|
|
|
Перевозчик между языками. Запускатель процессов. Мастер игры Genesis. |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Май - Правитель |
Еще об архетипе:
|
|
Общая справка: в книге «Пробуждение внутреннего героя» Кэрол Пирсон предлагает систему из последовательных 12-ти архетипов путешествия героя.
Путешествие, метафора процесса индивидуации, состоит из трех этапов:
- Подготовка к путешествию. Проработка Эго (Ego), контейнера, границ, способных удержать дары предстоящего путешествия.
И здесь последовательно архетипы: Невинный, Сирота, Воин, Опекун.
- Само путешествие. Встреча с Душой (Soul), поиск, обретение и удержание своего смысла.
Архетипы: Искатель, Бунтарь, Любящий, Творец.
- Возвращение из путешествия. Достижение Самости (Self). Проявление обретенного смысла в мир.
Архетипы: Правитель, Маг, Мудрец, Шут.
Больше про систему архетипов здесь и здесь.
Слова «Эго», «Душа» и «Самость» далее по тексту указываются с заглавной буквы, чтобы в том числе обозначить соответствующий этап путешествия героя.
АРХЕТИП: ПРАВИТЕЛЬ
Правитель – архетип, знаменующий возвращение героя из путешествия. Первый из так называемых старших архетипов.
Языковая cправка. В англоязычном тексте для описания архетипа используется понятие «power». В тексте ниже оно переводится
или как «сила», или как «власть», в зависимости от контекста. «Power» – это еще и мощность, то есть способность направленно применить
свою силу. Эта языковая справка представляется важной для понимания архетипа.
Далее – адаптированный перевод текста Кэрол Пирсон из книги «Пробуждение внутреннего героя».
Многие истории, сказки и легенды завершаются открытием: главный персонаж, на первый взгляд простолюдин,
с трудом пробившийся сквозь многочисленные преграды, - и есть долгожданный сын или дочь Короля.
Зачастую герои – сироты и воспитываются простолюдинами. Этот опыт жизни низшего сословия, конечно же, критически
важен для развития смирения, эмпатии и для знания вызовов обычной жизни, столь необходимых для действительно выдающегося лидерства.
Путешествие героя часто рассматривается как подготовка к лидерству. В классическом мифе о Короле-рыбаке
королевство - пустырь, поскольку старый Король ранен или болен. Молодой герой отправляется в квест, сражается с драконом и находит
сокровище, которое привнесет новую жизнь в умирающую среду. Когда герой возвращается и становится новым Правителем,
королевство снова оживает. И действительно, лидерство – это не просто развитие нужных навыков. Cтать действительно выдающимся лидером
можно лишь только отправившись в путешествие и вернувшись из него.
Правителем становятся тогда, кода берут полную ответственность за свою жизнь – не только за внутреннюю реальность, но и за то,
как внешний мир отражает эту реальность. Правитель – символ целостности и достижений Самости, проявляющейся в мир. Правитель целостен,
поскольку объединяет в себе мудрость юности и зрелости, удерживая их в динамическом балансе.
Архетип Правителя заключает в себя не только баланс юности и зрелости, но также мужского и женского.
Андрогинный монарх – это ... символ завершившегося алхимического процесса изменений. Алхимия соотносится с путешествием героя: различные
химические процессы, выделяющие золото (или дух) из «меньших» элементов (материи) – это путешествие из общепринятой реальности, где
доминирует эго, в территории метаморфоз и духа. Итоговый этап, выраженный символами царственности, золота и солнца - демонстрация состоявшейся
способности проявлять истины Души в физическую реальность.
Правитель создает мирное и гармоничное королевство тем, что сам изнутри становится умиротворенным.
Ответственность царствования
Правитель готов к тому, чтобы взять ответственность за свою жизнь. Он не избегает понимания того, что его королевство –
зеркало и что он, смотря вовне, видит себя. Если королевство все время подвергается атакам и опустошается, это означает, что
Воин не защищает границ, и Правителю нужно собрать войска. Если королевство недружественно, то это Опекун неверно функционирует, и
Правителю нужно уделить этому внимание. И так далее. И наоборот, когда королевство процветает, это означает относительную внутреннюю целостность, пусть и временную.
Традиционная свадьба Правителя с землей – символ эротического единения Правителя и его внешней жизни и символ единения Души с физической стороной жизни.
Правитель – архетип материального благосостояния и, как следствие, он должен быть готов и способен жить в мире с миром. Труд Правителя – в том,
чтобы способствовать порядку, миру, процветанию и изобилию. Здоровая экономика, мудрые законы, чтимые и действующие, среда, способствующая
развитию каждого в отдельности, и мудрое использование ресурсов, как человеческих, так и материальных.
Правитель – архетип господства способности оперировать на физическом плане, и Правитель не может брезговать реалиями обычного материального мира.
Он чувствуем себя как дома в физическом мире и будучи ответственным сам за себя.
