|
|
|
Кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист в области гендера |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Июль - Любовник |
Еще об архетипе:
|
|
Часть 1
Часть 2 (резюме)
Часть 1
«Красивая бумага является самой роскошной вещью для меня. Я без ума от нее почти на физическом уровне.
Я не могу жить без бумаги. Существует нечто чувственное в прикосновении к идеальный бумаге».
Карл Лагерфельд
Рада приветствовать вас на гендерной лаборатории августа! Мы здорово поработали и оставили позади уже
шесть архетипов – вот, что у нас получилось.
По мере продвижения к концу проекта эта таблица будет наполняться деталями и особенностями каждого конкретного
архетипа, и в результате у нас получится игровой карманный справочник-путеводитель по архетипам.
Сегодня под прицелом у нас Любовник/Эстет! Кто это?
«В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и
образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей
в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой», писал психолог Алексей Николаевич Леонтьев.
Задача чувственной ткани сознания – в придании реальности сознательной картине мира,
открывающейся субъекту, в восприятии ее как существующей отдельно от него. И, если Маги этот мир преобразовывают,
Мудрецы изучают, Искатели исследуют, то Любовники этим миром наслаждаются. Их основной инструмент – рецептор,
нервное окончание. С помощью него они могут переживать удовольствие, а затем модифицировать это удовольствие
тысячью разных способов (в том числе, в пространстве своего воображения). Речь идет не только о сексуальном
наслаждении, но и об интересных вкусах, звуках, текстурах, запахах, словах… Признаки Эстета мы непременно найдем
в поэтах, музыкантах, танцорах, кутюрье, парфюмерах. Цель сегодняшней лаборатории – описать Любовника/Эстета с точки
зрения гендера и сексуальности, “поймать” его усредненный портрет.
Для этого, как и в предыдущих лабораториях, мы попробуем “стыковать” портреты реальных людей,
в чьих историях эстетическое и чувственное играет значительную роль, с архетипическим костюмом Любовника.
В фото-линейку, с которой мы будем сегодня работать, вошли самые разные персоны – дегустаторы вина и виски,
повара, актеры (конечно же, актеры!), режиссеры, кутюрье, модели, парфюмеры и люди, так или иначе связанные с
индустрией развлечений для взрослых. Их объединяет умение испытывать наслаждение и вовлекать в него зрителя – то, что
они делают, они делают так, чтобы вам хотелось присоединиться к ним как можно скорее и испытать все то, что они
переживают/демонстрируют. Часто «присоединиться» означает купить. «Секс продает», знаете ли, даже если речь идет о подборе
эротически окрашенных слов для описания состава блюда в ресторане.
Портреты выстроены в ряд от выраженных маскулинных признаков к нейтральной андрогинной середине и от нее – к противоположному
гендерному полюсу. Вместе они представляют собой своеобразную гендерную шкалу, задающую многообразие проявлений мужского и женского.
Собственно, наряды, в которые мы попробуем “одеть” наших персонажей
Жду ваших ответов на задания в комментариях к посту, я выделю общее и оформлю его в резюме – продукт нашей лаборатории.
Задание 1. Позиционируем Любовника в плоскости гендера, возраста, сексуальной ориентации
Попробуем представить, кто из представленных на шкале персонажей мог бы органично смотреться в костюме Любовника?
Кто, наоборот, смотрелся бы в них странно?
Какой вывод о гендерной окраске этого архетипа мы можем сделать на основе этого воображаемого эксперимента?
На ком образ Эстета сидит лучше – на молодых героях, персонажах среднего возраста или личностях вневозрастных?
Что вы думаете о сексуальности Эстета?
Насколько она проявлена и к кому могла бы быть направлена?
Задание 2. Выделяем ключевые гендерные маркеры Любовника
Что за свита играет образ этого архетипа?
Без чего его невозможно представить?
Есть ли у него ключевой аксессуар, деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, материал?
Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа. Как может быть одет Эстет, чье предназначение – испытывать чувственное наслаждение от мира, соблазнять?
То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?
Задание 3. «Двигаем» образ Любовника влево-вправо по гендерной шкале
Что можно добавить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?
Каковы три ключевых детали образа Любовника?
Каковы три ключевых детали образа Любовницы?
Желаю вам интересного исследования! Для вдохновения и разогрева - картинка)
Бардо и Делон
Часть 2 Резюме работы гендерной лаборатории
Собрав воедино мнения героических участников, поделившихся сквозь негу и расслабленность последних дней лета своими
идеями и соображениями, формирую выводы о гендерной окраске Любовника/Эстета и тех маркерах, которые помогают
вычислить этот типаж. Спасибо всем откликнувшимся, вместе у нас получилась изысканная, наполненная деталями картина!
