Психолог, гештальт-терапевт
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Март - разбираем архетип Мага
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Привет всем!

Прежде, чем мы приступим к знакомству с архетипом Мага, хочу сказать несколько слов о ролевой стороне нашей игры. О юнгианских архетипах, их значении и присутствии в нашей жизни я немножко писала вот тут, и, на мой взгляд, характер их проявления далек от непосредственно ролевого. Там все серьезно, неохватно, и, хотя и не менее захватывающе, но все же не так близко к повседневной жизни.

В нашем же исследовании мы рассматриваем теорию 12-ти архетипов скорее как ролевую, примеряя на себя каждый архетип, его особенности, проявления, склонности и проблемы.

И тут мне кажется важным обратить внимание один момент.

Уверена, что в каждом из нас присутствуют, скрыто или явно, все 12 архетипов. Они могут быть более или менее выражены, мы можем их замечать или не замечать, они могут выступать на передний план и уходить в тень. Это постоянно меняющаяся картина, и выраженность каждого из архетипов может быть разной не только на протяжении жизни, но даже просто в разных ситуациях в пределах одного дня.

Конечно, какие-то из архетипов в вас более сильны и заметны, и именно они командуют парадом, сменяя друг друга, а некоторые тихи, незаметны или запуганы и не приняты вами – и прячутся где-то в глубине. Думаю, возможность их рассмотреть и познакомиться с ними поближе не менее важна, чем поиск и определение ведущего архетипа (или архетипов, коль скоро я заговорила о динамичной системе, включающей все 12 архетипов). Возможно, именно в этих, подавленных, не одобряемых или непонятных архетипах скрыта недоступная пока для нас энергия. Присмотритесь к ним. Это может быть интересно!

Итак, Маг, как и предыдущий архетип, Мудрец, во многом выведен авторами концепции из архетипа Мудрого Старца.

Честно говоря, мне кажется, что в Маге авторы задорно смешали чуточку Трикстера, солидную часть Мудрого Старца и, возможно, даже немножко Героя (в юнгианском понимании этого архетипа, в той части, которая побуждает к действию и преобразует мир). А также архетипическую тоску по Раю как стремление к чему-то чудесному и волшебным образом меняющему все к лучшему.

В отличие от Мудреца/Исследователя Маг/Волшебник – не просто уединенный искатель знаний, он активно изменяет мир, и тем самым становится ближе к Трикстеру и Герою.

Думаю, во многом то, как описывается у Марк и Пирсон архетип Мага, является, по сути, воззванием к нашему мифологическому сознанию как таковому, к тому архаическому состоянию психики и сознания, которое требовало объяснения непознанному и находило его в сверхъестественных событиях и персонажах, рождая мифологии и божественные пантеоны.

Сейчас мифы нам во многом заменила наука, но все же вокруг достаточно непознанного, необъяснимого, зачастую захватывающего или пугающего, и наше мифологическое сознание не дремлет.

Кто из вас ни разу не стучал по дереву, не притормаживал, когда дорогу перебегает черная кошка, не искал пятилепестковую сирень, не читал гороскопы, не проходил хоть одно из интернет-гаданий на котиках, новогодних шариках, картах, драконах, листиках?

Все это, как и многочисленные бытовые приметы и ритуалы для особых случаев вроде той же свадьбы – отголоски мира, который был наших предков естественным и близким, мира мифологического, заклинательного, полного сверхъестественных существ, знаков, символов, примет и оберегов.

Вы можете не верить в сотню примет, но верить в свою, сто первую. Можете особым образом завязывать галстук перед важным делом или класть монетку под пятку перед экзаменом. Не верить в домового, но верить в НЛО или гороскопы. Или не верить ни во что, кроме науки. Наука – тоже в чем-то миф: она по-прежнему объясняет не все – и да, рождает новые мифы, теперь - околонаучные. Мифологическое сознание никуда не ушло, оно по-прежнему с нами, просто мы не всегда его замечаем. Нам по-прежнему необходимо объяснить непонятное – просто непонятное значительно расширило свои границы за пределы земного шара: мы уже знаем, что такое гроза и как защититься от удара молнии, зато ищем бозон Хиггса и внеземные цивилизации, боимся глобального потепления и аномалий.