Он наслаждается процессом выражения того, каков он есть, в физическом пространстве: работы, дома, денег, собственности. И он знает, как удовлетворить свои потребности.
Правитель – реалист, у которого нет свободного времени для иллюзии. Он понимает политику силы и может в нее играть.
У него нет иллюзий по поводу угроз врагов или враждебности среды.
Он полностью отвечает за свою жизнь. Это не означает, что он винит себя за все с ним происходящее. Это означает лишь то, что
он суверенен и отвечает за то, чтобы действие, подходящее ситуации, было совершено.
Как и государства, королевства могут быть бедны и богаты, с богатейшими залежами полезных ископаемых и вовсе без них,
благословенны миром и осаждаемы со всех сторон враждебными захватчиками. Правитель берет на себя ответственность в том числе и за то,
чтобы увидеть, что он стал слишком догматичным, заскорузлым тираном-людоедом или Королем-Рыбаком и что цветущее некогда королевство
превратилось в пустырь. И тогда Правителю нужно найти силы, чтобы ослабить мертвую хватку и позволить возникнуть новому голосу в королевстве и психике.
Сила и мудрость
Правитель – архетип проявленной силы во благо и во вред. Многие опасаются более сильных архетипов, в особенности Правителя и Мага,
поскольку их способность причинить вред так же велика, как и способность совершить благо.
Во все времена лишь от немногих ожидалось пройти тропой героя и таким образом стать Правителем своей собственной жизни.
Знания об архетипах были частью мифов, карт Таро, алхимической и астрологической систем. Принимались меры, чтобы обычный человек, не
подготовленный к мистическому путешествию, не понял бы, что надо делать. Алхимические тексты, к примеру, были намеренно написаны так, чтобы
только тот, кто устно обучался алхимической традиции, мог бы их понять. Верилось, что лишь немногие из людей способны отправиться в
путешествие и стать Правителями собственной жизни. Так, в средние века люди верили в божественные права Короля. Будущие Король и Королева обучались
тайному знанию, чтобы слышать и говорить от имени Бога. Другим же попросту следовало им подчиниться.
Правитель, у которого нет связи с божественной мудростью или чья самовлюбленность и высокомерие превосходят эту связь,
ответственны за величайшие злоупотребления силой. Истинный Правитель не будет принимать решения, основываясь лишь на нуждах и прихотях Эго.
Он всегда будет в контакте со своей Душой.
Носитель архетипа Правитель смотрит на себя как на монарха своего королевства и действует так, чтобы сделать желаемую жизнь реальной.
Величие и масштабы отличают Правителя от Творца. Последний экспериментирует с тем, что позволяет выражать новые устремления и порывы в
своей жизни обычно без особых мыслей (не считая эпизодическую панику) о последствиях своих действий на других или на свою жизнь в будущем.
Творец временно отключает рутинные заботы и обязанности.
Правитель же не столько создает жизнь, сколько поддерживает и управляет ею. Все истинные монархи или политические лидеры отождествляли
себя с коллективным благом и балансировали личные желания и устремления с потребностями других людей.
Быть Правителем означает взять ответственность за успехи и за провалы. Создать образ того, что он хочет для своего королевства и
продумать способы превращения этого образа в реальность. (Мудрый Правитель всегда привлечет к этой задаче Мага, поскольку Маг по
своей сути – человек видения). И ни один Правитель не правит без плана и без выстраивания коалиций с другими – теми, кто узнаваем как Правитель своего королевств.
Мастерство и ограничения
Пробуждение позитивного архетипа Правителя в психике свидетельствует о достижении определенного мастерства в мире. Очень часто это мастерство на
физическом плане работы, вещей, денег, деталей обычной жизни. И не обязательно, что носитель архетипа богат. Это означает, что он достиг
удовлетворительного для себя взаимоотношения с деньгами. Живет ли он в экстравагантной роскоши или спартанской простоте, это – результат его собственного выбора.
Архетип Правителя помогает найти метод выработки благосостояния, поддерживающий полное выражение сути его носителя. Это может проявляться и в величайшем
богатстве, и в способности чувствовать себя царем, не имея практически ничего.
Архетип Правителя типично ускоряет конфликт власти и ее пределов. Даже власть монархов не абсолютна – она ограничена финансовыми ресурсами
королевства, состоянием армии, уровнем поддержки правительства и народа и уровнем собственных способностей Правителя. Если казна пуста, рвы
не охраняются, враги наводнили замок, двору не достает радости или Правителю не хватает уважения окружающих, Правитель лицом к
лицу сталкивается со своими ограничениями. Правитель осознает, что обвинение других в собственных проблемах забирает его достоинство.
И больше достоинства можно найти в том, чтобы предпринимать действия в отношении своих недугов и слепых пятен, не отрицая их.
Правитель понимает, какие действия создают царствование, и не сражается с ними. В психологических терминах это означает, что
человек принимает ограничения смертной человеческой жизни.
