Лингвист, сценарист, геймдизайнер, фотограф
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК

 
В январе разбираем архетип Искателя.
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Сегодня у нас интереснейшее исследование - и я вам искренне завидую, потому что вы будете читать его в первый раз, а я уже изучила его вдоль и поперек. Это глубоко и наглядно, очень красиво! О пути Искателя в веках. Об универсальной матрице сказок и мифов - базовой для разных культур, времен и народов. Наслаждайтесь!

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!
(Н.Гумилев)

Это мой первый пост, посвященный архетипам. Для меня они являются не столько типологией, позволяющей «распределить» всех и каждого по разным ячейкам, но , напротив, объединяющим началом – универсально понятными для различных культур и даже эпох образами. Для меня архетипы – это струны, звучащие в душе каждого человека общим аккордом: какие-то из них слышно лучше, какие-то приглушены – но все они присутствуют. И этот цикл статей нужен мне для того, чтобы, используя опыт других людей, принадлежащих к различным культурам и эпохам, прислушаться к звучанию каждого и почувствовать вкус и тембр этих струн лично для меня. Также я буду рада, если это небольшое исследование поможет лучше понимать себя и тем, кто его читает.

В текстах я буду опираться, в основном, на работы В.Я. Проппа, Дж. Фрэзера и М. Кэмпбелла, посвященные исследованиям общих структур сказки и мифа, повторяющихся в различных культурах, в том числе, нарративу героического мономифа (если очень кратко – истории о том, как герой жил себе спокойно, но потом обстоятельства погнали его в путь, который он успешно преодолел, совершил подвиги и стал жить-поживать и добра себе наживать уже на новом уровне), частично – на работы других авторов и, конечно, на Яхудожникятаквижу.

(Эту иллюстрацию специально для текста про искателя нарисовал movieclip)

В поисках рая

Первый текст об архетипах в этом цикле будет посвящен архетипу искателя. Поле его деятельности – мир осязаемый, видимый, слышимый – мир познаваемый. Мир осваиваемый, мир новый и неизвестный. Цель поисков искателя прекрасно сформулировал в «Сказке про Федота-стрельца» Леонид Филатов - «То, чего на этом свете вообще не может быть». А то, чего нет в этом мире, наверняка, может найтись в соседнем. Представление о существовании другого, потустороннего мира, существует практически у всех народов земли. От нашего мира его часто отделяет водная преграда, трава по ту сторону, как водится, зеленее, а на деревьях растут золотые яблоки (яблоки Гесперид в греческой мифологии, молодильные яблоки в русских сказках, ну или древо познания, вкушая плоды которого «станете как боги»). В целом, золотой цвет очень часто указывает на принадлежность предмета к иному миру (тридесятому царству).

Иной мир может быть населен богами, духами, ушедшими предками (иногда для этого требуются особые заслуги), но мифология многих культур включает в себя истории о тех, кому удалось одолеть мировой распорядок, побывать в тридесятом царстве и вернуться обратно, прихватив с собой что-нибудь очень полезное и, желательно, ведущее к вечной жизни или молодости. Конечно, путь в страну вечной жизни сдается не каждому смертному – для успеха предприятия желательно быть избранным. Шаманом, умеющим летать над священными горами во сне. Сыном бога, как Геракл. Царским сыном, если не повезло вовремя родиться в Греции. Цари ведь тоже не просто так золотые короны носят. Впрочем, наилучшей проверкой избранности, особости персонажа становится его способность успешно пройти путь туда и обратно.

(Kate Baylay, иллюстрация к сказке "Три царства — медное, серебряное и золотое")

Герой сказки или мифа становится искателем в момент, когда перед ним встает задача, средствами этого мира неразрешимая, и он начинает поиски выхода за его пределы. Искателем становится каждый из нас, перед лицом задачи, которую невозможно решить имеющимися средствами, начиная искать новые. Те люди, у которых архетип искателя проявлен особенно ярко, делают этот поиск основным вектором своей деятельности – вне зависимости от выбранной профессии. Искатель – это образ и метод действия, движение через новое, неопробованное. В роли первопроходца выступает каждый ребенок, с интересом и верой в лучшее обнаруживающий собственные руки, ноги и неаккуратно оставленный родителями айфон. Да, он просто ищет рай. Даже там. А вдруг? Ведь это еще непроверенный способ.

