Историк культуры, ведущая Курса о женских образах в литературе и искусстве в Школе образных решений IDEA-class
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ

 
Март - разбираем архетип Мага
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Архетип Мага при первом же касании рождает магнетизм. Мы не понимаем, как это происходит, но нас буквально завораживает такая личность. В ней всегда есть харизма и что-то необычное, зашифрованное и едва уловимое. Я бы назвала это эффектом двойного дна: что именно, остается за кадром, но мы чувствуем: не все так просто и однозначно. Это архетип, способный держать аудиторию одним касанием и создавать в разных областях нестандартные тропы, предлагать новый опыт духовного или психологического порядка, трансформацию. Архетип Мага, кстати, ключевой ингредиент в создании персонального бренда. Снаружи мы понимаем, что да, цепляет, но не улавливаем, как именно это сделано. Причем маг 30% информации выборочно даст о себе сам, оставив другие 70% в тени, но их интрига повлияет на весь образ. Ключевое слово в разговоре о Волшебнике – атмосфера и таинственность. Некая богемность.

В Искателе, допустим, тайна существует ради того, чтобы ее открыть. У Мага к тайне отношение эстетическое, она - самоцель. Как искусство ради искусства. Кстати, феномен театра держится на архетипе Мага. Почему в народном сознании есть установка о том, что актеры – греховная профессия, - слишком близко к магии по впечатлению. К слову, о диапазоне архетипа. В эту же категорию попадают и мистики, поэты-символисты, декаденты.

Итак, в Волшебнике есть некая зрелищность, алхимия интриги и харизма. Отмечу и его личный контроль над производимым впечатлением как составной элемент архетипа. У Правителя контроль будет явным, вплоть до тирании. У Мага – невидимые, но явно существующие нити, в качестве метафоры ближе всего будет марионетка и кукловод. Соответственно этим влиянием можно злоупотребить (особенный соблазн в том, что оно идет на уровне сознания и незаметно), но и сеять с помощью него разумное, доброе, вечное.

Самое яркое воплощение Мага в кино, которое я видела – это Северус Снейп из «Гарри Поттера». Ну и в меньшей степени Люциус Малфой, коль зашла речь о вселенной Джоан Роулинг. На это можно сказать, что там все маги, - безусловно. Но по архетипам как раз нет. Дамблдор – Философ, Хагрид – Простодушный (Рон Уизли туда же, а вот кстати, Фред и Джордж – это уже архетип Шута), сам Гарри – немного простодушный Искатель, МакГонагалл – Философ+Правитель, Сириус Блэк – Славный Малый и так далее… И как раз блестяще сыгранный Аланом Рикманом Снейп (или Снегг, как в книге), самый что ни на есть архетипический Маг. У этого актера даже голос был магическим, с поистине бархатными и таинственными нотами. Для наглядности я нашла запись, где он читает сонет Шекспира.

Маги очень часто имеют отношение к... миру театра. Такое впечатление производит и Алан Рикман, действительно, он не менее знаменит как актер театра и член Королевского Шекспировского общества (кстати, гастроли Национального театра с «Братьями Карамазовыми», где он играл, охватывали и СССР).

К слову об имитации Мага. Подлинному архетипу свойственна неспешная таинственность и интрига. Вспомним Белатрису Лестрейндж из того же фильма – яркая Бунтарка и имитация Мага, так как ей в харизме не достает именно неспешности. В Маге много от змеи – мудрость, грация кобры перед прыжком и нечто опасное во взгляде (они еще любят добавлять к образу темные очки), даже если в итоге перед нами человек добрых намерений и благородства, как Снейп. Кстати, и он, и Люциус - из Слизерина, символом которого как раз является змея.

Есть в Маге и артистизм с аристократичностью, хороший вкус и любовь к эффектам. Мне вспоминаются иллюзионисты, алхимики, а также средневековые искатели философского камня. Вообще если говорить об эпохе и ее выражении в ролевом гардеробе, то родная стихия Мага – Средневековье, более конкретно: Зрелое Средневековье, V-XI века, когда появляются романский и готический стили. Близка им и эстетика русского Серебряного века, культуры майя, мотивы инопланетных цивилизаций.

И совершенно особое пространство для Мага – Древний Египет. Здесь в полной мере проявляется данный архетип. Пирамиды, иероглифы, сакральные ритуалы, власть жрецов, особые символы, Книга Мертвых, магнетизм культурного пространства. Вокруг него существует много домыслов и настоящих тайн, которые кажется опасным разгадывать… Об этом подробнее буду рассказывать в курсе «Психология культур». (http://idea-class.ru/training/moda-istoriya-iskusstvo/khudozhestvennyj-obraz-i-mentalnost-psikhologiya-kultury)

Книги для Магов, созданные Магами: Кастанеда, пожалуй, №1 (кстати, творчество в измененных состояниях свойственно для данного архетипа), чуть менее популярен в архетипе Коэльо, в России, например, Зеланд – он и выглядит архетипично. Немало от Мага мы можем встретить и в булгаковской Маргарите.

