Психолог, гештальт-терапевт
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Сентябрь - Простодушный
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
 

Марк и Пирсон приписывают Простодушному тоску по «золотому веку», по земле обетованной, стремление к идеальной, радостной и легкой жизни.

Вот что они пишут об этом архетипе: «Внутри каждого из нас Простодушный — это спонтанный, доверчивый ребенок, у которого, несмотря на некоторую зависимость, все же достаточно оптимизма для того, чтобы выступить в Путь. Желание Простодушного — сделать мир лучше, счастливее. Простодушный подобен ребенку, всеобщему любимцу, или мудрому мистику, с изумлением глядящему на окружающую его красоту, верящему, несмотря ни на что, в возможность рая при жизни. На низших уровнях этого архетипа люди чувствуют, что рай на Земле — их право по рождению, и озлобляются, когда жизнь их разочаровывает. На высшем уровне Простодушный делает выбор в пользу простой, ориентированной на духовные ценности жизни и двигается к раю, действуя согласно этому выбору. Простодушный ищет то, что обеспечивает опыт покоя и блага сию минуту. Простодушный живет надеждой на то, что жизнь не обязательно будет трудной. Вы вольны быть собой и прямо здесь и сейчас исповедовать свои лучшие ценности, просто следуя некоторым несложным принципам. В нашу беспокойную, полную стрессов эпоху Простодушный (как брэнд) потому и чрезвычайно привлекателен своим обещанием, что позволяет сойти с дистанции, расслабиться и по-настоящему насладиться жизнью». (с) Марк и Пирсон.

К таким брэндам авторы, кстати, относят «Disney» и «McDonald’s», а еще - мороженку «Baskin-Robbins».

Также авторы приводят в качестве примера фильм «Форрест Гамп», считая, что в нем «имплицитно присутствует мысль, что, испытав на себе все ужасы и трудности 60-80-х годов XX века, человек может остаться чистым и невредимым, если сохранит простую безмятежность и любовь истинного Простодушного».

«Многие бренды подспудно обращались к образу Простодушного, обещая предсказуемое спасение от несовершенства мира. Реклама, показывающая людей, му-чающихся из-за перхоти, рубашку с неистребимым грязным ободком на воротничке или человека, опасающегося, что почта не доставит к сроку посланную им заявку, адресована тем, кто жаждет спасения от этих неудобств. «Это несправедливый и опасный мир. Вас могут отвергнуть, покинуть, уволить или изгнать, если что-то сделаете не так. Но для тех, кто купит наш продукт, Рай возродится: кожа головы станет чистой, волосы блестящими, одежда будет выглядеть безупречно, ваша заявка будет принята, а жизнь снова покажется прекрасной». Однако современные потребители хуже реагируют на столь вульгарные обещания простых ответов. Тем не менее, в более тонком исполнении архетип Простодушного все еще остается очень привлекательным. Фактически, когда жизнь усложняется, его привлекательность только растет.

Простодушный стремится вернуться к природе и природной жизни, ассоциируется с возвратом к фундаментальным ценностям и простым удовольствиям. Архетип Простодушного ассоциируется с простыми удовольствиями, основными ценностями и цельностью, что и диктует выбор в пользу натуральных продуктов (например, хлопка), определенных брендов мыла, продуктов для завтрака (особенно овсяной каши и цельнозерновых круп) и других продуктов для домашнего использования. В рекламе, эксплуатирующей архетип Простодушного, часто присутствует нечто беззастенчиво детское.

Люди, которым архетип Простодушного созвучен, стремятся иметь идеальную работу, идеального супруга, идеальный дом, идеальных детей и идеальную жизнь.

Главное обещание Простодушного заключается в том, что жизнь может быть Раем. Подумайте о Рождестве и всем приятном, что с ним связано, об ожидании чуда и надежде, что жизнь может быть прекрасной, особенно если просто верить в это и выбрать правильный путь. Второе его обещание состоит в том, что для изгнанных из Рая возможно искупление и возвращение: неприятные или серьезные события могут, в конце концов, привести к счастливому финалу, а полоса неудач окончится обновлением». (с) Марк и Пирсон

Также, по мнению авторов, Простодушный склонен к ностальгии и привержен традициям, старается сделать жизнь не только идеальной и беспроблемной, но и правильной.

В общем-то, упомянутое в самом начале «стремление к Раю» исчерпывающе описывает все остальные характеристики Простодушного, ведь Рай в нашем мифологическом сознании либо был в незапамятные времена изначальной целостности мира, либо ждет праведных после того, как они покинут этот мир – или после того, как мир перестанет существовать. Но Простодушный ищет не только рай «прошлого», трансформировавшийся из предвечного в более близкий исторический, когда «деревья были выше и трава зеленее», но и рай при жизни. Он ищет возможности достичь этой благостной счастливой и беспроблемной жизни посредством разных ритуалов, обращаясь к прошлому, к традициям, пробуя «правильные способы поведения» вплоть до аффирмаций и подобных им «заговоров реальности» (вспомним распространенный нынче «коллажи мечты»), да и просто в мечтах и взаимоотношениях с миром, который недостаточно идеален.

