Перевозчик между языками. Запускатель процессов. Мастер игры Genesis.
Еще статьи эксперта
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ

 
Сентябрь - Простодушный
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
 

Простодушный, он же Невинный, – архетип, с которого начинается Путешествие героя и которым оно заканчивается (на следующем витке спирали или по новому кругу – как повезет). Про последовательность в архетипической спирали, предложенной К. Пирсон, больше здесь. Далее авторский перевод главы про Невинного из книги Кэрол Пирсон «Пробуждение внутреннего героя» (1991).


Невинный доверяет жизни, себе и другим. Именно Невинный сохраняет веру, когда другому покажется, что все потеряно. Невинный – тот, кто доверяет другим и, как следствие, способен учиться у них. Невинный – ключ к обучению базовым жизненным навыкам. История каждого начинается в невинности: погружение в заботу утробой матери. Дальше же, если повезет, то достаются любящие и заботящиеся родители, а их поддерживают родственники, друзья и социальные институты. И все они верят в нового человека и его потенциал, поощряют его усилия в освоении разных навыков и хранят его безопасность, пока тот не подрастет достаточно, чтобы самому о себе позаботиться.

Дети, которых любили и о которых заботились, имеют глубинную веру в то, что мир – это безопасное место, и в то, что для своего взросления и роста они могут рассчитывать на физическую, интеллектуальную и эмоциональную помощь других.

Невинный верит всему, чему учат его старшие, вне зависимости от того, учтены ли при этом его интересы. Он верит слепо, даже когда нет доказательств. Если родитель говорит о том, что Невинный уродлив, отвратителен, самовлюблен, неуклюж, глуп или ленив, Невинный верит в это. Это Невинный получает плохую оценку и делает вывод о том, что он туп. Это Невинный, видя расизм, сексизм, гомофобию, усваивает, что нельзя быть тем, кого другие осуждают.

И хотя безопасное и счастливое детство – прекрасный путь для выработки оптимистичного и доверительного взгляда на жизнь, отсутствие такого безоблачного периода вовсе не означает, что дары Невинного не будут получены. Некоторые из тех, кто родом из ужасающего детства, научаются быть счастливыми взрослыми, тогда как другие остаются покалеченными на всю жизнь.

Потерянный рай, возвращенный рай

Многие традиции хранят миф о потере невинности, падении из рая. В христианстве это миф изгнания из Эдема в мир боли, страдания и тяжелого труда.

И во всех версиях мифа история не завершается изгнанием, ибо придет тот, кто спасет человечество – по крайней мере, тех, кто сохранил веру в Бога – и заберет их обратно на небеса. В некоторых западных традициях потерянный Рай – это способ восприятия, истинный взгляд, который помогает освободиться от иллюзий и достигнуть нирваны, опыта единения с красотой космоса.

У племен Хопи и Майя имеется эволюционная точка зрения на невинность. Их боги «трудятся, чтобы создавать человечество, но время от времени их попытки встречаются с поражениями». И им нужно «снова пытаться». Ритмичность потери и возвращения рая символизирует продолжающиеся попытки проявить идеал в конкретном. Неизбежность поражения и возврат к все новым попыткам - все это если и не приносит рай, но определенно улучшает жизнь. У греков есть удивительная легенда о первозданном состоянии цельности, в котором мужчина и женщина были единым существом. Создание это было настолько цельным и совершенным, что боги, побоявшись, разделили этого андрогина на мужчину и женщину, и с тех пор они чувствуют себя разрозненными и неполными друг без друга. Архетипический психолог Джун Сингер в книге «Андрогинность» (Androgyny) иллюстрирует этой историей миф о потерянном и возвращенном рае: человек вновь обретает цельность, когда становится способен развить и балансировать мужское и женское в себе (анимуса и аниму в терминах Юнга).

Путешествие Невинного

Путешествие Невинного начинается в утопии, безопасной, мирной, любящей среде. Внезапно его выбрасывает оттуда, и он попадает в мир осуждения, дискриминации, свирепствующих конфликтов и вдребезги разбитых иллюзий. И все же Невинный знает, что если тот безопасный сад был возможен где-то или когда-то, даже если он лично не помнит, как он в нем жил, то сад этот может быть воссоздан кем-то, когда-то. У Невинного есть первичное воспоминание о том, что жизнь может быть лучше, чем она есть сейчас. Впервые проживаемая невинность проста в том числе потому, что она повсюду, Невинный ею окружен. Возвращение же к невинности – совсем другое дело. Теперь нужно выбирать одну опцию из вселенной, которая предлагает множество других вариантов. Вот почему Невинный – это и начало, и конец путешествия. Глубоко нутри каждый замотивирован, чтобы отправиться в путешествие и вновь оказаться, найти или создать мир, существование которого, на определенном уровне, всякий считает возможным. И в конце путешественник – это уже Мудрый Невинный, познавший глубины жизненного опыта и выбравший создавать мир, где все творения познаются, чествуются и поддерживаются.

