|
|
|
Кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист в области гендера |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
В январе разбираем архетип Искателя. |
Еще об архетипе:
|
|
Часть 1 (разъяснялка)
Часть 2
Часть 3 (резюме)
Часть 4 (эксперимент)
Часть 1 (разъяснялка)
Гендер можно рассматривать в двух плоскостях – социальной и персональной.
Социальная плоскость гендера
Итак, гендер – это то, что мы имеем ввиду, говоря «мужчина» и «женщина», но не имея ввиду конкретных мужчин и женщин. Это - система смыслов, образов, ожиданий, предписаний, установок, рисков, вознаграждений, ограничений, иерархий, неравенств, долженствований и табу, которая культурно сконструирована и имеет отправной точкой биологический пол индивида. Если бы вам нужно было исполнить роль женщины перед зрителями с другой планеты, где нет полового диморфизма, вы бы черпали представления о том, как нужно двигаться, жестикулировать, говорить и выглядеть именно оттуда – из этой системы. Причем, вам, как бы вы ни старались, удалась бы не роль женщины вообще, а только образ, который прямо сейчас в вашей культуре считается женским.
Гендер не является чем-то врожденным, мы ему обучаемся так же, как учимся ходить и говорить. Симона Бовуар сказала: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» - естественно, к мужчинам это тоже относится)))
У гендера нет биологических основ, он не врожден – дети вне зависимости от их биологического пола рождаются каждый со своими особенностями, а среда уже шлифует и придает ту или иную смысловую или оценочную окраску каждой из них.
Как это происходит?
В 1976 году в классическом эксперименте американских исследователей Дж. Кондри и С. Кондри студентам колледжа показывался небольшой фильм о 9-тимесячном ребенке, причем одной половине участников малыш был представлен как девочка, а другая половина считала, что смотрит ролик о мальчике. Описывая эмоциональную реакцию ребенка на игрушку, неожиданно выскакивающую из коробки, участники, которые «видели» девочку, утверждали, что она испугалась, а те, кто «наблюдал» мальчика считали, что он разозлился. Так, с первых дней ближайшее окружение малыша обращается с ним особым образом и обучает его реагировать на мир в соответствие со своей гендерной этикеткой. Добавим к этому «мальчиковые» или «девочковые» игрушки, книжки, элементы интерьера, цветовое решение (розовый или голубой) и становится ясно, насколько наша среда пропитана гендерными правилами и ограничениями.
К мысли о том, где гендер не имеет природной основы и представляет из себя продукт культуры, ученые (социологи, психологи, антропологи, этнографы, культурологи, историки и политологи) начали приходить совсем недавно, в 20-м веке. Впервые эти догадки прозвучали на поле истории (роль женщин в разные исторические периоды человечества) и этнографии (что такое – быть женщиной в разных народах и этносах). Очень ярко этот тезис был продемонстрирован учеными (в частности, Маргарет Мид), описавшими, как удивительно непохожи, своеобразны и уникальны представления о женском и мужском в разных культурах. То, что в одном культурном контексте считается мужским атрибутом, на который женщине нельзя покушаться, в другом может быть женским, и наоборот. Если бы все девочки на свете с рождения обладали «женскими» задатками, а мальчики – «мужскими», такого бы не произошло.
К смысловому наполнению гендера точно так же, как к другому культурному явлению, применим вопрос «Кому это выгодно?». В наблюдении за окружающим нас миром мы можем сделать простое умозаключение – в обществе, где власть принадлежит преимущественно мужчинам, женщины находятся ниже их в социальной иерархии. Есть выраженный «стеклянный потолок», выше которого женщина не поднимается. Предписания и ограничения, наполняющие этикетку «женщина» будут восприниматься как менее ценные, чем те, которые содержит этикетка «мужчина». Там, где гендерное распределение власти начинает сдвигаться в сторону баланса, можно наблюдать совсем другое наполнение понятий «мужчина» и «женщина». Ну а там, где гендер потихоньку «отлепляется» от системы власти и иерархии, мы можем видеть как единичная модель «настоящих» «женщины» и «мужчины» меняется на «женщин» и «мужчин» - то есть, становится нормально и естественно разнообразие самовыражения вместо стремления к какому-то конкретному образу.
Персональная плоскость гендера
Если говорить о конкретном человеке, то гендер – это тот пол, с которым человек сам себя идентифицирует. Обычно примерно в три года ребенок обнаруживает, что в мире есть мальчики и девочки, женщины и мужчины, и относит себя к тому или иному лагерю. Бывает, что этого не происходит и ребенку нужно какое-то время, чтобы определиться. Он может просить называть его именем, относящимся к противоположному полу, и играть в то, что он не мальчик, а девочка (или наоборот). Бывает и так, что то, как человек сам себя идентифицирует, не совпадает с его паспортным полом, и тогда речь идет о гендерной неконформности. Гендерно неконформный человек или гендерквир – это зонтичный термин, «накрывающий» многообразие этой неконформности. Внутри него – россыпь других терминов.