Персоны, распознанные участниками лаборатории как Эстеты – это молодые Карл Лагерфельд, Ален Делон,
Софи Лорен и Орнелла Мути. Женщины представляют собой полюс феминной гендерной шкалы, а мужчины, в принципе,
распределены по маскулинной половине. Возможно, это отражает общественное представление о красоте (женщина – должна
быть красивой, мужчина – опционально, причем даже лучше, если он некрасив, поскольку красивые – опасны, избалованы
женским вниманием и ненадежны). Возможно, это отражает интересы и вкусы представленной в лаборатории выборки участников
и, будь нас больше, результаты были бы разнообразнее. Но, я склоняюсь к первой гипотезе, так как общество действительно
предъявляет к женщинам более строгие требования в отношении внешности и привлекательности, а сексуальность и соблазнительность находятся
в топе списка ожиданий. Мужская (гетеросексуальная) сексуальность менее детализирована и фетишизирована в одежде.
Вот, как описывают Любовника участники гендерной лаборатории:
- Любовника невозможно представить прячущим тело. Обязательна обнаженная кожа - даже не всегда для соблазнения, чтоб чувствовать ею мир;
- Эстет уже не ребенок, даже не подросток, но и далек, очень далек от пожилого возраста;
- Возраст – скорее от молодого к среднему. Половозрелые и фертильные мужчины и женщины, в общем;
- Это всегда утонченность, в нем нет места стервозности;
- Что же касается сексуальности, я думаю, что она направлена как в мир, так и внутрь себя. Потому что получать удовольствие от мира без себя – нереально;
- Детали и украшения могут быть очень разными, но никогда не перекрывающими самого эстета - он главный.
Ключевые слова типажа: чувственность, наслаждение, соблазнение, любование.
Образ Эстета – это однозначная заявка, ее не спутаешь ни с чем. Одежда выступает как оправа для драгоценного
камня. Она – про сексуальность, на которую может указывать как конкретная деталь, так и походка, осанка, характерный
двигательный почерк. Эстет двигается так, как будто все шарниры его тела отлично смазаны - в его движениях есть легкость,
ленность и плавность, но он находится в тонусе. Его голос вибрирует – как говорит оперная певица, психотерапевт и педагог
по вокалу Татьяна Куинджи, кроме интонации, на которую мы можем влиять и контролировать, в нашем голосе есть еще
просодии – оттенки, указывающие на телесное состояние. Просодии Эстета – это мурлыканье и стон наслаждения. Ему хорошо, он говорит: «Ммм…»
Еще одна отличительная особенность Любовника – ухоженное тело, которому уделяется много внимания.
Волосы, ногти, кожа, общий тонус – все это поддерживается в идеальном состоянии просто потому, что Эстету
нравится ухаживать за собой, холить себя.
Кроме этого, Любовник – это образ-хамелеон, поскольку каждый наполняет его своим содержанием в соответствии со
вкусами, сексуальной ориентацией и личными триггерами. В силу этого обстоятельства он может легко «мигрировать» из
одной части гендерной шкалы в другую и, в том числе, «залезать» на андрогинную середину: кому-то нравятся LP и
Тильда Суинтон, а кому-то - Том Хиддлстон и Эдвард Нортон (а О’ Коннери – всем, сказала бы моя мама).
Основные характеристики образа противоречивы:
- Дорогие натуральные ткани, приятные для тела, доставляющие тактильное наслаждение;
- Прозрачные ткани - шифон, кружево, органза, ткани с металлическим блеском;
- Звериные принты, мех, лакированная кожа, корсеты, шпильки, высокие прически;
- Приталенный силуэт, акцентированная фигура;
- Мягкая расслабляющая небрежность или, наоборот, опасная и привлекающая отточенность и завершенность;
- Если тело закрыто, оно обтянуто. Если одежда свободна, то она демонстрирует тело в вырезах;
- Демонстрация запястий, ключиц, лодыжки – расстегнутая верхняя пуговица, подвернутые рукава и брюки;
- Вуаль или маска сопровождаются открытым декольте или вовсе обнаженным телом. Пожалуй, Эстет – единственный
архетип, который может быть абсолютно обнажен и при этом не терять своего образа.
Исследуемый нами архетипаж отчетливо распадается на два класса – «сексуальный наружу» и «сексуальный внутрь».
Первый класс – это открытая демонстрация тела, вызов и соблазнение, искушение для зрителя.
Ключевые слова – обладание, влечение и страсть. Подростковые саги про вампиров («Белла – ты мой наркотик!»), элитный эскорт, группа Виагра, истории при привороты и любовные эликсиры – все отсюда. Сексуальность здесь имеет центробежную природу, в эпицентре – Любовник, а уж кого там накроет взрывной волной, неизвестно...
Второй класс – это чувственность, гурманство, эстетический вкус, различение тонких оттенков ароматов, шелковое белье и кашемировые свитера, танго, проступающие через тонкую кожу мокасин пальцы ног, расстёгнутая на груди рубашка, опера – история о человеке, наслаждающимся шоколадом с морской солью. Сексуальность здесь имеет центростремительную природу: Эстет втягивает в себя мир и кайфует от этого.
Ключевые слова – чувственность, наслаждение, различение деталей и оттенков.
Образ двигается по шкале с помощью деталей и изменения силуэта:
чем больше округлостей и складок, декоративности (макияж и длинные волосы), тем женственнее;
мужественность достигается через упор на четкие линии (Джеймс Бонд и его галстук-бабочка), простоту и лаконичность.
Вот, что у нас получилось:
В качестве бонуса поделюсь образами, оставшимися в черновиках:
|