Герой часто начинает с Невинного, но очень скоро становится сиротой, изгнанником, рабом или чужестранцем на незнакомой земле. В классической версии путешествия герой – сирота и чужак, которого почти всегда воспитывают не настоящий родители. И квест мотивируется еще и стремлением найти настоящих. Сюжет всегда один и тот же. Все проблемы случились в результате того, что человек оказался не на своем месте, словно кусочек мозаики, который силой всунули не туда. В рай он возвращается, когда нашел свою настоящую семью, свою планету или свой биологический вид, с которыми он чувствует подлинное родство, «как дома».

Многие любовные истории следуют похожему сценарию. Человек влюбляется и ненадолго попадает в Рай. Потом случается что-то, что заставляет влюбленного обнаружить, что его партнер не то что несовершенен, а просто смертен и даже обычен. Как родители не могут полностью соответствовать архетипам совершенных Великой Матери или Великого отца, ни один мужчина и ни одна женщина не могут жить в полном соответствии с образом совершенного любовника или родственной души. Большинство отношений, как бы романтично и идиллически они не начинались, рано или поздно «изгоняются» из этого чувства страстной и всепоглощающей увлеченности. И не ясно, продолжатся они или прекратятся.

Миф о потерянной и найденной невинности всегда полон глубокой надежды и помогает пробудить невинного чистого ребенка, который верит так сильно и глубоко, как способен только ребенок. Пробуждение этой детской веры – то, о чем говорил Христос: «Если не умалитесь как дети, не войдете в Царствие Божие». Эта способность верить позволяет держаться своих мечт и устремлений даже в самом плачевном раскладе и – через веру – осуществлять их. В идеале, всякое дело начинается с определенной невинности – открытости, оптимизма, воодушевления. Поскольку неизвестно, что придет, то приходится доверять. По мере движения по спирали путешествия все дальше, человек становится все более мудрым и все менее наивным. И только с уровня Невинного случаются чудеса. Все остальные архетипы слишком заняты, пытаясь контролировать результат.

Непослушание и Вера

Часто Невинный – тот, кого обвиняют в изгнании из рая и посему от него требуют возместить убытки и искупить вину. К примеру, то, что Ева ослушалась и вкусила яблоко с древа познания добра и зла, привело к изгнанию из Рая и проклятью на страдания. Это падение из целостности в дуализм познания добра и зла парадоксально благоприятно. В иудаизме и в христианстве единство с Богом восстанавливается, и рай возвращается или на земле (посредством построения общества в соответствии с законами божьими) или в жизни после смерти. В диснеевском мультфильме «Земля до начала времен» рассказывают историю о маленьком динозавре, отправившемся в путешествие со своей мамой. Засуха разрушила их рай, но его мать знает, что далеко-далеко есть роскошная зеленая долина, и если они будут долго идти, то они ее найдут. В пути мать умирает, и маленький динозавр продолжает путешествие в одиночку, собирая по дороге ровесников всех возможных размеров и видов. У него есть все причины, чтобы оставить надежду, но он сохраняет веру в слова своей матери. В конце концов, он находит зеленую долину, совсем такую, как описывала его мать. Все подобные истории напоминают о том, что верить – это безопасно, и что вера будет вознаграждена. Когда архетип Невинного доминирует, кажется невозможным найти или воссоздать Рай; часто требуемое искупление находится за пределами способностей его исполнить. И работа заключается в том, чтобы иметь веру и продолжать движение. Это открывает двери для чудес.

Непорочность и преданность

Зачастую классический герой хранит верность Королю или Королеве, делу, богу или богине или великой любви. Сохранение этой верности – центральный аспект героизма. У каждого есть обещания, которые тот давал себе или другим в детстве и юности, и они остаются священными для Невинного. В культурном слое, где женщины несли социальное бремя двойных стандартов касательно физического целомудрия, мужским героям, например Парсифалю, также предписывалось быть девственником до свадьбы и хранить верность после. В терминах психологической реальности им нужно было сохранить первичную цельность Невинных, сохранить верность детским клятвам до тех пор, пока они не станут зрелыми и не будут готовы дать новые клятвы.

