Психолог, гештальт-терапевт
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Октябрь - Воин
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
 
Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат.
Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть.
(c) Григорий Горин, «Тот самый Мюнхгаузен»

Всем привет! Сегодня у нас непростой и весьма мощный архетип.

Марк и Пирсон видят этот архетип как часть триады Герой-Бунтарь-Маг, находя у них общее свойство – тягу к изменению мира. Вот что они пишут: «Мы редко одновременно говорим о Герое, Бунтаре и Маге, хотя на самом деле все эти мощные архетипы скроены из одной и той же материи. В классических фильмах и литературных произведениях они часто изображены в виде бесстрашных главных героев, которые осознают свою особую силу и идут навстречу большим опасностям, пытаясь изменить окружающий мир.

В повседневной жизни эти могущественные архетипы создают структуру, которая раскрывает способности рядовых людей и помогает им ответить на брошенный вызов, рискнуть, нарушить правила и изменить свою собственную жизнь. Эти архетипы помогают человеку выработать в себе такое качество, как способность к господству, заставляют людей идти на риск и принимать изменения, которые могут породить внутренний конфликт, вступив в противоречия с потребностью в безопасности и структуре. Все эти архетипы, каждый на свой лад, обладают магнетизмом, поскольку говорят о переменах, которые сопровождаются тревогой и оживлением. Конечный результат может оказаться позитивным с социальной точки зрения (давайте посмотрим на У. Черчилля и Ф. Д. Рузвельта как на Героев), разрушительным (Бунтари Анни Оукли и Джон Диллинджер) или магическим (Гудини, Джеки О и Гарри Поттер); во всех случаях эффект будет весьма похожим. Могущество всех этих персонажей, казалось бы, выходит далеко за пределы возможностей обычного человека, но все они заставляют задать себе один и тот же мотивирующий вопрос: А мог бы я сделать то же самое?

Истории для детей изобилуют такими персонажами, но, пусть и не в столь явной форме, эти герои оказывают гипнотическое воздействие и на взрослых людей. Список кассовых хитов может включать в себя любой фильм об Индиане Джонсе. Эти архетипы оказывают магнетическое воздействие, и, более того, в условиях современной культуры они приносят огромную пользу. Эпоха перемен нуждается в людях, которых возбуждает риск и которые хотят испытать свои возможности, принимая один брошенный им вызов за другим. Если эти архетипы находятся у человека в активном состоянии, то он стремится предпринять какие-то действия, направленные на то, чтобы оставить свой след в мире. С подобными чаяниями связаны неистовые и бурные эмоции — гнев, честолюбие, яростная решительность. Герой, Бунтарь и Маг используют свою энергию для того, чтобы оставить свой след в мире, а также для того, чтобы разрушить или изменить ригидные, отмирающие структуры. Если в нашей личной жизни нет таких фигур, как это зачастую происходит, мы жаждем их присутствия на рынке товаров и в средствах массовой информации». (с) Марк и Пирсон

В этом месте я не могу не остановится. Поскольку, если рассматривать, скажем так, научную сторону вопроса, то в этом виденье мне сложно согласиться с авторами, если они основывались на концепции архетипов Юнга. Для меня Бунтарь, как он описан в «Двенадцати архетипах» – несомненное порождение архетипа Трикстера, а Маг в интерпретации Пирсон – скорее проводник к нашему мифологическому сознанию вообще, как таковому, тогда как Герой – это все-таки самостоятельный архетип, а задачу его, коль скоро мы вспомнили Юнга, я бы видела не в подрыве устоев и не в изменении мира, а в победе над чудовищем и защите других от опасности. Можно пойти дальше: «Главный подвиг героя заключается в том, чтобы преодолеть чудовище мрака: это долгожданный триумф, триумф сознания над бессознательным» (с) Карл Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов» - то есть, собственно, в этом архетипе отражено возникновение у первобытного человека сознания.

А «универсальный миф о герое всегда относится к человеку—богатырю или богочеловеку, который побеждает зло в виде драконов, змей, монстров, демонов и так далее и который освобождает свой народ от смерти и разрушения». (с) Карл Юнг, «Архетип и символ».

Если же говорить об архетипичности сказки, немыслимой без Героя, то главная задача его – собственная инициация. В сказке, согласно Проппу, отражены архаичные ритуалы инициации, и Герой, следуя им, символически уходит в мир мертвых за тем, чтобы переродиться уже в новом статусе. А побеждаемый им противник возник лишь со временем из образа зверя, поглощающего инициируемого и таким образом являясь для него...