И думается мне, архетип Мага – тоже в чем-то проводник к нашему мифологическому сознанию.

Но вернемся к Марк и Пирсон. Мага, как и Мудреца, авторы относят к блоку архетипов Возвращения, пробуждающихся у зрелых людей и организаций.

Маг, как и Мудрец, досконально изучает фундаментальные законы науки и метафизики, но его цель отлична от цели Мудреца, состоящей в поиске счастья, свободы и саморазвития. Цель Мага другая: понять, как преобразовывать ситуации, влиять на людей и превращать видение в реальность. Если Маг преодолевает искушение использовать свою силу для манипулирования, то он создает положительную энергию. Маг помогает осуществлять превращения и добиваться цели, а также изменять мир.

Одними из самых первых образов Мага, по мнению Марк и Пирсон, были шаман, целитель или знахарка, деревенская ведьма или колдун. Позднее мы встречаем образ алхимика, пытающегося превратить свинец в золото. Еще позднее появляются ученые, исследующие фундаментальные тайны Вселенной; психологи, исследующие деятельность человеческого сознания, и гуру, предлагающие поделиться секретами духовного просветления. (Психологи в данном перечне меня несколько удивили, но из песни слов не выкинешь: авторы считают именно так). Главным для Мага является желание постичь фундаментальные законы деятельности и применить эти принципы для того, чтобы заставить вещи работать. Наиболее типичными направлениями «волшебных» учений были: исцелить разум, сердце и тело; найти источник вечной молодости и раскрыть секрет долголетия; открыть способы создания и сохранения процветания; сделать изобретения, которые реально и полезно работают.

Авторы считают, что «пользующиеся бешеным успехом книги о Гарри Поттере демонстрируют то восхищение, которое дети и подростки питают к Магам.>

Основное желание: знание фундаментальных законов того, как работает мир и вселенная.
Цель: сделать мечты явью.
Опасения: непредвиденные негативные последствия.
Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
Ловушка: превратиться в манипулятора.
Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.

Уровни Мага

Вызов: прозрения, экстрасенсорный или синхронистический опыт.
Первый уровень: волшебные моменты и опыт превращения.
Второй уровень: переживание потока.
Третий уровень: чудеса, переход от видения к проявлению.
Тень: манипуляции, колдовство.

Сильнее всего, по мнению Марк и Спирсон, с Магами ассоциируются небесные приметы — радуги, взрывающиеся звезды, красоты галактики, летающие тарелки — все то, что говорит нам: мы не одиноки во Вселенной. Остальные образы включают в себя пещеры, хрустальные шары, магические жезлы, плащи и, конечно, высокую остроконечную шляпу волшеб­ника. Мага можно узнать в визионере, «катализаторе», новаторе, харизматическом лидере, посреднике, шамане, целителе или враче.

Вообще, новые технологии в любой области, все, что кажется волшебным и таинственным, что кажется чудом, – это про Мага.

…«Когда у человека активирован архетип Мага, он становится катализатором изменений. Доверяя синхронизму или значимым совпадениям, человек ожидает, что, если он сделает свою часть работы, Вселенная пойдет ему навстречу. Для Мага сознание предшествует бытию. Следовательно, если вы хотите изменить свой мир, вы начинаете с изменения своих установок и поведения.

Люди, у которых существует активный внутренний опыт магических ценностей, ищут духовной помощи и, в лучшем случае, стремятся быть достойными духовного руководства.

Такие люди, как правило, на глубинном уровне понимают, как работает сознание, поэтому они способны оказывать на окружающих действенное влияние. Следовательно, архетип Мага очень силен у харизматических политиков, руководителей бизнеса и во всей сфере маркетинга, который оказывает мощное влияние на человеческое сознание и поведение.

