Психолог, гештальт-терапевт
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Июнь - Творец
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Анна Ахматова

В этом месяце мы рассматриваем архетип, поиску, проявлению и развитию которого посвящено множество популярных книг – взять хоть Барбару Шер. Творчество манит, притягивает, волнует, вызывает множество сложных эмоций. «Творческий человек» может звучать и комплимент, и как ругательство:)

Начнем, как всегда, с официального представления. Как же видят этот архетип наши авторы?

С одной стороны, Марк и Пирсон относят Творца к архетипам превращений и изменений (наряду с Искателем, Бунтарем и Любовником), наиболее часто проявляющимся в людях и в организациях в переходные периоды, когда хочется добиться максимальной свободы и полноты жизни.

Вот как они его описывают:

«Архетип Творца поощряет все воображаемые устремления — от высокого искусства до мельчайших инноваций в жизненном укладе или работе. В отличие от стагнации, это может привести нас к перегрузкам нашей жизни постоянными новыми проектами; в то же время, будучи направленным в нужное русло, он помогает нам выразить себя в самом привлекательном разнообразии.

Архетип Творца можно увидеть в художнике, писателе, новаторе, предпринимателе, а также в любом человеке, вторгающемся в мир человеческого воображения. Творцом движет...

...страсть к самовыражению в материальной форме. Художник пишет картину, которая становится отражением его души. Предприниматель открывает новый способ ведения бизнеса, зачастую ставя все на карту. Новатора в любой сфере не привлекают традиционные способы работы, и он использует свою уникальную способность воображать совершенно иной путь.

Бренды Творца по самой своей природе являются нонконформистскими. Творец заботится не о том, чтобы вписаться в общество, а о том, чтобы найти способ самовыражения. Подлинное творчество требует свободы сердца и ума.

Если в человеке активизируется архетип Творца, он зачастую обречен постоянно творить или изобретать что-то новое — иначе он чувствует, что буквально задыхается. Для таких людей чрезвычайно важна истина — поскольку великие произведения искусства и изобретения, меняющие общество, зачастую возникают в самых глубинах души или в результате неукротимого любопытства человека, являющегося, по сути дела, первопроходцем культуры. На самом деле, художники обычно уверены в том, что именно они создают будущее нашего мира. Они могут довольно пессимистично смотреть на будущее культуры в целом, но они доверяют самому процессу творчества и верят в силу воображения.

Творцы боятся, что их создания будут грубо раскритикованы окружающими. Очень часто внутри них живет собственный карающий внутренний критик или цензор, который никогда не выражает одобрения. В результате они часто боятся дать ему волю и вообще отказываются от своего дара.

Люди, в которых архетип Творца достигает максимального развития, понимают, что они жаждут свободы. В этом смысле они напоминают Простодушного, Искателя и Мудреца. Однако более глубинным мотивом является потребность осуществлять эстетический или художественный контроль — то есть уподобиться Господу Богу, создавая нечто, чего не существовало до сих пор.

В конечном итоге Творец желает создать настолько выдающееся произведение искусства, которое могло бы существовать вечно. И на этом пути Творец может достичь своего рода бессмертия.

Творческие натуры обожают процесс развенчивания старых структур и создание новых. Именно так предпочитает поступать большинство консультантов, особенно в области совершенствования организационной структуры. В сфере маркетинга оживление приносит любое новшество — инновационные подходы, привлекающие внимание общественности, выражают видение лично ваше или вашей компании. В области исследований и разработок Творец создает импульс, необходимый для создания новых товаров и услуг.

В лучшем своем проявлении архетип Творца питает истинные новшества и красоту. В худшем — служит извинением для безответственности и нарциссизма. Как правило, Творец нетерпимо относится к дрянным товарам массового производства и присущему им отсутствию воображения и качества. Соответственно, совершение покупок Творец рассматривает как способ продемонстрировать свой собственный вкус и ценности.

Архетип Творца, составляющий часть каждого из нас, показывает, кто мы есть, посредством того, что мы создаем вокруг себя. Независимо от того, обладаем мы художественным талантом или нет, наши дома, наши офисы и весь стиль нашей жизни в какой-то степени отражают нашу суть. Следовательно, Творец потребляет не для того, чтобы произвести впечатление (impress), но для того, чтобы выразить (express) себя. Творца в каждом из нас притягивает артистичность других людей, поэтому мы получаем удовольствие не только от картинных галерей, но и от потребительских товаров, обладающих превосходным дизайном». (с) Марк и Пирсон

Творец Желание: Создать какие-нибудь вечные ценности.
Цель: воплотить видение в форму.
Страх: обладать заурядным видением или посредственно воплотить свое видение.
Стратегия: выработать художественные контроль и навыки.
Задача: создавать культуру, выражать свое видение.
Ловушка: стремление к совершенству, ложное творчество.
Награда: творчество и воображение.

Уровни Творца

Вызов: мечты, фантазия, вспышки вдохновения.
Первый уровень: проявлять творчество и делать изобретения, имитируя что либо.
Второй уровень: давать физическую форму своему собственному видению.
Третий уровень: создавать структуры, оказывающие влияние на культуру и общество.
Тень: чересчур драматизировать свою собственную жизнь, превращать ее в «мыльную оперу».