Сохранить себя для величайшей любви своей жизни – стремиться к подлинным мечтам невинности, а не просто довольствоваться наслаждениями момента.

Теневая сторона Невинного

Невинный в стремлении защитить невинное состояние веры и оптимизма отказывается падать, уходить. И делая так, он сам отдает бразды правления в руки Тени. Склонный к отрицанию, он просто не желает видеть, что родителю, учителю и любовнику не стоит доверять. И потому Невинный продолжает попадать в насильственные ситуации снова и снова Невинный может легко уйти в отрицание собственных действий, отказываясь брать ответственность за свою часть проблемы. Поскольку Невинный, по меньшей мере вначале, абсолютист и мыслит дуально, то он не может признать собственное несовершенство без того, чтобы не почувствовать себя никчемным. Отсюда он или запирается в отрицании собственных проблем, или полностью поглощен виной или стыдом. Когда Невинный живет в страхе, то он старается его тем, что навешивает вину на себя. Маленький ребенок, например, будет чувствовать вину за то, что его домогались или избивали родители, поскольку легче признать свою собственную непригодность, чем встретиться с пугающей иррациональностью и вредительством со стороны родителей.

Когда раненый Невинный боится встретиться лицом к лицу со своими недостатками (что вероятнее будет происходить в зрелом возрасте), он будет...

проецировать их на других и обвинять других в своих собственных слабостях.

Эти стратегии избавляют от необходимости действовать. Если человек отрицает, что его избивали, то ему не нужно защищать себя. Если он проецирует собственные недостатки на других, ему самому не нужно меняться. Если человек впитывает в себя враждебное и вредное поведение других, то он может продолжать вести войну против самого себя без попытки или прояснить, как вырваться из этой ситуации, или осознать и полностью прожить всю свою беспомощность в ней.

Невинный верит в важность того, чтобы оставаться внутри рамок персоны или социальной роли, в важность отсутствия секретов от мира. И за пределами этой тонкой оболочки реальности роются драконы и чудовища. Все архетипы в бессознательном стремятся выразить себя, в сновидениях или в жизни, в теневой форме, и человек становится одержим тенью, если не будет способен направить на нее свет осознания. Отсюда человек, у которого включен только архетип Невинного, будет окружен психологическим террором. Теневой Сирота будет принуждать Невинного перейти физическую и метафорическую улицу и попрать правила. Теневой Воин развяжет войну с Невинным, безжалостно его критикуя. Теневой Опекун будет требовать жертвы и обвинять Невинного в эгоизме, если тот проявит малейшее внимание к собственным желаниям или благополучию. Архетипы, относящиеся к развитию Души, будут настолько пугающими, что Невинный почти неизбежно будет проецировать их на других людей. Искатель будет видеться как еретик, Бунтарь как враг, Любящий как аморальный развратник, Творец как опасный и величайший гордец. Неясная пустота в солнечном сплетении, навязчивые и разрушительные привычки, сексуальная жажда и бессознательное стремление создавать драму и сложности – такова жизнь Невинного в тени.

Рост и развитие Невинного

Невинный часто чувствуют себя особенным, предполагая, что вселенная и другие люди о нем позаботятся, поскольку он такой уникальный и замечательный. Человек, остающийся в этом состоянии невинности, может притворяться независимым, но на уровень глубже ждет заботы от общественных институтов, работодателей, друзей и партнеров. Невинный редко берет на себя ответственность, хоть он и «очень хороший» и может много работать. Другие часто действительно любят и заботятся о нем как о малом ребенке. И в этом смысле жизнь Невинного часто устраивается – по меньшей мере, пока он не потеряет работу или партнера или пока друзья и коллеги перестанут заботиться о нем в ожидании того, что он повзрослеет.

