Психолог, гештальт-терапевт
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Июль - Любовник
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ЛАМИЯ
 
Любит ли он поросят или нет? И как он их любит?…
А.А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Ух, какой у нас интересный архетип сегодня. Итак, согласно Марк и Пирсон:

«Архетип Любовника правит всеми типами любви — от родительской любви до дружбы, до духовной любви — но лучше всего мы знаем его в романтическом варианте. Хотя он может приносить все виды сердечной боли и драмы, он помогает нам испытывать удовольствие, добиваться близости, быть преданными и идти за своим счастьем.

Любовник помогает нам обрести привлекательность в глазах других людей, а также развить способности эмоциональной и сексуальной близости.

Наряду со Славным Малым и Шутом архетип Любовника ориентирован на взаимодействие с другими людьми. Любой бренд, подразумевающий обещание красоты и сексуальной привлекательности, — это бренд Любовника. Самым наглядным примером является «Victoria's Secret». Чувственность и потворство своим желаниям являются неотъемлемой частью послания архетипа в брэндинге.

Архетип Любовника способствует также выработке гендерной индивидуальности. «Revlon» рекламирует свои товары, предлагая при этом: «Почувствуйте себя женщиной».

Архетип Любовника стал вдохновителем целого жанра романтических новелл. Всем нам хорошо известно, что большинство романов развиваются по очень четкому сюжету. Молодая и красивая героиня встречает героя, но какие-то жизненные обстоятельства или неприятности разлучают их до тех пор, пока каким-то образом истина не всплывает на поверхность, и герои, после любовных страданий и переживаний, наконец, соединяются навечно для счастливой жизни.

Архетип Любовника проявляется и в глубокой личной дружбе. В девятнадцатом веке гораздо чаще, чем сегодня (когда люди озабочены вопросами своей сексуальной ориентации), встречалась горячая дружба людей одного и того же пола. Независимо от того, говорим ли мы о романтической или дружеской любви, уверенность Любовника в себе может быть производной от его чувства исключительности и ощущения того, что он любим. В худшем случае это может привести к патетически-отчаянной потребности в любви, толкающей людей на промискуитет или вынуждающей их соглашаться на неудовлетворительную ситуацию или даже на жестокое обращение. Если у человека сильнее выражено чувство «я», архетип Любовника может найти выражение без таких крайних форм. В лучшем случае он предлагает глубокую, интимную связь между людьми — ту, на которой строятся браки (или дружба), которые действительно существуют вечно.

Любовники думают, что они вызывают особое восхищение окружающих. Однако они, как правило, не любят конкурентов, которые угрожают занять их место и лишить их привязанности других людей. Следовательно, с архетипом Любовника может ассоциироваться оборотная сторона конкуренции, которая обычно носит бессознательный характер и отрицается людьми, что ведет к ревности и, в отдельных случаях, крайне нежелательному поведению.

Если архетип Любовника активизируется в жизни человека, он хочет выглядеть не просто хорошо, но и красиво. В глубине этого лежит желание привлекать и дарить любовь, а также выражать привязанность в интимной и приятной форме.

Архетип Любовника пробуждает в людях понимание эстетики. Красота возникает неожиданно — неважно, происходит ли это в виде природного ландшафта, элегантного ресторана или просто пары обуви. Чувства становятся более возвышенными, и люди тратят время на то, чтобы смаковать изысканную пищу, наслаждаться ароматом сирени, слушать красивую музыку и любоваться заходом солнца.

Любовник боится быть отвергнутым своей возлюбленной. В более глубинном смысле, Любовник боится того, что его не будут любить. Именно поэтому он постоянно занят разнообразной деятельностью по самосовершенствованию, направленной на то, чтобы повысить собственную привлекательность.

Если не считать тревоги по поводу того, любит ли кто-нибудь нас, архетип Любовника крайне приятен просто в силу того, что Эрос, в своем аспекте искателя удовольствий, обогащает человеческую жизнь.

В современном маркетинге архетип Любовника можно обнаружить в рекламе презервативов, белья, алкоголя, духов, конфет, драгоценностей, одежды, курортов, автомобилей, сигарет. /Минздрав предупреждает: водка – яд, а капля никотина разрывает хомячка на куски./

Архетип Любовника в организациях ведет к товарищеским отношениям, красивой обстановке и вниманию к сфере чувств в рабочей жизни. Предполагается, что люди будут красиво одеваться (не из соображений статуса, но чтобы украсить себя), делиться своими чувствами и открыто выражать свои мысли. Чувство сплоченности у людей вырастает из чувства, что они представляют собой нечто особенное. Красивые, они получают удовольствие от прекрасных вещей, они искушены в коммуникативных навыках и обладают социальным изяществом, а во многих случаях подают пример хорошего вкуса и прокладывают путь новым возникающим ценностям.

Как правило, работники на самом деле любят друг друга. Они также с огромной страстью относятся к ценностям организации, ее видению и продукции. Организации-Любовники зачастую функционируют в стиле разделения власти и достижения консенсуса.

