Лингвист, сценарист, геймдизайнер, фотограф
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК

 
Март - разбираем архетип Мага
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Этот текст получился не столько про архетип мага, сколько про магию вообще, про то, как менялось отношение к ней на протяжении веков.

КОГДА-ТО МАГИЯ БЫЛА НАУКОЙ – А ПОТОМ ПЕРЕСТАЛА ЕЙ БЫТЬ

Из троицы облеченных властью над умами – жрец, маг, ученый, вероятно, является наиболее древним и понятным архетипом. Когда-то все они жили вполне себе дружно и противоречия между тремя ролями были незаметны – вспомним библейских волхвов (то есть колдунов) – которые были одновременно и правителями, и учеными-астрономами, и, в чем-то, священниками, раз уж они принесли дары новорожденному божеству – и ведь «все же нормально было».

Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в

Тем не менее, в наше время представителей магического ремесла не жалуют ни религия, ни наука – хотя именно колдуны и шаманы когда-то заложили основы и того и другого. Да и позже они часто шли рука об руку, например, совершенно непонятно, куда можно отнести швейцарского врача, алхимика и философа Парацельса, многие из методов которого на сегодняшний день можно счесть магическими или религиозными: например, предположительно, именно ему принадлежит теория "подписи творца" основанная на том, что по форме или цвету плодов, корней, цветов растения можно определить для чего данное растение может использовать человек. Имбирь напоминает желудок и применяется в лечении проблем с желудком. Фасоль похожа на почки, сельдерей на корни, женьшень напоминает фигурку человека и помогает от всего. Правда, удобно? Подробно эта теория описана в книге английского ботаника Уильяма Коулза «Доктрина подписи».

В современном мире рациональный способ познания отмежевался от мира магии, сделав ее принадлежностью мира интуитивного, бессознательного, чувственного, скрытого от контролирующего эго. Представление о магии как о «темной стороне» близко связано с пониманием Юнговской Тени.

В Древней Греции магии покровительствовала жена Гермеса, Геката, трехликая богиня колдовства, лунного света, преисподней, ядовитых змей и перекрестков и, воплощающая в себе изменчивость луны, непредсказуемость и кипение страстей в бессознательном.

Уильям Блейк. Геката.

Возможно, именно с поиском ресурсов на темной стороне связано такое широкое использование в магических практиках не самых приятных объектов. Вот описание жилища волшебницы Гингемы из книги А.Волкова «Волшебник изумрудного города»:

Страшно было в пещере Гингемы. Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушеных мышей, привязанных к веревочкам за хвостики, как луковки. Длинная толстая змея обвилась вокруг столба и равномерно качала пестрой и плоской головой. И много еще всяких странных и жутких вещей было в обширной пещере Гингемы.
В большом закопченном котле Гингема варила волшебное зелье. Она бросала в котел мышей, отрывая одну за другой от связки.
- Куда это подевались змеиные головы?

К поиску решения в табуируемом, отвергаемом и грязном человечество прибегало на протяжении всей истории. Крокодилий помет в качестве средства контрацепции и заплесневелый хлеб для дезинфекции ран в Древнем Египте, прикладывание к бородавкам разрезанных мышей в Елизаветинскую эпоху, шагающая сквозь века уринотерапия, «ведическое» очищение тонкого тела дома с помощью мытья пола коровьим навозом и Филатовское «Спробуй заячий помет! Он - ядрёный. Он - проймёт!» - вот лишь несколько примеров. Кстати, ... из плесени в итоге удалось выделить пенициллин, спасший множество жизней.

Рисунок Даши Димитровой

А что же церковь? Сегодняшняя церковь наверняка сочла бы эксперименты Парацельса по лечению больных препаратами, изготовленными из человеческих тел, в высшей степени колдовскими. Впрочем, в чернокнижии обвиняли и первых любителей анатомии. За что? За то, что лезут.. куда не надо. Как сказали бы программисты – пользуются незадокументированными возможностями. Когда возможности документируются и оформляются наукой, церковь, как правило, аккуратно с ними смиряется.

Собственно говоря, с точки зрения религии маги и волшебники – своего рода лайфхакеры, старающиеся найти в бытии неочевидные кнопки и рычаги. Когда доступные методы не сработали, призванное на помощь с помощью жреца Божество не пошевелилось, а результат «очень хочется», можно немного поковыряться в настройках системы и поискать еще один путь. В роли желаемого, кстати, может быть все, что угодно: «Столько ешь и не толстеешь? Точно ведьма!» – говорит одной моей знакомой муж.

