|
|
|
Кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист в области гендера |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
Август - Славный малый |
Еще об архетипе:
|
|
Часть 1
Часть 2 (резюме)
Часть 1
Здравствуйте, дорогие участники! Приветствую вас на Гендерной лаборатории.
Мы начинаем завершать, так как впереди осталось четыре завершающих архетипа – Наивный, Изгой, Шут и Воин.
Для тех, кто только присоединился: что такое гендер,
вы можете почитать здесь.
С января по сентябрь мы исследовали Искателей, Мудрецов, Магов, Опекунов, Правителей, Творцов и Эстетов. Вот, что у нас получилось:
По мере продвижения к концу проекта эта таблица будет наполняться деталями и особенностями каждого конкретного
архетипа, и в результате у нас получится игровой карманный справочник-путеводитель.
Сегодня в центре нашего внимания находится архетип, называющийся «Славный малый» или «Свой парень».
Это – человек, рядом с которым уютно, спокойно, приятно, весело.
Гендерная шкала
В качестве визуальной опоры ниже даны фотографии основателей, активных участников и инструкторов самых
разных сообществ и клубов: общества любительской космонавтики, сообщества гурманов и кулинаров,
общества любителей облаков, клубов любителей жизни, кактусов, мультипликации, средневекового костюма…
Они все – мастера своего дела и одновременно – специалисты по созданию теплой и мягкой атмосферы для других.
Славный Малый – первый архетип, к которому чертовски трудно было найти фотографии в хорошем качестве (как
будто этим ребятам совсем не до того, чтобы позировать перед объективом).
Портреты выстроены в ряд от более выраженных гендерных признаков к нейтральной андрогинной середине и от
нее – к противоположному краю. Другими словами, они составляют генлерную шкалу, которая позволяет задать
полюса – точки, в которых признаки фемининности или маскулинности проявлены наиболее ярко. При движении к
середине эти признаки сглаживаются: мужское переходит в женское через нейтральную область – андрогинность. Полюса этой
шкалы обычно удается определить более-менее точно, а портреты, которые находятся ближе к центру, можно менять местами без особой потери смысла.
Фотографии, представленные ниже, – моменты из жизни компанейских людей. Потрет №1 представляет собой
фемининный полюс, портрет № 12 – маскулинный. Портреты под номерами 5, 6, 7 и 8 – это образы со слабо выраженными
гендерными признаками. В них проступают черты обоих гендеров или оба гендера выражены недостаточно ярко. Другими словами,
можно представить себе персонажа из середины шкалы в драг-образе (сбрить или приклеить ему бороду, например). Персонажей с
краев шкалы переодеть в платье противоположного пола значительно труднее.
Гендерная шкала
Мы будем работать на пересечении образа Славного Малого, представленного в коллаже ниже, и гендерной
шкалы, вписывая лица в представленные образы. Этот мысленный эксперимент поможет нам разогреться перед работой
над основными вопросами гендерной лаборатории. Задания – сквозные для всех архетипов и, в итоге, позволяют сравнить
между собой все образы с точки зрения гендера, сексуальности, ключевого признака, миссии, а также определить задачу, которая решается образом.
Итак, приступаем…
Коллаж “Славный Малый”
Задание 1. Позиционируем Славного Малого в плоскости гендера, возраста, сексуальной ориентации
Попробуем представить, кто из представленных на шкале персонажей мог бы органично смотреться в одежде Славного Малого?
Кто, наоборот, смотрелся бы в них странно?
Какой вывод о гендерной окраске этого архетипа мы можем сделать на основе этого воображаемого эксперимента?
На ком этот спокойный и уютный образ “сидит” лучше – на молодых героях, персонажах среднего возраста или личностях вневозрастных?
Что вы думаете о сексуальности Славного Малого?
Насколько она проявлена и куда/к кому могла бы быть направлена?
Задание 2. Выделяем ключевые гендерные маркеры архетипа
Есть ли у Славного Малого ключевой аксессуар, деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, материал?
Без чего его невозможно представить?
Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа. Как может быть одет Славный Малый,
чье предназначение – создавать вокруг себя пространство для приятного общения?
То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?