Транссексуал – человек, который постоянно чувствует себя «в чужом теле». Его самоощущение устойчиво и для того, чтобы он чувствовал себя в обществе хоть сколько-то комфортно, ему там должно найтись место именно в том виде, в котором он хочет себя видеть – чтобы к нему обращались в нужном роде и чтобы его документы соответствовали тому полу, с которым он себя идентифицирует. Существующий на данный момент в большинстве стран процесс адаптации транссексуального человека включает в себя необратимые хирургические операции, которые приближают его тело к желаемому виду. Но, многим транссексуальным людям было бы достаточно смены документов и чтобы к ним обращались, используя то имя и тот род, которые они сами обозначат.
Агендер – человек, который не идентифицирует себя ни с женщинами, ни с мужчинами.
Бигендер – человек, который в разные периоды своей жизни идентифицирует себя то как мужчину, то как женщину или и то, и другое одновременно.
Трансвестит – мужчина, который испытывает потребность переодеваться в женскую одежду и проживать какие-то эпизоды своей жизни в женской роли.
Гендер НЕ связан не только с биологическим полом, но и с сексуальной ориентацией. Например, женщина, которая открывает в себе маскулинные проявления и «отыгрывает» их в конкретных ситуациях (например, опираясь на них во время деловых переговоров), не ставит этим под сомнение свою ориентацию, какой бы она ни была. Зато, она может в зависимости от своих намерений, задач или настроения, добавлять в свой образ (и костюм) детали и акценты, маркирующие тот или иной гендер – и вообще, играть им, как специями в кулинарии.
В каждом из архетипажей мы сможем найти гендерные нотки, исследуя свои впечатления и ощущения от разных образов. Начнем с Искателя – архетипажа января.
Продолжение следует...
Часть 2
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы работаем с гендерным наполнением образа архетипажа января – Искателя. Что такое гендер можно посмотреть в разъяснялке.
По умолчанию принято, что наша система – двоичная, то есть, в ней всего два значения – «мужчина» и «женщина». Однако, если
представить их в виде полюсов некоторой оси, не получится ли у нас какое-то количество градаций между полюсами?
Мне удобно мерить мужественность/женственность в бандеросах и беллучи. Например, так:
Задание 1.
Позиционируем Искателя в плоскости гендера
Попробуем разместить на представленной выше шкале образы, предложенные ХлоФло в коллаже Искателя.
Верхние три картинки идут под номерами 1, 2 и 3, нижние – 4, 5, 6.
К какому полюсу шкалы оказываются смещены эти образы?
Какой вывод о гендерной «окраске» архетипажа Искатель мы можем сделать?
Задание 2.
Выделяем ключевые гендерные маркеры образа Искатель.
Выделим основные «фишки» и «свойства» образа Искателя и попробуем отнести их к «мужскому» и «женскому».
Что делает Искателя – Искателем? Без чего его невозможно представить? Свободно отпустите фантазию и исследуйте, в чем особенность искательского стиля?
Задание 3.
«Двигаем» образ Искателя влево-вправо по шкале – что можно добавлять или убирать, чтобы образ становился более женственным или, наоборот, более мужественным?
Своими мыслями и выводами делитесь в комментариях к этому посту.
Эксперт проекта по архетипам Инга Адмиральская обобщила ваши выводы и мысли, которые были высказаны в ходе практики по определению гендерной окраски архетипа Искатель.
Часть 3. Резюме лабораторной "Архетип Искатель и гендер"
Собрав воедино мнения участников, формирую выводы о гендерной окраске Искателя и тех маркерах, которые помогают безошибочно вычислить этот типаж.
Спасибо всем поучаствовавшим, добавившим свой голос в наше полифоническое звучание!
Мы воспринимаем Искателя/Землепроходца как образ, ощутимо сдвинутый к мужской части гендерной шкалы.
В умеренном выражении он выглядит как гендерно нейтральный, андрогинный. Как только появляются функциональные аксессуары, его неумолимо
тянет к полюсу «Бандерос». За счет этого манифеста мужественности (которая проявляется в активности) он прекрасно контрастирует
с женским телом, становясь для него провокативной «рамкой».
Искатель – это не только одежда, но еще и осанка и походка. Это – телесно проявляющийся архетипаж, который легче уловить в движении.