Ее образ с момента появления в романе связан с Луной: «Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:– Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Он загадочен и холоден. Хотя есть в ней и Бунтарка. Насчет Опекуна говорить не буду, мне видится, что через Мастера она служит некой сакральной идее, и его роман ей кажется порой более интересным, чем сам герой. Обращает на себя внимание, как она, попадая на бал в зловещую мистическую атмосферу, словно оказывается в своем призвании и стихии, вовсе забывая о Мастере на какое-то время. Мудреца интересуют возможности мозга, а Мага, в свою очередь, тайные глубины сознания и сакральные знания, доступные немногим.

Магами от искусства я бы назвала Дали, Врубеля и Рериха. Любовь к эффектам, необычным, почти сакральным метафорам и не менее таинственное, экспериментальное их воплощение из архетипа Мага – вот что роднит этих трех абсолютно разных, на первый взгляд, художников.

Магами от музыки – Скрябина, Стравинского и создателей атональных композиций вплоть до Шёнберга. Особо в этом ключе я бы отметила экспрессионистскую оперу Берга «Воццек». Этого не отнять и у легендарного Дэвида Боуи, которому флёр таинственности и перевоплощения давались виртуозно. Но к данному списку нельзя не добавить средневековый пласт, а именно григорианский хорал. Определенно нес в себе архетип Волшебника аристократичный и загадочный А.Блок, создавший образ Прекрасной Дамы. По-моему, это настоящий магнетизм образа:

«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль».

(«Незнакомка»)

Блок на манер средневековых рыцарей перенимает идею служения Прекрасной Даме как отражению тайны неземного мира и воплощением этой сущности считает свою жену Любовь Менделееву.

В юности, играя вместе с дочерью химика Дмитрия Менделеева Любочкой в спектакле «Гамлет» (разумеется, Любочка играла Офелию, а Блок Гамлета), он влюбляется в нее, между ними возникает волшебное и чарующее притяжение.

Тайны сознания они ведают на глубинном уровне своей личности, это у них в крови. Поэтому самые талантливые актеры, способные к буквально реальным перевоплощениям, несут в себе архетип Мага. Яркий пример – Олег Янковский. Он говорил Марку Захарову: «- На каком уровне подсознания мне нужно это сыграть, на 7-м или на 8-м?». «- На 7-м прекрасно, если на 8-м, то вообще идеально», - отвечал режиссёр. Отсюда мастерство полного перевоплощения: он начинал жить жизнью героя в кадре и на сцене. Именно благодаря этому мы и в бароне Мюнгхаузене помимо Искательской удали видим и подлинный магнетизм, мудрую и тонкую, таинственную атмосферу. В исполнении Янковского в отличие от многих других это не просто костюмная роль.

У Магов, как правило, тонкие, как бы суженные и аристократичные черты лица. Глядя на их лица, хочется сказать: «Глаза!..» Вот где скрыта особая внутренняя жизнь. Они похожи одновременно на многих и исполнены рыцарского благородства. Эту особенность мы видим и в К.С. Станиславском, создателе уникальной системы, которая вывела актерское мастерство на новый уровень и открыла «искусство переживания» во всякую минуту пребывания на сцене.

Маги – новаторы тонкого плана. Они имеют особое, недосягаемое видение в области театра и зрелищных искусств. Заметим, что Станиславский помимо классического репертуара ставит пьесы символиста Ибсена и модерниста Гамсуна (у него советую психологический роман «Голод», принесший ему славу).

В исследовании архетипа Мага мне есть что посоветовать и любителям интерактивных видеоигр. Есть три самобытные игры от французов из Quantic dream. В их пространстве данный архетип красиво и вполне на высоком уровне раскрыт: “Farenheit”, “Heavy rain” и “Beyond two souls”. Образ этого архетипа можно увидеть и в главном герое «Узника замка Иф», как и самом актере, Викторе Авилове, его сыгравшем, а также в образе Олега Даля в «Приключениях принца Флоризеля» (чуть в меньшей степени). Маргарита Терехова, еще одна носительница архетипа, вносит таинственную опасность и притягательность в образ Миледи именно своей архетипичностью, благодаря этому мы видим и ее тонкую игру в упомянутом к прошлому архетипу фильме «Зеркало».

Если Философ – архетип тихий и самозамкнутый, отвлеченный, то Маг – тихий и затаенно опасный. Законы науки и метафизики он изучает для влияния и претворения в жизнь своего взгляда на мир. Это очень аккуратная пропаганда, разработанных им идеологий, едва заметная даже опытному взгляду техника влияния. Преобразование реальности, ее транссёрфинг и желание заставить вещи работать – вот миссия архетипа Волшебника. Движение изнутри вовне.

Распознать и примерить на себя архетип Мага можно, измерив свой интерес к этим контрапунктам:

  1. Тема сакральных знаний и духовного роста
  2. Мир театра и атмосфера сцены
  3. Понятны и близки ли упомянутые герои-Маги, попробуйте вжиться в образ одного из предложенных литературных/киногероев
  4. Насколько чувствуете культуру Древнего Египта, готики и романики, а может по душе новаторское искусство со скрытым смыслом? (в качестве эксперимента советую прочувствовать эти эпохи в залах музея)
  5. Какие впечатление и образы от прослушивания григорианского хорала? И кстати, не выключаете ли со второй минуты атональную музыку?)





Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/890964.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/930538.html


© 2015-2018 hloflo