В наших представлениях о магическом архетипе большую роль играет наша детская часть, та, которая верит в собственное (или родительское) всемогущество. В то, что сказки никогда не кончаются плохо, и в самый критический момент, когда уже ничего нельзя сделать, чудо просто обязано произойти. В плоском мире Терри Пратчетта волшебники подсчитали, что один шанс на миллион «выпадает девять раз из десяти».

В голодном 1919 году Марина Цветаева записывает в дневник высказывание своей семилетней дочери Ариадны: «Марина! Когда у нас совсем нечего будет есть — даже гнилой картошки, — я сделаю чудо. Я теперь его не делаю, потому что раз мы едим гнилую картошку — значит, ее можно есть?».

Потребность в чуде, в волшебстве, в ощущении собственного магического контроля над ситуацией тем выше, чем меньше реальная способность воздействовать на ситуацию. Именно поэтому даже во время кризиса гадалки, экстрасенсы, колдуны и другие «специалисты по воздействию», не остаются без работы – отчаявшись изменить ситуацию привычными методами. Возможно, поэтому сегодня магические и околомагические практики так широко распространены среди идеологов т. н. «ведической женственности», пропагандирующей добровольный отказ от завоеваний рационального мира – «излишнего» образования, карьеры и активной деятельности во внешнем мире.

Победа рационального над иррациональным – палехская шкатулка «Суд пионеров над Бабой-Ягой»

РАСПЛАТА

Итак, волшебник-лайфхакер может то, чего нельзя делать другим – и тут разум, привычка, или внушенное нам религией убеждение намекают, что «за все приходится платить». У нас есть свобода воли – но мы ограничены в средствах – всемогущий человек, облеченный всеми человеческими слабостями, был бы не слишком удобен для этого мира, тут должен быть какой-то подвох. У той стороны можно попросить в долг – но придет и час расплаты. Цыганка, героиня повести Робертсона Дэвиса «Мятежные ангелы», объясняет пришедшему к ней за проклятием профессору университета суть своей работы следующим образом:

Все эти заклятия лишь средство для концентрации чувства… Но проклятие? Для него нужно самое сильное чувство. Что будет, если вы купите у меня проклятие? У меня нет ненависти к вашему врагу, он для меня ничто. Значит, чтобы проклясть его, я должна быть близка с Великим Неназываемым — иначе и меня ждет что-то страшное. Потому что Великое Неназываемое очень, очень ужасно. Оно занимается не миленьким правосудием цивилизованных людей, а мировым Равновесием, которому на людей плевать: оно может показаться человеку ужасным и злым. Вы понимаете? Когда мировое Равновесие решает, что пора уравнять чаши весов, происходят ужасные вещи. Многое из того, что мы не понимаем, — это проявления мирового Равновесия. Мы притягиваем к себе подобное нам, понимаете, Холлиер? Мы получаем собаку или скрипку, которая подходит нам больше всего, даже если она нам не нравится. А если мы чересчур возносимся, Равновесие без особых церемоний тычет нас носом в нашу слабость. А Великое Неназываемое — бог Равновесия, и если я вызову проклятие ради вашего блага, то, поверьте, нужно будет задобрить Равновесие, иначе я окажусь в большой беде. Я не хочу влезать в долги перед Великим Неназываемым, чтобы сделать вам одолжение, Холлиер. Я не хочу призывать Его — оттуда, снизу, из тьмы, где обитает Рак, командующий всеми созданиями тьмы, духами самоубийц и всеми ужасными силами, — только затем, чтобы заполучить для вас какую-то старую книгу. И знаете, что меня больше всего пугает в нашем разговоре? Легкомыслие, с которым вы просите меня о подобной вещи. Вы сами не знаете, что делаете. Вы обладаете чудовищным легкомыслием современного образованного ума.
Робертсон Дэвис, «Мятежные ангелы», пер. Татьяны Боровиковой

Часто считают, что тем, кто вступает в сделку с ужасающей Той Стороной, платить приходится самым ценным – душой. Неограниченное (если повезет) исполнение желаний сейчас влечет за собой неминуемую расплату потом.. В случае, если срок сделки вышел, а платить по кредитам не хочется, волшебник может приносить своему страшному покровителю невинные души, покупая себе еще немного времени для того, чтобы порадоваться жизни – точнее, отсрочить миг наказания. Очень часто в магических ритуалах используется кровь – не только в качестве чернил для подписи, но и как символ человеческой души или жизни, приносимой в жертву – своей или чужой. Бессмертные вампиры тоже получают бессмертие только ценой постоянной потребности. Маги – непослушные дети Творца, поступающие несправедливо по отношению к остальным, поэтому представление об этом архетипе часто несет в себе идею греха и воздаяния. Даже добрейший Дамблдор обладает тайной, за которую расплачивается всю жизнь.