Интересно, что «из всех архетипов у Простодушного наибольшее число уровней, так как люди испытывают эти чувства и в начале, и в конце путешествия. Первоначально для Простодушного характерна детская наивность и непосредственная, даже подсознательная, зависимость. Детям и следует принимать как должное, что их родители и другие родственники будут заботиться о них. Однако многие люди не расстаются с этой уверенностью и во взрослой жизни, когда она вовсе не обоснована». (с) Марк и Пирсон

Простодушный Главное желание: ощутить Рай.
Цель: быть счастливым.
Страх: делать что-то неправильное или плохое, за чем последует наказание.
Стратегия: поступать правильно.
Награда: вера и оптимизм.

На самом высшем уровне Простодушный — это мистик. Люди, выбравшие путь мистического уединения, доказали, что невинность манит и очень юных, и очень старых. В любом случае, дар Простодушного — это доверие к жизни и вера в духовную силу, более могущественную, нежели мы сами, что поддерживает нас и защищает даже после смерти.

Уровни Простодушного Вызов: желание чистоты, совершенства и простоты.
Первый уровень: детская простота, наивность, зависимость, послушность, доверчивость, идиллические настроения.
Второй уровень: обновление, положительный настрой, новые открытия старого, переосмысление, искупление, вступление на Землю обетованную.
Третий уровень: почти мистическое чувство согласия и единения, благодаря чему Простодушие есть результат ценностей и внутренней целостности, а не внешнего опыта; бытие, а не делание.
Тень: отречение, сдерживание (чувств).

И вот еще интересная черта:

«К компаниям, базирующимся на архетипе Простодушного, можно отнести мелкие частные магазины, небольшие семейные фирмы, а также любые организации, которые сознательно и бескорыстно посвятили себя проповедованию простых ценностей. Уповая не на инновации, а на лояльность, они и основной упор делают на предсказуемость, а не на перемены. Архетип Простодушного также связан с озабоченностью, которую вызывают действия огромных, безликих конгломератов, поглощающих или разоряющих маленькие фирмы, работающие для небольших сообществ и ценностно-ориентированные. Подобная ситуация описывается, к примеру, в кинофильме «Вам письмо». Сотрудники-Простодушные любят точно знать, чего от них ждут, и в какой-то мере любят ощущать заботу со стороны менеджмента. Нередко они ведут себя как послушные дети и готовы подчиняться и следовать правилам в обмен на некоторую разумную определенность в отношении рабочего места. Но низший уровень Простодушного хочет результата без дисциплины и тяжелого труда. Люди сегодня устали. Темп современной жизни, энергия Героя, неутомимость Искателя не дают им покоя. Это значит, что ощущение духовности способна дать просто более размеренная жизнь. Реклама, адресованная Простодушному, должна быть медленнее и не столь жесткой, как та, что нацелена на Искателя. Личность, в которой сформировался архетип Простодушного, привлекают определенность, позитивные и обнадеживающие идеи, простые, ностальгические образы, обещание искупления и спасения Простодушного. Она стремится к благу, что может выражаться в поиске «правильного» продукта, а также в выборе нравственного поведения в противовес безнравственному и доброты в противовес жадности. Люди, которым в большой степени близко Простодушие, часто очень доверчивы, в некоторых случаях бессознательно зависимы и по-детски непосредственны. Они склонны верить властям и организациям, ожидая от них выполнения данных обещаний. С другой стороны, жизненная суета и, как следствие, истощение энергии могут подавлять Простодушных, поэтому некоторые из них могут демонстрировать низший уровень архетипа. Во многих потребителях Простодушие связано с определенным нарциссизмом и детскостью. Простодушные также склонны отрицать и не замечать проблемы, покуда те не нарастут как снежный ком, просто потому, что хотят, чтобы их жизнь была совершенной — прямо сейчас. Новый Простодушный — здравомыслящий, скептичный и уставший. Но чем пресыщеннее люди, тем притягательнее Великая мечта. Простодушие не имеет отношения к реальности; это способность не терять надежды». (с) Марк и Пирсон

Ну, и вспомнив о Юнге, я бы сказала, что архетип Простодушного несет в себе черты такого архетипа, как «Предвечный Младенец», восходящего к Тоске по Раю. А это очень непростой и сильно укорененный архетип.

БЛОК 1.

  1. Каким должен быть этот мир, чтобы вы могли сказать, что он идеален? Отличается ли ваш идеальный мир от реального? Чем? Почему это так важно для вас?
  2. Как вы считаете, хорошее отношение и всякие приятности нужно заслужить или вы и так имеете на них право? Или это вообще что-то случайное? Как вам такое положение вещей?
  3. Как вам кажется, судьба/мир справедливы или нет? Или этот термин вообще к ним не применим? Почему вы так думаете? Какие чувства это вызывает?
  4. Какой образ возникает у вас при слове «Рай»? Как вы его себе представляете? Отличается ли он от идеального мира из первого вопроса? Если да – то в чем различие?
  5. Попробуйте, не задумываясь надолго, ответить первое, что приходит в голову: от чего / от кого зависит возможность быть счастливым? Покрутите пришедший в голову образ: он чем-то важен для вас.

БЛОК 2.

Для тех, кого привлекает образ Простодушного

I. Вот он какооой…

    Какими вы сами видите основные черты, характеристики Простодушного? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  1. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  2. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  3. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  4. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Простодушным, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Простодушного

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Простодушного? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Простодушным, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
    - Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
    - Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

  • Как вы думаете, много ли в вас Простодушного?
  • Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Простодушного? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Простодушного?
  • Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Простодушного, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
  • Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем Простодушном и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/985567.html


© 2015-2018 hloflo