С другой стороны, авторы относят Творца к архетипам, структурирующим мир, ценящим стабильность и осуществляющим контроль (вместе с Правителем и Опекуном), что, на мой взгляд, в части стабильности несколько противоречит описанному нонконформизму, стремлению к развенчанию старых структур и созданию нового, но, возможно, другие эксперты позже раскроют этот непонятный мне момент. Однако, если говорить о структурировании мира как отличительной черте этой группы архетипов, то творческий акт, безусловно, можно считать структурированием, а вот актом контроля я бы его назвала только довольно опосредованно – имея в виду контроль над творческой энергией и образами.

Но давайте подытожим.

Итак, Творец – архетип превращений и изменений, а также самовыражения. Творцы, как правило, нонконформисты, и это роднит их с Искателем, Шутом, Бунтарем. Творец создает новое и требует свободы, но боится критики и оттого может не давать хода своему дару и своему призванию.

В описании Творца мы видим много черт, общих с другими архетипами, но мне думается, что главное в нем – не столько новаторство и стремление к свободе или структурированию мира, сколько сам акт создания чего-то доселе не существовавшего, акт творения.

И, возвращаясь к Юнгу и мифологическому сознанию, можно сказать, что этот акт творения – акт божественный, акт подражания Создателю, акт взаимодействия с высокими сферами, когда нечто словно действует через творца как медиума. В нем может быть и смирение (вверение себя этому мистическому большему в качестве инструмента), и гордыня (желание уподобиться Создателю и сравняться с ним в деяниях). А если говорить с более приземленной точки зрения, то это «подключение» к своему бессознательному, где, собственно, и «живут» все архетипические образы и многое другое, к чему осознанного доступа у нас, как правило, нет.

Наверное, сейчас нет человека, не слышавшего о Фрейде и сублимации. В широком смысле можно говорить и о том, что творчество – это сублимация наших переживаний, эмоций, чувств, потребностей, желаний, которые мы не можем выплеснуть или осуществить иным образом, то есть, попросту говоря, перенаправление энергии «на мирные цели».

А теперь, должным образом впечатлившись, давайте попробуем рассмотреть своих внутренних Творцов.

БЛОК 1.

Этот блок я тоже разбила на две части: для тех, кому приходилось творить, и для тех, кто считает, что это совсем не про него (мне, признаться, трудно представить, что такие люди найдутся: ведь все мы были детьми – но взрослые часто говорят, что творчество не для них, так что будет честно дать поиграть всем, а не устраивать игрища только для «творцов».

I. Если состояние творческого процесса вам знакомо не понаслышке:

  • Давайте познакомимся. Что вы творите? Пишете? Рисуете? Сочиняете концепции? Шьете кукол? Делаете бусики? Придумываете игры?
  • Как вы ощущаете тот момент, когда «вот оно», сейчас родится? На кончиках пальцев? В голове? В груди? В животе? На что это похоже? Можете это ощущение описать каким-то цветом или звуком?
  • Что вы чувствуете сразу после того, как ваше творение готово? Радость? Облегчение? Грусть? Тревогу? Волнение? Удивление? Удовлетворение? Еще что-то? А может быть, вообще злость? :)
  • Как вы оцениваете результат? Легко ли можете дать ему собственную оценку, или нужна оценка со стороны?
  • Волнуетесь ли, представляя его на чужой суд? Легко ли показываете другим? Что думаете при этом?
  • Вспомните, какие чувства вызывает у вас чужая оценка вашего творения: положительная и отрицательная? Как вы ощущаете ее в своем теле?
  • Какая оценка для вас важнее: собственная или чужая?
  • Бывает ли у вас самих ощущение, что сотворенное как будто не совсем ваше, а словно пришло откуда-то или это скорее полностью продуманный ваш собственный контролируемый процесс?
  • И последний вопрос блока. Закройте глаза и вспомните, как ощущается вдохновение.... Улыбаетесь? ;)

II. Если вы считаете, что не умеете творить:

  • Как вы считаете, у творческого процесса должен быть результат? Если да, то что должно быть результатом творчества? Каким должен быть этот результат? Важен ли он? Почему?
  • Если подумать о творчестве, есть ли что-то, что бы вам хотелось попробовать? Как вы думаете, что бы вы ощущали в процессе?
  • Закройте глаза и представьте себе, как делаете что-то творческое, что вам нравится. Обратите внимание на свое тело: может быть, что-то напряглось или расслабилось? Если присмотреться к напрягшимся местам, какое движение родилось бы из этого напряжения? Если присмотреться к расслабленным, какое чувство возникает?
  • Представьте себе, что результат вашего творчества будет гарантировано хорошим. Меняет ли это что-то в ваших чувствах и ощущениях в воображаемом процессе творчества?
  • Представьте себя ребенком, который делает что-то творческое, что ему нравится. Что бы он сказал по этому поводу вам-взрослому? Как вам это слышать?

Ну и привычный всем блок стандартных вопросов под катом. :)

БЛОК 2.

Для тех, кого привлекает образ Творца

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Творца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Творцом, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Творца

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Творца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Творцом, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
    - Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
    - Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

  • Как вы думаете, много ли в вас Творца?
  • Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Творца? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Творца?
  • Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Творца, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
  • Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А в самом конце снова закройте глаза, подумайте о своем Творце и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.

Делитесь впечатлениями! Изменился ли для вас образ Творца после упражнений или остался прежним?

Иллюстрации Евгении Двоскиной




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/950474.html


© 2015-2018 hloflo