Правитель не тратит силы на стенания о сбыче мечт. Он действует. Настолько благородно, насколько может, чтобы
поступить наилучшим из возможных способов для всеобщего блага, эффективно используя имеющиеся у него ресурсы.
Правитель полностью осознает, что он не всегда может решить проблемы. Иногда вызов, с которым он встречается,
превосходит уровень сегодняшних навыков Правителя и поражает его. И тогда побежденный Правитель...
...анализирует, что он мог сделать, чтобы быть готовым к новым вызовам.
Это время утверждения ответственности за выбор своей жизни. Время действия и уверенности в том, что
Правитель делает любимое дело и имеет достойный образ жизни. Хороший Правитель делает выбор, в котором его склонности,
надежды и мечты сочетаются с текущим контекстом жизни. Правитель – реалист. Сверх того, он благосклонен.
Он осознает, что не существует необходимого или неотъемлемого конфликта между благами одного и другого, поскольку если один
выиграет за счет другого, то все проиграют. Если Правитель сильно держится за высокие идеалы или раздутый образ того,
что он хочет в жизни, и отказывается идти навстречу потребностям мира, все потеряют – поскольку таланты Правителя истощатся (так же все
будут в минусе, если Правитель пойдет на сделку со своей сутью). Именно поэтому первичный миф о Правителе – это история об
исцелении раненого Короля (или Королевы).
Теневой Правитель
Непреодолимое желание контролировать себя и других, неспособность довериться процессу – вот метки теневого Правителя.
Контроль ради контроля, власти, статуса или славы, а не во имя процветания королевства. Теневой Правитель неизбежно будем
отрезан от своих подлинных, человечных и здоровых побуждений или, наоборот, одержим реальностью своей Души так, что
отказывается хоть как-то понимать потребности других и запросы текущего времени и места.
Теневой Правитель – это тиран-людоед, действующий из парадигмы дефицита, верящий, что ему недостаточно и что чье-то приобретение
обернется для него потерей. Он хочет принудить других делать так, как велит он, пышет гневом в случае своей неудачи.
Он наказывает того, кто ему перечит. Король или Королева, кричащий: «Голову с плеч!» - это теневой Правитель.
Тираны проявляют все черты теневого Правителя. Они эгоистичны, узколобы и злопамятны, часто лишены воображения, невежественны и
склонны или к праздности и потаканию, или к спартанской жесткости и нетерпимости. Похожие проявления возникают, когда человек не
может найти баланс между приятными радостями жизни и дисциплиной для завершения работы; между собственными потребностями и потребностями
других; или между потребностями своей Души и ответственностью в реальном мире.
Теневой Правитель может также «перейти на темную сторону», как говорят о Дарт Вейдере в «Звездных Войнах». Это, конечно же,
серьезно. Герой отправляется в путешествие, чтобы найти свою Душу, но потом что-то вмешивается, настолько травмирующее, что проявляется
не свою собственная сила и потенциал, но сила зла.
В жизни тех людей, кто вырос достаточно, чтобы увидеть потенциал выражения своей силы в мир, есть момент искушения – использовать эту силу
только для расширения Эго или личного удовольствия. Искушения Христа или Будды – примеры этих ключевых моментов в путешествии героя.
Каждый познавший силу сталкивается с этим искушением и осознает, что сделал неверный выбор, когда чувствует
себя опустошенным и видит, что жизнь его стерильна и мертва.
Важно помнить, что теневой Правитель может проявиться не только потому, что в жизни слишком много силы, но и потому,
что слишком мало. Так же, как и Воину нужно научиться сражаться за то, что имеет смысл (а не просто ради победы), а
Опекуну жертвовать только ради сути (а не просто, чтобы быть «хорошим»), Правителю нужно учиться использовать власть и силу не столько
для того, чтобы получить богатство и славу, сколько для создания благодатного и цветущего королевства.
Теневой Правитель слишком циничен или полон страхов, чтобы использовать свою силу для проявления своих самых высоких мечт и устремлений,
и тогда он довольствуемся потребительством, статусом и властью.
Правитель, двор и постоянное обновление
Опасность стать ригидным, запертым в старые способы действия и, как следствие, причинения вреда своему королевству –
вот, что всегда актуально для Правителя. Один из способов предотвратить опасность – это продолжать путь героя всю жизнь,
чтобы обновлять себя и королевство. Важно, чтобы Правитель был дополнен другими архетипическими фигурами – для обеспечения баланса.
В традиционном дворе эти персонажи были известны как Маг, Мудрец и Шут. Они не так отличаются от ключевых фигур, балансирующих
Вождя первобытных племен: Шамана, Мудрого Старца или Старухи и Трикстера.
Стать Правителем своей жизни – это большой триумф сам по себе, но это не конец путешествия. Для полного цикла важно затребовать и выразить внутреннего Мага, Мудрец и Шута.
|