Кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист в области гендера
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Октябрь - Воин
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
 

Часть 1 Часть 2 (резюме)

Часть 1

Здравствуйте, дорогие участники! Приветствую вас на гендерной лаборатории!

Для тех, кто только присоединился: что такое гендер, вы можете почитать здесь.

Весь прошлый год мы исследовали разные архетипы - Искатель, Мудрец, Маг, Опекун, Правитель, Творец, Эстет, Славный малый, Простодушный. Вот, что у нас получилось:

По мере продвижения к концу проекта эта таблица окончательно заполнится деталями и особенностями каждого конкретного архетипа, и в результате у нас получится игровой карманный справочник-путеводитель.

Сегодня дошла очередь до Воина или Героя. Этот архетип многогранен как клинок. Его символом можно выбрать мизерикордию (кинжал милосердия) – тонкий трехгранный киннжал, которым в 16-м веке убивали павшего противника, чтобы он избежал унижения и мучений. Воин весь состоит из острых и однозначных моральных предписаний и ограничений. В качестве визуальной опоры взяты фотографии людей, в жизни которых героизм присутствует на постоянной основе – они сделали или постоянно занимаются чем-то, что может казаться очень трудным, практически невозможным, опасным. Для чего требуется настойчивость, выдержка, решимость, воля, умение действовать, не смотря на страх, стойкость, выносливость. Это – спасатели, каскадеры, атлеты, космонавты, борцы за права человека, легионеры Гринпис. Некоторые из них способны на действия, выходящие за пределы человеческих возможностей или в условиях ограниченных телесных возможностей; связанные с выживанием (телесным и эмоциональным) в экстремальных условиях и другими невозможностями. Среди них - заплывы в ледяной воде, полеты в космос, работа в пожарной команде с параллельным воспитанием 13-ти детей, поддержание человеческой атмосферы в казарме концлагеря, озвучивание непростых тем и отстаивание прав там, где никто не хочет об этом слышать…

Портреты выстроены в ряд от более выраженных гендерных признаков к нейтральной андрогинной середине и от нее – к противоположному краю. Другими словами, они составляют генлерную шкалу, которая позволяет задать полюса – точки, в которых признаки фемининности или маскулинности проявлены наиболее ярко. При движении к середине эти признаки сглаживаются: женское переходит в мужское через нейтральную область – андрогинность. Полюса этой шкалы обычно удается определить более-менее точно, а портреты, которые находятся ближе к центру, можно менять местами без особой потери смысла.

Потрет №1 представляет собой фемининный полюс, портрет № 12 – маскулинный. Портреты под номерами 5, 6, 7 и 8 – это образы со слабо выраженными гендерными признаками. В них проступают черты обоих гендеров или оба гендера выражены недостаточно ярко. Другими словами, можно представить себе персонажа из середины шкалы в драг-образе (сбрить или приклеить ему бороду, например). Персонажей с краев шкалы переодеть в платье противоположного пола значительно труднее.

Гендерная шкала

Мы будем работать на пересечении образа Героя/Героини, представленного в коллаже ниже, и гендерной шкалы, облачая героев гендерной шкалы в одеяния из коллажа. Этот мысленный эксперимент поможет нам разогреться перед работой над основными вопросами гендерной лаборатории. Задания – сквозные для всех архетипов и, в итоге, позволяют сравнить между собой все образы с точки зрения гендера, сексуальности, ключевого признака, миссии, а также определить задачу, которая решается образом. Итак, приступаем…

Коллаж “Герой/Героиня”

Задание 1. Позиционируем Героя в плоскости гендера, возраста, сексуальной ориентации

Попробуем представить, кто из представленных на шкале персонажей мог бы органично смотреться в одежде Воина/Героя? Кому особенно пойдут эти строгие линии? Кто, наоборот, смотрелся бы в таком одеянии странно? Какой вывод о гендерной окраске этого архетипа мы можем сделать на основе этого воображаемого эксперимента? На ком этот собранный и напряженный образ “сидит” лучше – на молодых героях, персонажах среднего возраста или личностях вневозрастных? Что вы думаете о сексуальности Воина? Насколько она проявлена и куда/к кому могла бы быть направлена?

Задание 2. Выделяем ключевые гендерные маркеры архетипа

Есть ли у Воина ключевой аксессуар, деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, материал? Без чего его невозможно представить? Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа. Как может быть одет Воин, чье предназначение – совершать подвиги, защищать, нападать и оборонять? То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?

Задание 3. «Двигаем» образ Воина влево-вправо по гендерной шкале

Что можно добавить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?

Каковы три ключевых детали образа мужчины-Воина?

Каковы три ключевых детали образа Героини?

Наша Лаборатория работает так: вы отвечаете на вопросы и делитесь своими впечатлениями от архетипа, а я собираю все это богатство и делаю резюме, которое будет опубликовано до конца месяца. Результат всегда удивляет своей шириной и глубиной!

Желаю вам интересного исследования




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/884846.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/994780.html


© 2015-2018 hloflo