Впрочем, есть и другой вариант обретения сверхъестественными способностями – когда не человек овладевает ими, а они человеком – это классический путь шаманской инициации, «шаманская болезнь», которая обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и эпилептических припадках, преследующих будущего шамана, как правило, во время полового созревания. После начала шаманской деятельности он, как правило, обретает контроль над этими симптомами и способность произвольно входить в трансовые состояния. Переживание шаманской болезни, зов «той стороны» всегда включает в себя тяжелое состояние, смерть и расчленение, возрождение в новом качестве

Специалисты по современной личной магии – харизме, кстати, тоже рекомендуют желающим стать харизматическим лидером иметь в своей биографии эпизод, когда герой был «на волосок от гибели» или проходил тяжелые испытания.

ЖЕНСКОЕ ДЕЛО

Согласно одной из средневековых теорий, ведьмы не могли весить больше 50 кг – именно такой предполагалась грузоподъемность метлы. Рисунок movieclip

Несмотря на то, что у слова «Маг», как уже писала Инга Адмиральская, нет женского рода, мне кажется, что магия в общественном сознании отнюдь не является чисто мужским занятием. Слово маг, вероятнее всего, пришло в наш язык из немецкого Magus, сравнительно недавно из письменных источников – а историю, даже если ее делают женщины, пишут все равно мужчины – и чаще всего, они пишут о мужчинах. А слова «волхва», «ворожея» и «ведьма» (от слова «ведать» – знать) существуют в русском языке уже давно. Магия – сфера интуиции, сфера бессознательного, не воспринимаемого чистым разумом, сфера имманентного, непознаваемого извне, часто связывается с женским началом. Симона де Бовуар, философ, чьи труды легли в основу современного феминизма, скептически относится к «женской загадке», полагая ее не более чем результатом внешних проекций на неизвестное, приводящему к созданию мифов:

«Утверждение, что женщина — тайна, означает не то, что она молчит, но что язык ее непонятен; она здесь, но ее скрывает завеса; она существует вне этих смутных видений. Кто она? Ангел, демон, вдохновленная свыше, комедиантка?»

«С помощью религий, традиций, языка, сказок, кино мифы проникают даже в те сферы существования, что всецело находятся во власти материальной действительности. Каждый может обрести в них источник сублимации своего скромного опыта: одного обманула любимая женщина — и он заявляет, что она — взбесившаяся матка; другого мучает мысль о его мужском бессилии — и женщина превращается в Самку Богомола; третьему нравится общество его жены — и вот она уже Гармония, Покой, кормилица Земля, Любовь к дешевой вечности, к карманному абсолюту, свойственная большинству мужчин, удовлетворяется за счет мифов. Малейшее волнение или неприятность становятся отражением вневременной Идеи; иллюзия эта приятно льстит тщеславию, Миф — это одна из тех ловушек ложной объективности, в которые непременно попадает дух серьезности».

Особенно ярко подобное разделение было очевидно в средние века, когда на фоне истового поклонения Святой Деве, проходила охота на ведьм – опасных существ, причиняющих разнообразнейший вред. Подобные идеализации, сведение к мифологическому образцу и сегодня в изобилии представлены во многих эзотерических учениях.

Впрочем, не разумом единым.

Женских магических образов нам предстает сразу несколько: рыжая ведьма, хохочущая бестия, полная жизни и сексуальной энергии, и ее противоположность – суровая холодная белая колдунья, снежная королева, Джадис из Нарнии или уродливая старуха – символизирующая смерть. Здесь мы подходим к архетипу Великой Матери, дающей и забирающей жизнь. Кларисса Пинхола-Эстес в книге «Бегущая с волками» пишет: «Мать Творения – всегда еще и Мать-Смерть, и наоборот. Из-за этой двойной природы или двойной задачи нам предстоит великий труд – понять, что вокруг нас, подле нас и в нас самих должно жить и что должно умереть. Наше дело – определить срок того и другого; позволить умереть тому, что должно умереть, и позволить жить тому, что должно жить».

