает готовый рецепт для исправления ситуации – смещение негодного короля-божества, который плохо заботится о подданных.

Вот как Фрэзер описывает запреты, распространяющиеся на древних Ирландских королей.

"Древние ирландские короли, а равно и правители провинций Лейнстера, Мунстера, Коннота и Ольстера подчинялись некоторым курьезным запретам и табу, от надлежащего соблюдения которых, как считалось, зависит их собственное благополучие, а также благополучие народа и страны. Так, восход солнца не мог застать короля Ирландии в его ложе в Таре – древней столице Эрина; в среду ему воспрещалось спешиваться у Мэг-Брига, пересекать после захода солнца Мэг-Киллин, понукать свою лошадь у Фэн-Чомиер, входить в находящийся на плаву корабль после Биллтейна. Правитель Лейнстера не мог в среду обходить Туат-Лейгхин с левой руки, располагаться лагерем на девять дней в долине Куаллана, проезжать по дублинской дороге в понедельник, переезжать Мэг-Мейстин на грязной лошади с черными копытами. Правителю Мунстера запрещалось веселиться на празднике в Лоч-Лейн, пировать ночью в начале жатвы до Гейма в Лейтриче, располагаться лагерем на Сиуире на девять дней и устраивать встречи на границе у Габхрана. Правителю Ольстера запрещалось посещать ярмарку коней в Рат-Лайне, слушать шум птичьих крыльев после захода солнца в Линн-Сэйличе, отмечать праздник быка в Дэйрмик-Дэйре, направляться в Мэг-Кобха в марте и пить воду реки Бо-Неймхидх до захода солнца. Если правители Ирландии строго соблюдали эти и многие другие правила, предписываемые с незапамятных времен, считалось, что их обходили несчастья и неудачи, что жили они до девяноста лет без признаков старческой немощи, что в правление их не было эпидемий и падежа скота, напротив, погода стояла хорошая и земля в изобилии давала плоды. Но если они ни во что не ставили древние обычаи, страну поражали мор, голод и ненастье". (Фрэзер, «Золотая ветвь»).

Впрочем, по сравнению с царем Лоанго, который "…никогда не видел белого человека и, по твердому убеждению всех буби, один вид бледнолицего приведет к его мгновенной смерти. Он не имеет права смотреть на море; сообщают, что он никогда не видел море даже на расстоянии. В полумраке хижины, с браслетами на ногах, влачит он свое существование. Нога его, конечно, никогда не ступала на побережье. Он не пользуется никакими изделиями белых, за исключением мушкета и ножа; к нему никогда не прикасалось европейское платье" (Фрэзер, «Золотая ветвь»), ирландские короли устроились, в целом, неплохо. Подумаешь, ярмарка коней.

Ну и еще одним неприятным последствием работы «центром всего» является то, что отвечающее за благополучие страны божество должно соответствовать занимаемой должности (мы помним про молодого-красивого, да?). Не всем представителям примитивных культур хватает терпения дождаться, пока Акела промахнется на охоте. Многие уничтожают лидера (физичически, и, зачастую, довольно жестокими методами) уже при проявлении первых признаков износа: утрата зубов, седые волосы.. Еще одна цитата из «Золотой ветви»: "По крайней мере, такой вывод можно сделать на основании следующей записи одного из европейцев, живших при дворе знаменитого зулусского тирана Чаки в начале XIX века: "Я испытал на себе всю силу царской ярости по милости дурацкого целительного средства, мази для волос, относительно которой г-н Феруэлл заверил Чаку, что она является чем-то вроде эликсира вечной молодости. Зулусский владыка выразил желание заполучить целительную мазь и при всяком удобном случае напоминал нам об этом. Особенно настоятельно он требовал у нас мазь перед отбытием посольства. Это и понятно. Ведь согласно варварскому обычаю зулусов, у правителя не должно быть ни морщин, ни седых волос; оба эти недостатка закрывают путь к управлению этим воинственным народом. Вождь зулусов не должен также проявлять ни малейших признаков слабости и неспособности к правлению. Чака жил в мучительном предчувствии приближающейся старости, а так как за первым седым волосом следовала неминуемая смерть, вождь должен был готовиться к уходу из подлунного мира". В общем, работа нервная.

Что позволено Юпитеру

Те лидеры, о которых говорилось выше, как правило, соединяли в себе все три ветви власти – и духовную, жреческую, и магическую и светскую, разница между которыми не проводилась. В Древней Греции, с ростом осознанности, уже можно говорить о разделении пространства человеческой души на три царства – принадлежащее Зевсу царство воли и власти, принадлежащее Посейдону царство эмоций и инстинктов и вотчина Гадеса – царство бессознательного (Джин Шинода Болен, «Боги в каждом мужчине»).