Что такое хорошо и что такое плохо

«Мы призываем к себе Гермеса всякий раз, когда отправляемся исследовать новые территории. Для этого нам необходима любознательность и открытость – качества, требующиеся как при чтении книги, так и при поездке в чужую страну. Этот архетип способствует возникновению атмосферы спонтанности между человеком и всем, что встречается ему на пути, – включая страны, материалы, людей. Гермес обращает наше внимание на моменты открытий и синхроний – тех значимых "совпадений" и "случайных" происшествий, которые загадочным образом увлекают нас в совершенно неожиданные места, где нам как раз и следовало оказаться. Люди, в чьей психике недостаточно архетипа Гермеса, всегда следуют намеченному маршруту и графику и заранее знают, что и когда встретится им на пути. Поэтому, когда мы уезжаем в отпуск или даже просто идем на прогулку без определенной цели, настроившись на приключения, не зная, что нас ждет, позволяя каждой минуте формироваться без нашего контроля, – мы тем самым приглашаем себе в спутники Гермеса, делая его частью себя». (К. Болен, «Боги в каждом мужчине»).

Гермес – дедушка и покровитель одного из самых знаменитых путешественников в истории человечества, хитроумного царя Одиссея, чье долгое путешествие известно и ценно не столько своим результатом, сколько процессом странствий. А дедушка, как известно, плохому не научит. Ценности искателя – любопытство, движение, спонтанность, изобретательность, умение быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства. Чужды искателю стабильность, покой, комфорт и, зачастую, богатство.

Уже в античности, говоря о пути искателя, зачастую авторы мыслили не только категориями перемещения в пространстве, но и метафорой, описывающей внутренние поиски. Недаром своего божественного возлюбленного ищет Психея - душа. Индейцы Северной Америки в качестве обряда профориентации практикуют так называемый Вижн Квест (поиск видения), во время которого участники ищут свое предназначение , в современном мире таким путешествием в мир души часто становятся психотерапия и медитация.

(И. Билибин, иллюстрация к сборнику русских народных сказок)

Магия искателя

Магия для искателя, или, если хотите, его суперсила – это то,что позволяет ему реализовывать собственные ценности - быстро передвигаться, находить путь, реагировать на обстоятельства. Отправляющийся в путешествие персонаж часто получает от наставника магический предмет – волшебный клубок, позволяющий находить дорогу, сапоги-скороходы. Но о том, как труден и опасен, а главное – небыстр и самоценен путь, могут напоминать трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных, которые должна износить, изломать и стоптать русская Психея–Марьюшка в поисках своего Амура-Финиста. Другим способом повышения мобильности персонажа является волшебное животное, например, серый волк, на которого садится Иван Царевич, чтобы «вмиг домчать». В.Я. Пропп в своей книге «Морфология волшебной сказки» указывает, что по всей видимости, в более ранних версиях сказки и мифа герой не садился на волка, но превращался в него – был с ним единым целым, и то, что стало «волшебным помощником», когда-то было второй сутью героя, не делающего разницы между собой и тотемным животным: мы, волки. Вмиг добежали.

(Иван-Царевич на сером волке, В.М. Васнецов)

Важный момент – магия искателю не просто нужна, а жизненно необходима, ведь он ищет решение, которого в привычном мире просто нет, а в соседний дорога хорошо известна лишь в одну сторону. Путь искателя опасен и всегда идет по границе возможностей – пройти его может только тот, кому назначено свыше (и только он способен получить магическую помощь).

Сквозь века

О том, что искатель – очень неплохой бренд, сильные этого мира знали довольно давно. Посмотрите, например, на Крестоносцев по официальной версии, движимых поисками рая (Золотого Иерусалима, Святой Земли), что, конечно выглядит гораздо благороднее, чем банальное завоевание богатых земными ресурсами территорий. И, кстати, рай многим участникам удалось обрести – самым надежным средством попадания туда для рыцарей была мученическая смерть от рук неверных, неплохие шансы давала смерть в бою, а вот смерть в собственной постели годилась разве что на то, чтобы «в прах возвратиться». Увы, не всем удалось, как положено герою, вернуться домой с приобретенным в ином мире – но идея уже была успешно продана. Под звездой Искателя идет путь и рыцарей круглого стола в поисках священного Грааля. Пути наивного рыцаря Парсифаля и невинного и благородного рыцаря Галахада различны, и хотя безусловного успеха добивается второй (ему единственному из всех людей чаша дается в руки), именно блуждания незадачливого Парсифаля вызывают больший интерес у читателей. Галахад живым возносится на небо, а путь Парсифаля остается с нами, описывая многим знакомое ощущение запутанной дороги с неизвестным финалом.

(Hughes Arthur, Сэр Галахад)

Искателям принадлежит и эпоха великих географических открытий. Жажда познания, торговые и государственные интересы, вера в чудеса, встречающиеся в новых, неизведанных землях – все это приводило в движение корабли и караваны, и многие из участников были достойным образом вознаграждены.