Три возраста женщины. Слева - картина Ханса Бальдунга (1509-11), справа - Густава Климта (1905)

Продолжая традицию поклонения Триединой богине (в греческой мифологии – триада лунных богинь Артемида, Селена и Геката) ведьмы Терри Пратчетта ходят втроем – «Мать, Девица и.. и еще одна» (еще одна – это старуха). Мать, Дева и Старица входят в число семерых богов, которым поклоняются северяне в книге Роберта Мартина. Женская магия тесно связана со смертью, возрождением и хранением знаний и органична самой женской природе.

А что же мужчины-маги? Они, как правило, выглядят если не женственно, то, как минимум, андрогинно – длинные волосы, просторные одежды, которых не носят мужчины-воины. О колдовском обаянии чаровниц, их необычайной сексуальной притягательности складываются легенды, а вот чародеи.. Вспомним, хотя бы, пушкинского Черномора, сначала укравшего молодую и красивую Людмилу, а потом не знавшего, что с ней делать. Как уже упоминалось, за все надо платить, – собственной кровью, душой или жизненной силой. Если для Мудреца или Ученого отказ от сексуальности часто выглядит добровольным – «эти нелепые телодвижения», то маг и волшебник часто выглядит лишенным возможности продолжить себя в мире обычным путем и поэтому вынужденным прибегать к воровству или обману. У магов нет детей, но бывают ученики, часто полученные от родителей не самым честным путем («отдай мне то, чего дома не знаешь»).

Каким образом соотносится вся эта история с архетипом М. Марк и К. Пирсон? Честно говоря, я не знаю.

ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ И БЫТОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Наиболее популярным типом магии, распространенным практически у всех народов земли, является симпатическая магия, состоящая из двух принципиальных направлений – гомеопатическая или имитативная магия (сейчас я полью из кувшина на землю, и это вызовет дождь) и контагиозная магия – основанная на представлении, что предметы, находившиеся в контакте, продолжают сохранять между собой связь, даже будучи разделенными в пространстве (например, мы можем воздействовать на человека, заполучив прядь его волос). В классической истории про куклу вуду оба эти способа применяются одновременно: она и внешне напоминает человека, которому должен быть нанесен вред, и содержит какую-то часть его тела. Производимые над ней действия являются уже имитативной магией.

Простые примеры:
Магия фотографии – не только туземцы опасаются того, что, сфотографировав их белый человек может заполучить и унести в аппарате их душу, но и европейцы нередко прибегают к «диагностике и воздействию по фото» или принципиально не выкладывают в социальные сети фотографии детей и беременности во избежание сглаза и забирают из поликлиники свои рентгеновские снимки, так как «неизвестно, кто там на них смотрит и к каким последствиям это может привести».
Магия личных вещей – вместо фотографии на магическом сеансе могут использоваться личные вещи человека. Вещи, подаренные дорогим человеком, часто сберегаются не только, как сувенир, но и как залог сохранения отношений. Одежда, в которой успешно сдан один экзамен, становится «счастливой» и используется для сдачи последующих.
Магия имени – сюда можно отнести и смену имени для того, чтобы изменить свою судьбу, и решение многих родителей скрывать выбранное имя младенца до момента его рождения и традиции наличия двух имен – одного, «настоящего» имени «для своих» и широко известного прозвища для общего использования.
Магия ритуала – многие из читающих этот текст, наверняка, хотя бы раз прибегали к помощи ритуальных действий – кто-то высовывал в форточку зачетку и кричал «Халява, приди!», кто-то для завершения отношений разбивал подаренную бывшим возлюбленным чайную пару и выбрасывал осколки, кто-то рисовал на листе бумаги свой страх и рвал его в клочки – а тот волшебным образом отступал и в реальной жизни.

Структура магии

Магией и волшебством мы часто называем непостижимое, удивительное, непонятное и красивое. То, что может нас затронуть, но не дается нам в руки. В этом магия близко подходит к таким понятиям как творчество и вдохновение. Маг и волшебник – человек, способный вдохновить, но не дающий полного понимания. Тот, который расширяет наши представления о возможном и дает новую надежду. Именно поэтому иногда объяснения о том «как это сделано» лишь разочаровывают слушателей. Магия обращается к той части человека, которая говорит «хочу», которая знает прежде знания и принимает решения до того, как они будут рационализированы. Голос шестого чувства и интуиции, волшебное «просто так» и «чтобы было». Бабочка, которую нельзя удержать , зажав в кулаке. Точки, которые нельзя соединить, глядя вперед.

Практикум

1. Идите и совершите чудо:)




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/890964.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/926140.html


© 2015-2018 hloflo