Зевс (Юпитер) является классическим воплощением лидерских качеств, представление которых унаследовано человечеством от животных. Зрелый (бородатый), сильный и могущественный, он правит богами и людьми с Олимпа, пользуясь практически неограниченной властью и, при необходимости, прибегая к силовым мерам воздействия – громы и молнии. Отметим, что как в животном мире при стычке между членами стаи, дело, как правило, ограничивается лишь демонстрацией зубов, так и гроза чаще всего проходит без последствий, лишь выразительно напоминая о том, как разрушительна может быть стихия.

При этом Зевс не отличается идеальным характером, не всегда его действия разумны – хотя в делах военных он является прекрасным стратегом, а уж его романтические похождения достойны отдельного рассказа. Сильные стороны Зевса – те, которые помогают ему захватить и удержать власть. Все остальное идет по принципу «могу себе позволить». «Государство это я» - сказал Людовику XIV, а Генрих VIII, не получив от Папы разрешения на брак с Анной Болейн, объявил себя главой англиканской церкви. Потому, что мог.

Пока правитель в силе, он может быть прав или неправ, желающие донести до него свое ценное мнение по этому вопросу могут сделать это на свой собственный страх и риск. Жена Зевса, Гера, могла возмущаться его многочисленными любовными похождениями, могла, по мелочи, мстить соперницам, но реальной власти над мужем не имела. Этот бог, архетипическое воплощение могущества патриархата, даже дочерью ухитрился обзавестись в обход и законной жены и многочисленных любовниц – Афина явилась из его головы, да сразу в полном боевом доспехе. Потому что кто тут главный и все умеет лучше всех? То-то..

Рождение Афины

А теперь - слайды

Небольшое отступление, касающееся внешнего вида правителя. То есть, почему нам вообще важен внешний вид правителя? Например, потому, что тот, кто находится на вершине социальной лестницы, с одной стороны, часто служит образцом для подражания, с другой – от него могут подсознательно ожидать соответствия стереотипам о том, как должен выглядеть глава государства.

Собственно говоря, изначально изобразительные искусства были сосредоточены именно на изображении богов, героев (в древнегреческой мифологии они, как правило, были отпрысками богов) и царей (как мы помним, власть имеет божественную природу). Второй важный момент заключается в том, что художник ставил своей целью изображение не той грубой, повседневной действительности, которую он видит вокруг себя, но той, расширенной и улучшенной, какой она должна быть: отсюда и типичная для икон обратная перспектива, говорящая о том, что мир по ту сторону более значим, и традиция изображать более значимых персонажей иконы крупнее менее значимых, вне зависимости от физических параметров.

Красота была намертво спаяна в сознании с добродетелью, а также с божественной природой, дающей право на власть. Поэтому красив у нас тот, кто добродетелен и положительный герой. Поэтому, если современные идеалы красоты включают голубые глаза и золотые кудри, таковыми обзаведется наш положительный персонаж, будь он даже жгучим брюнетом.

Долгая дорога вниз

Давайте теперь посмотрим на то, какую позицию занимает архетип Правителя в общем героическом мифе, описанном Дж. Кэмпбеллом. Как правило, мы встречаем его два раза – первый раз – в начале истории в роли жестокого/старого/глупого царя, которого свергает наш герой, и второй раз – в конце истории, когда наш герой сам становится хорошим новым царем – женится на принцессе и получает царство (власть и передача генов). Если мы вспомним, например, царей из сказок Пушкина, легко заметить их неадекватность сложившейся ситуации – царь из сказки о «Золотом петушке» является типичным примером дряхлого монарха, претендующего на молодость и женитьбу на молодой красивой царице. Царь Салтан наивно доверяет всем советникам подряд, а у него самого не хватает воли даже на то, чтобы совершить недалекое путешествие – в какой-то момент, все-таки, силы он в себе находит, подтверждает свое право на власть и для него все заканчивается достаточно неплохо.

Кэмпбелл пишет о цикличности мифа, о необходимости постоянного обновления, и о том, что нашего сегодняшнего молодого и сильного героя завтра мы встретим в роли старого и дряхлого царя, стоящего на пути у нового уже героя. Правитель – это тот, кто уже поднялся на вершину и большинство путей с нее ведет вниз. Колесо Сансары серьезно наказывает тех, кто пытается с ним шутить. Типичный пример испытания права на власть приведен в сказке «Конек-Горбунок» - для того, чтобы искупаться в кипятке и выйти из него живым, нужны сверхчеловеческие способности – которые есть у молодого претендента (ему помогает волшебное существо, воплощение духа предка и тотема клана), а вот старому царю пора уступать свои позиции.