В движении он исследует новые земли или внутренние миры. Важно, что именно это занятие – быть на границе между привычным и чужим,
знакомым и страшным, исследовать заповедные территории - приписывается нашим коллективным бессознательным мужчине (ему принадлежит
активность и право вторгаться, продвигаться, двигаться). Искатель - это архетип, маскирующий человека, но выставляющий на первый
план его занятие, функцию, цель, содержание деятельности. Он находится вне соблазнения или доминирования, беспол и ориентирован на свою цель. Архетипаж-одиночка, м?
Ключевые слова типажа: (много)функциональность, путь, комфорт в движении, защита, свобода, независимость.
Главный маркер Искателя - способность сосредоточиться (на поиске).
Основные характеристики образа:
- Силуэт - одежда свободная, удобная для долгой ходьбы, езды на мотоцикле, лошади; многослойность, позволяющая приспосабливаться к любой погоде; в качестве обуви – сапоги или грубые ботинки. Многие назвали шляпу, ремень и транспортное средство неотъемлемыми атрибутами Искателя.
- Цвета - природные, хаки, горчичный, армейский зеленый, серый туманный, нечто маскировочное, охотничье, сливающееся с окружающей природой, потертый вид.
- Функциональность - большое количество карманов, немаркие цвета, прочные и добротные ткани, удобство, ремни и шнурки, износостойкость.
Сдвиги к мужскому полюсу могут осуществляться через грубые ткани и фактуры, жесткие линии, простые силуэты, толстые ремни, военизированность вплоть до оружия, небрежность, головной убор, повышение функциональности через сведение к минимуму деталей, короткие волосы, бороду:)
Сдвиги к женскому полюсу могут осуществляться через контраст между грубоватой защитной одеждой и "беззащитной" наготой, более изящные фасоны, приталенность и перетянутость, летящие дорогие ткани, кокетливое открытие некоторые участков тела, обращения к востоку (длинные юбки, яркие цвета, этнические элементы), узоры и рапортные принты, ассиметричный крой, украшения из природных материалов, длинные волосы, полупрозрачность тканей.
В этом типаже не бывает макияжа, укладки, маникюра, свежей стрижки. Никакой декоративности. Только функциональность, только хардкор.
Эксперт по теме "Гендер и архетип" психотерапевт Инга Адмиральская провела отдельный эксперимент с тремя добровольцами и предлагает вам поучаствовать в этом исследовании.
Часть 4 (эксперимент)
Мы с вами уже обсудили ТУТ и ТУТ, что образ можно «двигать» туда-сюда по гендерной шкале, насыщая его мужскими или женскими атрибутами.
Было бы очень интересно исследовать, что меняется в восприятии зрителя, когда он наблюдает одного и того же человека в образах с разной гендерной окраской. Речь идет не о вкусовой оценке типа «идет-не идет» и «нравится-не нравится», и не о моральной оценке типа «можно или нельзя» и «прилично или неприлично». В фокусе нашего внимания – черты, которые выходят на первый план благодаря гендерной игре с образом.
У нас есть три добровольца. Каждый из них предоставил по два образа, сдвинутых в разные стороны от некой точки по гендерной шкале (необязательно совпадающей с «нулем», в котором мы зафиксировали андрогинность, бесполость). В предоставленных примерах есть варианты радикального сдвига и сдвига мягкого, проявляющегося в нюансах и деталях. Если вы кого-то узнали, прошу не тыкать в него пальцем и не кричать «зачем Володька сбрил усы»).
Попробуем удержаться в рамках исследовательской задачи. Подберемся к гендерным модификациям образа через символическую сторону, то есть – поиграем.
Первый доброволец: «Иван» и «Марья»*
*Здесь есть имена персонажей, поскольку задана четкая гендерная полярность. У остальных добровольцев нет псевдонимов и образы кодированы по цвету одежды.
Второй доброволец: «В синем» и «В сером»
Третий доброволец: «В сером» и «В зеленом»
Вопросы применимы ко всем образам или к какой-то конкретной паре, про которую вам хотелось бы пофантазировать.
1. Как вы думаете, какая профессия подошла бы лучше человеку справа, а какая – человеку слева. В чем заключается их призвание?
Принимаются любые варианты. Если вы отчетливо видите перед собой охотника за северным сиянием – прекрасно!
Если у вас есть подозрение, что человек посвятил свою жизнь выпеканию хлеба – еще лучше!
2. Если выделить в качестве ведущих три качества личности, то какую «тройку» вы бы присвоили человеку справа, а какую – человеку слева? Почему именно их?
3. В какое приключение вы бы хотели окунуться в сопровождении человека справа, а где хотели бы видеть своим компаньоном человека слева?
4. Еще одна особенность, которую заметили именно вы и она отозвалась в вас важным узнаванием.
Если вы сами играете в гендерные игры со своим гардеробом и хотите поделиться впечатлениями/образами/идеями – велкам!
|