Покупателям с сильно развитым архетипом Любовника нравится, когда им уделяют персональное внимание. Они любят, когда им присылают извещение о распродаже, предназначенной исключительно «нашим специальным покупателям». Им нравится продавец, который знает их по имени и расспрашивает об их детях. Они любят послушать сплетни о том, что происходит в компании. Укрепить отношения может даже знание проблем, точно так же, как одинаковая ранимость часто лишь укрепляет личные отношения. Для Любовника вы не должны быть совершенным, но вы должны быть настоящим и открытым. Если Славный Малый жаждет товаров, которые помогали бы ему соответствовать окружающим, поскольку эти товары идентичны тем, которые покупают и носят окружающие, Любовник предпочитает товары, единственные в своем роде, необычные или подогнанные специально под него. Любовник надеется на хорошее качество, но не из соображений статуса, как Правитель, а для того, чтобы усилить удовольствие, получаемое от жизни.

Любовник

Основное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.

Уровни Любовника

Вызов: безумное увлечение, соблазнение, влюбленность (в человека, идею, дело, работу, товар).
Первый уровень: поиск великолепного секса или великой любви.
Второй уровень: следовать по пути блаженства и преданности тому, кто (или что) вы любите.
Третий уровень: духовная любовь, принятие себя, переживание экстаза.
Тень: промискуитет, навязчивая идея, ревность, зависть, пуританство.

Итак, архетип любовника тесно связан с эротизмом, сексом, красотой и удовольствием, но «заведует» при этом не только чувственной любовью (эрос), но и дружеской (строге), и духовной (филия). Любовнику важно быть привлекательным и исключительным в глазах других, ему важно быть любимым. Собственно, именно отсутствие к нему любви является основным страхом этого архетипа. Любовник способен как на проявление высокой любви, так и на ревность и зависть. Любовнику свойственно получать удовольствие от жизни, сибаритство, гедонизм, чувственность, любование собой и людьми своего круга (тут можно усмотреть и нарциссические черты).

Ну что же, давайте познакомимся со своими внутренними Любовниками.

БЛОК 1.

I.

  1. Есть ли кто-то, в чьей любви к себе вы уверены? Как вы понимаете, что человек вас любит? Что он делает / не делает по отношению к вам?
  2. Можете ли вы вспомнить компанию, в которой вы ощущали себя принятым и любимым? Из чего складывается это чувство, из каких действий по отношению к вам, из каких ваших ощущений?
  3. Можете ли вы вспомнить компанию, в которой вы ощущали себя чужим, ненужным, не принятым, из чего складывается это впечатление?
  4. Представьте или вспомните себя в каждой из компаний. Как вы ведете себя в каждой из этих компаний, меняется ли в вас что-то, о чем вы думаете, что чувствуете? Что ощущаете в теле, рождается ли из этого какое-то движение, поза или слова?

II.

  1. Представьте себя единственной женщиной на необитаемом острове среди мужчин (или единственным мужчиной среди женщин – в зависимости от вашего пола). О чем вы подумали, что почувствовали, как это отозвалось в теле?
  2. Представьте, что вам нравится мужчина/женщина, и вы хотите обратить на себя его внимание. Как бы вы это делали? Почему именно так?
  3. Произнесите вслух: «Я женщина» («Я мужчина»). Как это звучит? Что вы чувствуете при этом?

III.

  1. Подумайте о чем-то, что приносит вам удовольствие, но не является обязательным. Что-то, без чего, могли бы и обойтись, и что не приносит практической пользы. Для каждого из нас это разные вещи: делать массаж, рисовать «для себя», валяться в кровати, есть что-то вкусное, валять дурака, путешествовать, гулять, творить «ненужное» и т.п. Тут важно, что вы получаете удовольствие и только удовольствие. Если массаж для вас – необходимость, а творчество – способ заработать, это не то, что нужно представить. Подумайте именно о необязательном, очень приятном и лишенном иного смысла, кроме получения удовольствия. Часто ли вы этим занимаетесь? Что при этом чувствуете? Что чувствуете после?
  2. Как вы себя хвалите? Часто? В каких ситуациях? Вспомните, как любовались чем-то в себе. Чем? Как это было? Что вы чувствуете, вспоминая об этом? Готовы ли об этом рассказать и что чувствуете, рассказывая об этом?

БЛОК 2.

Для тех, кого привлекает образ Любовника

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Любовника? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Любовником, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Любовника

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Любовника? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Любовником, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
    - Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
    - Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

  • Как вы думаете, много ли в вас Любовника?
  • Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Любовника? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Любовника?
  • Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Любовника, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
  • Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем архетипе Любовника и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.

Там уже прилично накопилось, и в январе, надеюсь, мы их все достанем и поиграемся еще немного. ;)

Делитесь впечатлениями! Изменился ли для вас образ Любовника после упражнений или остался прежним?




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/961534.html


© 2015-2018 hloflo