А на самом деле жизнь особо и не ладится, поскольку в действительности Невинный так и не вырастает. Пока он не упадет, не потеряет статус любимчика вселенной, он так и не достигнет чего-то настоящего и длительного. Это касается и работы, и отношений. Невинный хочет отношений, которые стали бы повторением его симбиоза с матерью. Он предполагает, что другой хочет того же, просто потому, что другой не воспринимается им как реальный и отдельный. Когда Невинный внезапно осознает, что желания другого отличны и что исполнению его собственных могут помешать, его начинает качать: от инфантильной ярости, которую он ощущает всем собой, к попыткам оставаться достаточно милым и очаровательным, чтобы получить то, что он хочет, в следующий раз. Другими словами, Невинный так же уязвим и зависим, как и маленький ребенок, который находит способы манипулировать родителями, чтобы удовлетворить собственные нужды. Для того, чтобы вырасти, Невинному надо познать парадокс: на самом глубинном духовном уровне верить – безопасно, но все же лучше не оставлять свой кошелек без присмотра! Изначально Невинный видит жизнь как «или/ или»: или он в безопасности, или нет. Или старшие знают о том, что они говорят, или нет. Люди или совершенны, или не хороши. Или что похуже: он чувствует, что должен быть совершенным, а иначе он ничего не стоит, пустышка. И потому Невинного кидает из крайности в крайность: от идеализма и перфекционизма к разочарованию и цинизму.

На более высоком уровне развития, годы и опыты спустя, Невинный осознает, что некоторые вещи безопасны, а некоторые нет. Старшие знают, о чем они говорят – иногда. Лучшие и худшие из людей – это смесь разных черт, хороших и плохих. При определенном везении Невинный приходит к осознанию и принятию своей собственной человеческой смеси хороших и плохих мотивов, силы и уязвимости. Он чувствует себя в безопасности частично как следствие базовой веры во вселенную, но еще и благодаря тому, что он стал мудрее и видит разные способы мира быть. Изначально Невинный видит безопасность в соблюдении условий: «Я в безопасности, пока я не попытаюсь перейти улицу». «Я в безопасности до тех пор, пока я делаю то, что мне говорят другие». Безопасный мир мал и ограничен, а внешний мир полон невиданных, неизведанных опасностей. Чем больше он сталкивается с этими опасностями, в том числе через боль, поражения и разочарования, тем больше становится его мир. Падение не случается лишь единожды. Он многократно проживает опыт разочарования, брошенности, предательства. Если повезет, то каждый такой опыт будет приводить его к невинности (Раю, Эдему, земле обетованной) не только на новом уровне, но и способом, позволяющим ему благословлять все большую часть своего мира определенным видом невинности, проистекающей из мудрости.

Всякий раз, когда человек теряет и восстанавливает веру на личном опыте, все большая область реальности становятся безопасным местом. Он становится старше и обнаруживает, что может безопасно перейти многие улицы. Он выживает после смерти любви и обнаруживает, что больше не боится брать ответственность или любить другого, ведь он приобрел навык оценивать свой и его характер. Он говорит правду там, где полагает атмосферу враждебной, и его не увольняют и не убивают. Так он открывает, быть честным безопасно, особенно потому, что он уже способен распознать места, где будет понят. Постепенно Невинный выучивается понимать парадокс и осознавать реальность метафорически, а не буквально. Часто то, как думает и понимает Невинный, особенно поначалу, очень буквально. К примеру, многие мифы говорят, что боги простят прегрешения, если в жертву будет отдан Невинный. И в некоторых древних культурах, как следствие, дабы умилостивить богов, в жертву приносились самые красивые молодые люди или животные.

На более глубоком уровне понимания становится ясно, что это требование жертвы Невинного психологическое. Когда человек потерял чувство единения с Богом, со своей собственной Душой, ему нужно пожертвовать своей невинностью, уйти от иллюзий и отрицания и отправиться в путешествие, чтобы найти новый уровень истины, которая восстановит утерянную целостность.

Путешествие требует величайшего парадокса. На одном уровне, герой никогда не должен отпускать свои мечты и идеалы, и в этом смысле он всегда остается Невинным. Но в то же время, герою нужно волевым усилием жертвовать иллюзиями, радостно и каждодневно, чтобы мочь расти и учиться. И да, поначалу он не будет способен различить, где правда, а где обман. Эта способность придет – среди других даров – благодаря путешествию. Герой отдает в необходимую жертву свою невинность только для того, чтобы в один день получить ее, мудрую и глубинную, обратно.


Переходы
В Невинного (из Шута) – зов Невинного – безопасная среда, желание быть защищенным, иметь опыт безусловной любви и принятия.
В Сироту (из Невинного) – зов Сироты – брошенность, предательство, в т.ч. предательство себя самого, крушение иллюзий, дискриминация.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/941588.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/984085.html


© 2015-2024 hloflo