Страх моряков Колумба перед новыми странами (да и просто перед ужасающей возможностью перелиться через край плоской земли вместе с океаном) и чудовища, рисуемые разумом до эпохи Великих географических открытий, прекрасно пародирует Умберто Эко в книге странствий «Баудолино» - уникального рассказчика, каждую выдумку которого окружающие воспринимают как истину, так же, как безоговорочно все поверили младенцу Гермесу, с невинным видом дремлющему в люльке (и как вы могли подумать, что это невинное создание причастно к пропаже коров Аполлона). В начале двадцатого века история путешествий Одиссея античного была «переведена» на язык новых реалий – роман Джеймса Джойса «Улисс» (т.е. Одиссей) рисует путь героя двадцатого века, напрямую ссылаясь на своего литературного предшественника. Леопольд Блум уже не царь и не герой, а простой житель Дублина, его странствия длятся не десять лет, а всего лишь один день, но суть поисков остается прежней – обретение собственной силы. Движение к большему, к отсутствующему в привычном мире.

Катящийся камень не обрастает мхом

Отношение окружающих к наследникам Одиссея противоречиво. Представим, какими словами могли бы вспомнить хитроумного царя обитатели тех мест, которые он посетил: обманутая царица, ослепленный циклоп. Ну, или, для простоты, вспомним, как большая часть простодушных хоббитов встречает Серого странника Гэндальфа: «Как бы чего не вышло» – искатель всегда бросает вызов привычному ходу вещей, и не всем это нравится.

С землей и ее требованиями бродягу часто связывает только нить – путеводная нить Ариадны сопровождает Тесея в лабиринт, верная Пенелопа, ожидая Одиссея, проводит время за ткацким станком, волшебный клубочек ведет к цели героев русских сказок, одновременно связывая их с родиной и с родом. Такая привязка делает героя «своим», не опасным, во всяком случае, для ожидающих его на родине, общим посланцем, который принесет частичку найденного рая всем. В одежде посланников часто присутствуют нити – или веревки. Будь то лямки рюкзака на туристском снаряжении или сотня ленточек в прическе бродяги Джека-Воробья – они несут в себе как прагматический смысл, позволяя все свое носить с собой, так и символический – связывать героя с далекой родиной – ну или просто с твердой почвой. Вовремя не обзаведшийся земными привязанностями идеальный рыцарь и идеальный христианин сэр Галахад, получив святой Грааль, как мы помним, отправился прямиком на небо. И мы по нему не скучаем.

Ариадна и Тесей, Франция, начало XIX века.
Иллюстрация к книге «Три царства – медное серебряное и золотое» с сайта rasskajem.ru

Ветер рвет горизонты и раздувает рассвет

В СССР культ искателя также был очень массовым – достаточно взглянуть на то, как широко распространилась культура туристических походов и романтика кочевых профессий, требующих большую часть времени проводить в странствиях по бескрайним просторам. В обширном эпосе авторской песни, созданном или вдохновленном странниками и туристами, все искательские ценности видны как на ладони – «Но есть такой закон – движение вперед», и неприхотливость «Люди идут по свету, им, вроде, немного надо – была бы прочна палатка, да был бы нескучен путь», и неизведанное как цель - «А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги» и даже «А вы сидите дома, пейте кофе, и делайте зарядку по утрам» обращенное к тем, кто предпочитает более комфортное существование. Целый эпос песен под гитару, сменившую собой лиру, изготовленную младенцем Гермесом из панциря на свою беду проползавшей мимо его пещеры черепахи. Потому, что без эпоса, без веры, без соединения с архетипом находиться там, где волшебный город-сад (узнаете?) будет только через четыре года, а то и никогда, немного грустно и очень холодно.

(кадр из к.ф. «Кино про Алексеева»)

Популярность архетипа поддерживалась на государственном уровне, в стране была создана уникальная система туристических походов, включающая категории маршрутов, разряды для спортсменов и специально подготовленных инструкторов – такой вид активного отдыха был сравнительно недорогим в плане обеспечения (по сравнению с курортами, например), да и в случае внезапной необходимости мобилизации населения, большое количество граждан, обладающих навыками выживания в природных условиях и необходимой экипировкой, было бы кстати. А о том, куда ведет дорога бардов, довольно ясно рассказывает одна из самых популярных песен: «Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны» - дерево янтарного (золотого в свете солнца) цвета рядом с водной преградой. Здравствуй, рай.

До наших дней и сериалов

А как же выглядят типичные вдохновляющие искатели сегодня? Как всегда, на рубеже нового. Сейчас это представители технологической элиты, люди получившие статус, известность и власть на разработке новых технологий, молодые и активные, противопоставляющие свою культуру представителям «старых денег» - банкиров, финансовых групп, последовательного продвижения по карьерной лестнице и приумножения богатства. Чтобы подчеркнуть свой новый, особый путь, они часто пускают в ход атрибуты странников и первопроходцев. Для нового поколения символами превосходства становится не полированный мрамор, блеск роскоши и комфорта, характерные для старых правителей, а профессиональное обмундирование опытных путников.