Негативные возможности Мага подробно описаны в историях о злых волшебниках, которые использовали свою власть для того, чтобы подчинить своей воле ни о чем не подозревающие жертвы. Такие неприглядные образы встречаются в маркетинге и рекламе и в наши дни; мы видим их в людях, использующих рекла­му, воздействующую на подсознание, или в тех, кто пытается склонить окружающих поступить вопреки своим добрым намерениям. Примером негативного обра­за Мага служат те харизматические политические лидеры, которые используют свою власть и очаровывают людей, но не для того, чтобы помочь людям раскрыть все лучшее в себе, а чтобы пропагандировать фашистские или расистские задачи. В эту негативную ловушку архетипа Мага может попасть любой человек, кото­рый использует свой эмоциональный интеллект ради манипуляций окружающими, а не для коммуникации с ними.

Магия — это технология превращения мечты в явь. Маги творят, двигаясь изнутри наружу. Магами движет желание личного преобразования и возможность изменять людей, организации и само время». (с) Марк и Пирсон.

В общем, судя по типологии, архетип Мага пробуждается, когда активно мифологическое знание, а сознание обыденное в купе с логикой ему подчинены. Если мы склонны наделять кого-то (или себя) магической, сверхъестественной силой, очевидно, можно говорить об актуализировавшемся архетипе Мага.

В то же время, стремление к знанию ради изменения мира и претворения мечты в реальность, - также проявление архетипа Мага.

Образ, на мой взгляд, не совсем стройный и даже несколько противоречивый, но, с другой стороны, а чего еще ждать от столь близкого к мифическому архетипа? Волшебство, как и миф, плохо поддается логике.

Сегодня я предлагаю начать с упражнений несколько специфических.

БЛОК 1

Давайте попробуем поисследовать свое мифологическое сознание. Вспомнить, как оно проявляется именно у вас. Ну и попробовать на вкус немножко чудес, конечно:)

  • В какие мифы и приметы верю, а в какие нет? Есть ли в этом какая-то система? (Допустим, верю только в хорошие или только плохие приметы? Или только в те, что связаны с какими-то человекоподобными силами типа домового?) От чего меня эта вера призвана «уберечь» или чего она помогает мне «достичь»?
  • Как я «заклинаю реальность», когда мне важно, чтобы что-то сбылось?
  • Представьте себя с волшебной палочкой. Да, вот прямо в руках. Какая она, на что похожа, из какого материала, какого цвета? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Какой формы? Как лежит в руке? Представьте ее, «подержите» в руке, прислушайтесь к себе: как вам с ней? Что чувствуете? Не спешите, послушайте себя. Может быть, она – инструмент, послушный вашей воле? А может быть, она живая и с ней нужно уметь договариваться? Что бы она могла вам сказать? Что бы вы сами хотели сказать ей? (Можно закрыть глаза, если так удобнее представлять).
  • Вы все еще с волшебной палочкой:) Представьте, что к вам подошел кто-то симпатичный и сказал: «А сотвори, пожалуйста, волшебство?» Что первым приходит на ум? Попробуйте представить, как вы творите это волшебство. Что это за волшебство? Как вы его «творите»? Что вы переживаете в тот момент, когда вы творите чудо? Что вы чувствуете, глядя на результат?

Если хочется что-то изменить в совершенном, сделайте это, если все нравится – просто насладитесь картинкой. А потом открывайте глаза и «возвращайтесь». Оглядитесь, сядьте или встаньте устойчиво, обнаружьте, руки-ноги, почувствуйте опору: на чем сидите или стоите. И сделайте несколько глубоких вздохов. Как вам этот опыт – немножко побыть магом?

А теперь – уже знакомые упражнения для тех, кому интересно поглубже поисследовать этот архетип и свое к ним отношение.

Итак, снова закройте глаза, подумайте о своем Маге, представьте его себе: это могут быть любые образы, цвета, звуки, видеоряд, интерьер… Представили? Открывайте глаза – и поехали!

БЛОК 2

Для тех, кого привлекает образ Мага

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мага? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Магом, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Мага

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мага? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Магом, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
    - Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
    - Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

  • Как вы думаете, много ли в вас Мага?
  • Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы!) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Мага? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Мага?
  • Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Мага, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
  • Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А в самом конце снова закройте глаза, подумайте о своем Маге и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите к предыдущим картинкам.

Делитесь впечатлениями!

И как ваш образ Мага, изменился после упражнений или остался прежним?




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/922257.html


© 2015-2018 hloflo