Современной иллюстрацией к образу дряхлеющего патриарха, не желающего уступать власть, является Несмертный Джо, герой фильма «Безумный Макс. Дорога Ярости». В его лице дряхлеющий патриархат, цепляющийся за свою власть и никак не учитывающий интересы сообщества, буквально сосет кровь и молоко из всех, до кого дотягивается, но у него не получается у него реализовать еще одну символически важную задачу, валидирующую лидера, – оставить здоровое потомство. Лишенный божественной силы (невозможность иметь детей часто связывается именно с этим), он стремительно движется к краху. И все его гром и молнии на поверку оказываются лишь свистелками и гремелками.

Женский вопрос

Елизавета I, дочь Генриха VIII и Анны Болейн – прекрасная шутка судьбы над монархом, всеми силами стремившимся оставить наследника мужского пола. В общем, если кратко, то архетип «Правитель» крайне далеко от общественного представления о женственности. Практически на противоположном полюсе. Я ни в коем случае не хочу сказать, что женщины не могут, не способны или не должны руководить, или никогда не проявляли себя в качестве лидеров. Точно так же, как далеко не все лидеры-мужчины целиком и полностью подпадают под соответствующий архетип. Но мы здесь говорим не о соответствии занимаемой должности, а о внутренней картинке, которая возникает в голове при слове «правитель». Королева – это, чаще всего, жена короля, а не правящий монарх.

История зафиксировала не так много примеров женщин, находящихся на руководящей позиции. Вероятнее всего, в основе этого лежит все та же биология: физически женщина меньше мужчины, слабее, особенно беременная и кормящая – а в когда-то это было почти постоянное состояние, поэтому в гонке на лидерство у нее всегда было гораздо меньше шансов. Конечно, в современном мире, где успех определяется не физическими возможностями (если речь идет не о штангистах), а ежегодная беременность – не обязательная составляющая жизни, ситуация иная – но архетипическая картина мира меняется не так быстро.

Некоторой попыткой примирить реальность с внутренним представлением являются многочисленные истории про «женский стиль управления» - на практике они регулярно оказываются ... рекомендацией прикидываться не-руководителем, дабы не создавать у окружающих когнитивный диссонанс: не демонстрировать волевых качеств, быть мягче, искать ко всем подход. На практике такой способ вполне может быть эффективен, но говорит это не о наличии равноценного «особого стиля», а об умении приспосабливаться к обстоятельствам. Очень часто предложение «достигать успеха по-женски» содержит в себе скрытую ловушку – предложение достичь результата, не используя подходящие для этого методы.

И, кстати, женщинам-начальникам часто рекомендуют «не рассказывать о своей личной жизни». Вообще для женщин биологическое и социальное чаще находятся в противоречии, чем для мужчин (их рекрутеры куда реже спрашивают о количестве детей), поэтому в некоторых культурах женщины, отказавшиеся от деторождения, обладают дополнительными гражданскими правами – типичным примером этому являются, например, древнеримские весталки, или «обетные девственницы» на Балканах – женщины, по общественной договоренности, живущие как мужчины, пользующиеся всеми мужскими правами за исключением вступления в брак. А также британская королева Елизавета I, которую часто называют «Королевой-девственницей», ну или Жанна-д’Арк.

Фото «названной девственницы» (подробнее: http://excitermag.net/vyinuzhdennyie-devstvennitsyi-fotoseriya.html)

Задумывались ли вы, что пару веков назад практически единственной возможностью для женщины построить собственную карьеру был монастырь? Многие историки отмечали, что обстановка в женских обителях была лучше, чем в мужских – сестры очень сильно держались за свое право жить вместе, своими трудами и своим умом, вне системы безусловного подчинения мужу или отцу. В общем, образ женщины-правителя формируется прямо сейчас. Следите за новостями.

Не только звери

Современное гуманистическое общество, конечно, сильно отличается от животного мира, девизом которого, кстати, является не «выживает сильнейший», а «выживает наиболее приспособленный» – на первый план начинают выходить качества, отличные от физической силы, и образ правителя соответствующим образом изменяется – в сторону «первого среди равных», и осознанной меритократии.

Тем не менее, высокая тревожность способна включить даже в самом просвещенном режим поиска «папы», который отомстит всем обидчикам и все сам решит. Кризисный менеджер может обладать большими правами и другим стилем работы, чем «мирное» руководство компании. Смутное, нестабильное время или состояния характеризуются приоритетом силы и воли, в такое время идеальной кажется власть «сильной руки» и наши представления смещаются в сторону более.. этологических – и на правителя начинают возлагаться даже те надежды, которые он уж точно не в состоянии исполнить.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/890964.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/946139.html


© 2015-2018 hloflo