Дэвид Брукс, автор книги «Бобо в раю. Откуда берется новая элита», пишет: «Профессиональных альпинистов, проводников, способных довести команду до вершины Эвереста, надо признать, совсем немного. Однако это не значит, что сверхлегкие ботинки Alpenglow с тремя слоями гортекса нам не пригодятся. <…> Тенденция эта, в частности, привела к тому, что пропасть между представителями образованного класса и принадлежащими им вещами все расширяется. Вещи, которые они покупают, были созданы для куда более опасного и увлекательного времяпрепровождения. Поэтому спроектированные с мыслью об Андах ботинки большую часть времени проходят по фермерским рынкам, а последние модели флисовых курток – в отделе замороженных продуктов супермаркета. Максимум, что потребуется от внедорожника, – это проехать по ухабистой дороге в слякоть. Но как в благородный век лицемерие было пороком, склоняющимся перед добродетелью, сегодняшнее обмундирование бобо – это комфорт, преклоняющийся перед активным отдыхом и приключениями».

Давайте посмотрим на одного из самых популярных персонажей начала двадцать первого века – вот он двигается нам навстречу в волшебной обуви (Nike), магическим посохом раздвигая препятствия, белыми крыльями халата раздвигая облака. Основная задача персонажа Хью Лори – поиск решения, которого не видно больше никому, как будто его и нет в этом мире. И – поиск личного рая. На первый взгляд он кажется бунтарским типажом – но, присмотревшись, можно разглядеть даже некоторое внешнее сходство с другим киногероем – Гэндальфом серым, который в своей ипостаси странствующего мага, как и положено герою, проходит путь на ту сторону и возвращается. Потерявшись в лабиринте загадок, Хаус, зачастую прибегает к веками и поколениями героев испытанному помощнику– волшебному клубку – не его ли напоминает бросаемый в стену мяч (их у доктора целая коллекция)?

Отдельного внимания заслуживает хромота доктора. Лишь на первый взгляд она кажется ограничением для путешественника. Описывая существующего на границе миров персонажа, знакомую всем нам Ягу, В.Я. Пропп пишет о ее типичном признаке - «костяной ноге», а то и более точно передающей суть явления версии «одна нога говена, другая деревена» - то есть, одна нога персонажа принадлежит мертвому телу, стоит в могиле, относится к иному миру. Так про нашего доктора, перенесшего операцию по удалению отмершего мускула, вполне можно сказать, что одной ногой он шагает по соседнему миру – он из тех, кто ходит за рубежи по недоступному для обывателей пространству. Не говоря уж о том, что подобно своему пра-пра-прадеду Гермесу легко преодолевает любые преграды, начисто игнорируя замки и двери. Ну и вспомним финал сериала – стена огня и вышедший из на ту сторону герой, с этого момента недоступный для старых знакомых.

Дальше и выше

Двадцать первый век раздвигает перед человечеством новые рубежи. «Программным» произведением об эпохе технологической сингулярности стала для многих книга «Акселерандо» Чарльза Стросса. В первой части ее герой все еще человек, Манфред Макс, скользящий по земле в поисках свободы для… «душ» кальмаров, попавших в мировой информационный океан. Вместо клубка он оснащен (очень) продвинутой версией очков Google и парой-тройкой дополняющих мозг модулей. В конце книги дочь Макса отправляет в поиск к неизведанным звездам электронную версию себя, слепок души, загруженной в процессор. Новым миром и новым раем становится виртуальный океан:

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: "Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!"

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица...
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
(Н. Гумилев)

Практикум:

прислушаться к искателю внутри себя.

Для того, чтобы лучше понять то, как устроен, чем живет и дышит ваш внутренний искатель, я предлагаю ответить на следующие вопросы и посмотреть, как ответы могут быть вам полезны. Для начала вспомните сказку, которая сильнее всего нравилась вам в детстве.

  1. Подумайте, кто из героев выступает в роли искателя.
  2. В какой момент он становится искателем? Что толкает его в путь?
  3. Какова цель путешествия? Как выглядит рай или райская награда в вашей сказке?
  4. Какую помощь получает герой во время странствий?
  5. Что является «отличительной чертой» поисков героя, что делает его стиль уникальным?
  6. Ну а последним пунктом я, конечно, предлагаю уделить внимание тому, где проходит зона поиска неизведанного рая в вашей обычной жизни и попробовать применить найденные ответы к ней. (Тут автор текста оглядывается вокруг в поисках того, подо что мог удачно замаскироваться золотой ключик)





Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/890964.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/895570.html


© 2015-2018 hloflo