воротами перехода в мир мертвых, приобщения к олицетворяемым зверем силе и способностям, а затем и возрождения в новом качестве. Когда смысл этого мотива начал забываться, зверь-поглотитель стал не помощником в процессе инициации, а врагом, которого необходимо победить – так возникло хорошо знакомое нам по сказкам драконоборчество (за подробностями можно обратиться к исследованию "Исторические корни волшебной сказки" Проппа).

Но вернемся к Марк и Пирсон. Поскольку квест наш в данном случае все-таки состоит не в поиске научной истины, а в игре, то в качестве проективного материала нам, безусловно, сгодится любой Герой, хотя – кто знает – возможно (и весьма вероятно!), ваш Герой будет скорее Героем Юнга, чем Героем Пирсон, коль скоро архетипы и впрямь часть нашего бессознательного, а бессознательное сложно обмануть концепциями.

Тем более, дальнейшее описание архетипа Героя, на мой взгляд, с классическим не расходится: «Герой, Бунтарь и Маг противостоят ограниченной, сдерживающей или опасной реальности. Герой (который зачастую выступает в качестве Воина) идет навстречу огромной опасности, чтобы победить зло и защитить общество и священные ценности. Бунтарь действует как разрушительная сила, нарушает культурные нормы и правила ради блага других людей (Робин Гуд), приключений и личной выгоды (Бонни и Клайд) или для того, чтобы вырваться из когтей отчаянного отчуждения (Тельма и Луиза). Маг является катализатором социальных или общеорганизационных изменений или мгновенного оздоровления. Во всех трех случаях в основе лежит желание совершить поступок и проявить силу». (с) Марк и Пирсон

Вообще, рассматривая Героя и Бунтаря как пару, авторы делают вывод, что победившего Бунтаря называют Героем – и наоборот: проигравшему достанется слава Бунтаря:) И что отрицательный полюс Героя сливается с Бунтарем: самый примитивный Герой готов к победе любой ценой, а такая цель редко оказывается благородной или привлекательной. А сравнивая Героя с Искателем, Марк и Пирсон отмечают, что «если Герой борется за изменение мира, то Искатель обычно не рвется на баррикады со своей критикой». Герой, в отличие от Искателя, больше занят миром, а не собой.

«Твердый и храбрый, этот архетип учит нас ставить цели и достигать их, преодолевать препятствия, стоически выдерживать тяжелые времена, хотя он также тяготеет к тому, чтобы видеть во всех врагов и размышлять в категориях «или-или». Например, если в нас просыпается Герой, мы учимся собираться с мужеством для борьбы с обстоятельствами и с самими собой. Казалось бы, все потеряно, но в это время по холмам скачет Герой и спасает ситуацию. Существует бесконечное количество вариаций на эту тему, но в каждой из этих историй Герой одерживает триумфальную победу над злом, несчастьями или трудной задачей, вдохновляя всех нас. Естественное окружение для Героя — это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место, джунгли политики или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий.

Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и одержать победу. Этот архетип помогает нам воспитать в себе энергию, дисциплину, сосредоточенность и решительность.

Наряды и окружающая среда Героя функциональны, а не роскошны. По сути дела, слишком большой комфорт воспринимается как опасность, поскольку он может размягчить человека. Когда у человека активизируется архетип героя, в нем просыпается честолюбие и готовность принять брошенный вызов. Встречаются и вынужденные Герои, которые замечают несправедливость или проблему и могут просто «подняться» и сделать все, что необходимо для того, чтобы исправить ситуацию. В любом случае, брошенный вызов воодушевляет Героя, несправедливость приводит его в ярость, и он быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности.

Героя всегда можно узнать в воине, крестоносце, спасателе, сверхчеловеке, солдате, спортсмене-победителе, убийце дракона, конкуренте и игроке команды. В своих худших проявлениях Герои проявляют высокомерие, хвастливость или рано сводят себя в могилу. В лучших случаях — совершают великие деяния. Как ни парадоксально, но Герои не считают себя героями, поскольку это выглядело бы самонадеянностью. Как правило, они считают, что просто делают свое дело. Кого они действительно не любят, так это не столько злодея, сколько его безропотных жертв. Следовательно, их слабость проявляется в желании принять вызов даже в тех случаях, когда это может показаться глупостью.

Конечно, в рамках этого архетипа, равно как и всех остальных, существует и негативный потенциал. Победивший Герой может оказаться чудовищем. Аттилу можно считать Героем, поскольку он завоевал множество народов, но побежденные народы испытали горечь массовых убийств, изнасилований, грабежей. На низшем уровне архетип Героя жаждет всего лишь господства. Любой оппонент рассматривается как враг, заслуживающий наказания. Нацисты считали себя героями, но это привело к чудовищным последствиям для людей, заключенных в концентрационные лагеря. В архетипе Героя может таиться следующая ловушка: вы видите себя героем, но окружающие усматривают в вас злодея. Если это случается, стоит остановиться, увидеть то, что видят окружающие и изменить свое поведение.

