|
|
|
Историк культуры, ведущая Курса о женских образах в литературе и искусстве в Школе образных решений IDEA-class |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Март - разбираем архетип Мага |
Еще об архетипе:
|
|
Архетип Мага при первом же касании рождает магнетизм. Мы не понимаем, как это происходит, но нас буквально
завораживает такая личность. В ней всегда есть харизма и что-то необычное, зашифрованное и едва уловимое.
Я бы назвала это эффектом двойного дна: что именно, остается за кадром, но мы чувствуем: не все так просто и однозначно.
Это архетип, способный держать аудиторию одним касанием и создавать в разных областях нестандартные тропы, предлагать новый
опыт духовного или психологического порядка, трансформацию. Архетип Мага, кстати, ключевой ингредиент в создании персонального бренда.
Снаружи мы понимаем, что да, цепляет, но не улавливаем, как именно это сделано. Причем маг 30% информации выборочно даст
о себе сам, оставив другие 70% в тени, но их интрига повлияет на весь образ. Ключевое слово в разговоре о
Волшебнике – атмосфера и таинственность. Некая богемность.
В Искателе, допустим, тайна существует ради того, чтобы ее открыть. У Мага к тайне отношение эстетическое,
она - самоцель. Как искусство ради искусства. Кстати, феномен театра держится на архетипе Мага. Почему в народном сознании
есть установка о том, что актеры – греховная профессия, - слишком близко к магии по впечатлению. К слову, о диапазоне
архетипа. В эту же категорию попадают и мистики, поэты-символисты, декаденты.
Итак, в Волшебнике есть некая зрелищность, алхимия интриги и харизма. Отмечу и его личный контроль над производимым
впечатлением как составной элемент архетипа. У Правителя контроль будет явным, вплоть до тирании. У Мага – невидимые, но явно
существующие нити, в качестве метафоры ближе всего будет марионетка и кукловод. Соответственно этим влиянием можно злоупотребить
(особенный соблазн в том, что оно идет на уровне сознания и незаметно), но и сеять с помощью него разумное, доброе, вечное.
Самое яркое воплощение Мага в кино, которое я видела – это Северус Снейп из «Гарри Поттера». Ну и в меньшей
степени Люциус Малфой, коль зашла речь о вселенной Джоан Роулинг. На это можно сказать, что там все маги, - безусловно.
Но по архетипам как раз нет. Дамблдор – Философ, Хагрид – Простодушный (Рон Уизли туда же, а вот кстати, Фред и Джордж – это уже архетип Шута),
сам Гарри – немного простодушный Искатель, МакГонагалл – Философ+Правитель, Сириус Блэк – Славный Малый и так далее… И как раз блестяще сыгранный
Аланом Рикманом Снейп (или Снегг, как в книге), самый что ни на есть архетипический Маг.
У этого актера даже голос был магическим, с поистине бархатными и таинственными нотами. Для наглядности я нашла запись, где он читает сонет Шекспира.
Маги очень часто имеют отношение к...
миру театра. Такое впечатление производит и Алан Рикман, действительно, он не менее знаменит как
актер театра и член Королевского Шекспировского общества (кстати, гастроли Национального театра с «Братьями Карамазовыми»,
где он играл, охватывали и СССР).
К слову об имитации Мага. Подлинному архетипу свойственна неспешная таинственность и интрига. Вспомним Белатрису
Лестрейндж из того же фильма – яркая Бунтарка и имитация Мага, так как ей в харизме не достает именно неспешности.
В Маге много от змеи – мудрость, грация кобры перед прыжком и нечто опасное во взгляде (они еще любят добавлять
к образу темные очки), даже если в итоге перед нами человек добрых намерений и благородства, как Снейп.
Кстати, и он, и Люциус - из Слизерина, символом которого как раз является змея.
Есть в Маге и артистизм с аристократичностью, хороший вкус и любовь к эффектам. Мне вспоминаются иллюзионисты,
алхимики, а также средневековые искатели философского камня. Вообще если говорить об эпохе и ее выражении в ролевом гардеробе,
то родная стихия Мага – Средневековье, более конкретно: Зрелое Средневековье, V-XI века, когда появляются романский и готический
стили. Близка им и эстетика русского Серебряного века, культуры майя, мотивы инопланетных цивилизаций.
И совершенно особое пространство для Мага – Древний Египет. Здесь в полной мере проявляется данный архетип.
Пирамиды, иероглифы, сакральные ритуалы, власть жрецов, особые символы, Книга Мертвых, магнетизм культурного пространства.
Вокруг него существует много домыслов и настоящих тайн, которые кажется опасным разгадывать…
Об этом подробнее буду рассказывать в курсе «Психология культур».
(http://idea-class.ru/training/moda-istoriya-iskusstvo/khudozhestvennyj-obraz-i-mentalnost-psikhologiya-kultury)
Книги для Магов, созданные Магами: Кастанеда, пожалуй, №1 (кстати, творчество в измененных состояниях свойственно для
данного архетипа), чуть менее популярен в архетипе Коэльо, в России, например, Зеланд – он и выглядит архетипично.
Немало от Мага мы можем встретить и в булгаковской Маргарите.
Ее образ с момента появления в романе связан с Луной: «Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:–
Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Он загадочен и холоден.