Героические организации или преданы великому делу, или помогают своим покупателям и работникам «стать тем, кем вы можете быть. Это, конечно, подразумевает — жестким, гибким, честолюбивым, эффективным, способным к конкуренции и, в идеальном случае, принципиальным. Такие организации жестко подталкивают людей, чтобы те максимально полно раскрывали свои возможности. В частном секторе такие фирмы обычно представляют собой места с очень высокой степенью конкуренции, где объемы продаж, например, постоянно регистрируются на экране текущих достижений. Такие организации пронизаны духом предпринимательства и не только надеются, но и требуют непрерывного роста. В общественном и некоммерческом секторах требуется преданность делу. В любом случае предполагается, что те люди, кто не способен полностью отдаться своей работе, «покинут помещение». Следовательно, такие фирмы обрекают своих сотрудников на «выгорание», вследствие неписаных требований выполнять работу на высоком (и зачастую неразумном) уровне и ожиданий того, что хорошие сотрудники представляют собой стоически работающие механизмы.

Однако высокоразвитые, здоровые организации-Герои воспитывают работников и команды, способных побеждать, точно так же, как это делают хорошие тренеры, направляющие усилия всей спортивной команды. Предполагается, что все цели будут достигнуты, а стандарты соблюдены, но при этом хорошие работники получают достойное вознаграждение, проходят прекрасное обучение, и их ценят очень высоко. Следовательно, они заботятся о себе и друг о друге. Люди разделяют чувство гордости от того, что принимают участие в победных операциях, и в своей деятельности они искренне преданы качеству работы. Героические организации самого высокого уровня обладают принципами; их убеждения четко сформулированы, подтверждены практикой, а не являются просто риторически¬ми заявлениями». (с) Марк и Пирсон

Герой
Желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
Награда: компетентность и мужество.

Уровни Героя
Вызов: лягающийся бык швыряет песок вам в лицо или кто-либо пытается запугать или дурно обращаться с вами; притягательная сложная задача; какой¬-либо человек, нуждающейся в вашей помощи или защите.
Первый уровень: создание границ, приобретение опыта, мастерства, что выражается в достижении успеха; мотивацией и проверкой этого служит конкуренция.
Второй уровень: солдат, выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, общины или семьи.
Третий уровень: использование своей силы, опыта и мужества для того, чтобы что-то изменить для себя лично и целого мира.
Тень: необходимы жестокость и одержимая потребность победить.

Ну а теперь поищем своего Героя? Передо мной, надо сказать, стояла непростая задача: какого именно Героя я предложу вам поискать? Героя Юнга или Героя Пирсон? Или, может быть, речь пойдет об инициации? А можно ли все смешать и не взбалтывать? Или лучше отдать это на откуп вам самим? И знаете, последний вариант кажется мне наиболее правильным.

БЛОК 1.

  1. Кто первым приходит вам в голову, когда мы говорим о Герое? Может быть, это сказочный герой? Или пионер-герой? Или герой войны? Или герой мирного времени («знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего»)? Или неизвестный средневековый врач, оставшийся в охваченном чумой городе? Или герой из какой-нибудь Вселенной Марвел? Супермен? Доктор Кто? Георгий Победоносец? Илья Муромец? Павлик Морозов? Мересьев? А может быть, Отто Шмидт?
  2. Я совершенно точно упомянула не всех – а для вас важен именно такой, не упомянутый мной Герой? Кто он?
  3. И все ли из перечисленных кажутся вам Героями? С чем они борются? Кого и от чего спасают? В чем их героизм?
  4. Как по-вашему, что чувствует и думает Герой в ту секунду, когда решается на подвиг?
  5. Представьте, что вы - Герой. И вернитесь к вопросам 1 и 2 – ответьте теперь про себя, каким из Героев вы себя представили. Что вы сделали? А может быть, только собираетесь сделать? Как переживаете это уже сделанное или готовитесь к тому, что сделать, что чувствуете, о чем думаете, каким себя видите?

БЛОК 2.

Для тех, кого привлекает образ Героя

I. Вот он какооой…

    Какими вы сами видите основные черты, характеристики Героя? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  1. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  2. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  3. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  4. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Героем, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Героя

I. Вот он какооой…

  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Героя? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

  1. «Если бы я был Героем, я бы…»
    Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
    - Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
    - Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
    - Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
    - Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
    - Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

  • Как вы думаете, много ли в вас Героя?
  • Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Героя? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Героя?
  • Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Героя, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
  • Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем Герое и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/994455.html


© 2015-2018 hloflo