Хотя есть в ней и Бунтарка. Насчет Опекуна говорить не буду, мне видится, что через Мастера она служит некой сакральной идее,
и его роман ей кажется порой более интересным, чем сам герой. Обращает на себя внимание, как она, попадая на бал в зловещую
мистическую атмосферу, словно оказывается в своем призвании и стихии, вовсе забывая о Мастере на какое-то время.
Мудреца интересуют возможности мозга, а Мага, в свою очередь, тайные глубины сознания и сакральные знания, доступные немногим.
Магами от искусства я бы назвала Дали, Врубеля и Рериха. Любовь к эффектам, необычным, почти сакральным метафорам и
не менее таинственное, экспериментальное их воплощение из архетипа Мага – вот что роднит этих трех абсолютно разных, на первый взгляд, художников.
Магами от музыки – Скрябина, Стравинского и создателей атональных композиций вплоть до Шёнберга. Особо
в этом ключе я бы отметила экспрессионистскую оперу Берга «Воццек». Этого не отнять и у легендарного Дэвида Боуи,
которому флёр таинственности и перевоплощения давались виртуозно. Но к данному списку нельзя не добавить средневековый пласт, а именно григорианский хорал.
Определенно нес в себе архетип Волшебника аристократичный и загадочный А.Блок, создавший образ Прекрасной Дамы. По-моему, это настоящий магнетизм образа:
«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль».
(«Незнакомка»)
Блок на манер средневековых рыцарей перенимает идею служения Прекрасной Даме как отражению тайны неземного мира и воплощением этой сущности считает свою жену Любовь Менделееву.
В юности, играя вместе с дочерью химика Дмитрия Менделеева Любочкой в спектакле «Гамлет» (разумеется,
Любочка играла Офелию, а Блок Гамлета), он влюбляется в нее, между ними возникает волшебное и чарующее притяжение.
Тайны сознания они ведают на глубинном уровне своей личности, это у них в крови. Поэтому самые талантливые актеры,
способные к буквально реальным перевоплощениям, несут в себе архетип Мага. Яркий пример – Олег Янковский.
Он говорил Марку Захарову: «- На каком уровне подсознания мне нужно это сыграть, на 7-м или на 8-м?».
«- На 7-м прекрасно, если на 8-м, то вообще идеально», - отвечал режиссёр. Отсюда мастерство полного
перевоплощения: он начинал жить жизнью героя в кадре и на сцене. Именно благодаря этому мы и в бароне Мюнгхаузене
помимо Искательской удали видим и подлинный магнетизм, мудрую и тонкую, таинственную атмосферу. В исполнении
Янковского в отличие от многих других это не просто костюмная роль.
У Магов, как правило, тонкие, как бы суженные и аристократичные черты лица. Глядя на их лица, хочется сказать: «Глаза!..»
Вот где скрыта особая внутренняя жизнь. Они похожи одновременно на многих и исполнены рыцарского благородства.
Эту особенность мы видим и в К.С. Станиславском, создателе уникальной системы, которая вывела актерское мастерство на
новый уровень и открыла «искусство переживания» во всякую минуту пребывания на сцене.
Маги – новаторы тонкого плана. Они имеют особое, недосягаемое видение в области театра и зрелищных искусств.
Заметим, что Станиславский помимо классического репертуара ставит пьесы символиста Ибсена и модерниста Гамсуна
(у него советую психологический роман «Голод», принесший ему славу).
В исследовании архетипа Мага мне есть что посоветовать и любителям интерактивных видеоигр. Есть три самобытные игры
от французов из Quantic dream. В их пространстве данный архетип красиво и вполне на высоком уровне раскрыт: “Farenheit”, “Heavy rain” и “Beyond two souls”.
Образ этого архетипа можно увидеть и в главном герое «Узника замка Иф», как и самом актере, Викторе Авилове, его
сыгравшем, а также в образе Олега Даля в «Приключениях принца Флоризеля» (чуть в меньшей степени). Маргарита Терехова, еще одна
носительница архетипа, вносит таинственную опасность и притягательность в образ Миледи именно своей архетипичностью, благодаря этому мы видим и
ее тонкую игру в упомянутом к прошлому архетипу фильме «Зеркало».
Если Философ – архетип тихий и самозамкнутый, отвлеченный, то Маг – тихий и затаенно опасный. Законы науки и метафизики он
изучает для влияния и претворения в жизнь своего взгляда на мир. Это очень аккуратная пропаганда, разработанных им идеологий,
едва заметная даже опытному взгляду техника влияния. Преобразование реальности, ее транссёрфинг и желание заставить вещи
работать – вот миссия архетипа Волшебника. Движение изнутри вовне.
Распознать и примерить на себя архетип Мага можно, измерив свой интерес к этим контрапунктам:
- Тема сакральных знаний и духовного роста
- Мир театра и атмосфера сцены
- Понятны и близки ли упомянутые герои-Маги, попробуйте вжиться в образ одного из предложенных литературных/киногероев
- Насколько чувствуете культуру Древнего Египта, готики и романики, а может по душе новаторское искусство со скрытым
смыслом? (в качестве эксперимента советую прочувствовать эти эпохи в залах музея)
- Какие впечатление и образы от прослушивания григорианского хорала? И кстати, не выключаете ли со второй минуты атональную музыку?)
|