Задание 3. «Двигаем» образ Славного Малого влево-вправо по гендерной шкале
Что можно добавить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?
Каковы три ключевых детали образа мужчины-Своего Парня?
Каковы три ключевых детали образа “Славной” женщины?
Наша Лаборатория работает так: вы отвечаете на вопросы и делитесь своими впечатлениями от архетипа, а я
собираю все это богатство и делаю резюме, которое будет опубликовано до конца месяца.
Результат всегда удивляет своей шириной и глубиной!
Желаю вам интересного исследования
Часть 2 Резюме работы гендерной лаборатории
Собрав воедино мнения участников, формулируем крайне симпатичный и уютный портрет
Славного малого – архетипа, рядом с которым всем хорошо. Спасибо всем откликнувшимся, вместе у нас получилась живая и теплая картина!
Одним из самых интересный моментов в обсуждении мне показалась тема гендерной самопрезентации
Славного малого. Главная задача архетипа – сделать так, чтобы с ним было комфортно.
С одной стороны, секс – это некомфортно, поэтому ничего сексуального в образе быть не должно.
В итоге – отсекаются края шкалы и все, что могло бы намекнуть на сексуальную активность и
привлекательность архетипа. С другой стороны, андрогинность – это тоже очень некомфортно. Когда
человек не может с первого взгляда определить пол другого, у него может возникнуть переживание,
получившее название «гендерной тревоги»: он испытывает потребность найти в образе другого какие-то
признаки, в опоре на которые сможет понять, кто перед ним. В обществах с жесткими социальными
нормами и предписаниями относительно поведения мужчин и женщин вопрос распознавания гендера другого человека
становится ключевым, потому что в зависимости от результата опознания субъект должен демонстрировать правильный вариант поведения.
Славный малый никого не заставляет тревожиться – он прямо и недвусмысленно распознается, но
при этом абсолютно выпадает из гонки за лидерство в вопросе сексуальной привлекательности. Он таков,
что никому не придет в голову мериться с ним женственностью/мужественностью. Другими словами, внешне
Славный малый гендерно маркирован, но при этом умудряется находиться вне эмоционально заряженной темы сексуальной
привлекательности и брачных игр за счет своей «детской» презентации.
Вот как описывают Славного малого участники гендерной лаборатории:
- Удобство – ключевое слово! Джинсы, толстовка и футболка, кеды или кроссовки. Отличительная черта
одежды - отсутствие элитарности. Это всегда что-то простое и очень доступное по цене.
- Одежда Славного малого не запоминающаяся, "как у всех", минимум индивидуальности.
- Я считаю Славного малого существом бесполым, даже детски-бесполым.
- Ключевая деталь в одежде - что-то "будто с чужого плеча" - что-то великоватое. Потерто-поношенное.
- Его основная фишка - вызывать симпатию и не вызывать агрессию.
- Он может выбирать одежду, которая демонстрирует его причастность к определенному кругу общения, но
в коллектив он вступает ради общности интересов, а не бунта, так что суровые субкультуры тут мимо кассы.
Ключевые слова типажа: принадлежность, сообщество, принятие.
Образ Славного малого обладает одной интересной характеристикой – любой человек может позаимствовать у него
свитер и почувствовать себя, как дома. Славный малый с удовольствием делится одеждой. Он сам носит одежду как
будто «с чужого плеча», как точно подметил один из участников лаборатории, но и его одежда легко находит
себе место на чужой полке. Не боюсь ошибиться, если предположу, что у каждого из нас в шкафу лежит толстовка
или футболка с чужого плеча, которую мы надеваем, когда болеем/устали/хотим уюта. С нами ею поделился человек, в
тот момент реализующий своего Славного малого (и мы ее не вернули). Переносное ощущение дома, упакованное в
образе этого архетипа согревает, помогает расслабиться, поддерживает. Его «малый походный набор» - это
термос (или фляжка с коньячком), зажигалка для курящих, шарф, пакетик мятных конфет. Он умеет молчать так,
чтобы мы говорили, и говорить так, чтобы мы могли расслабиться и помолчать.
Основные характеристики образа:
- Уклон в спортивную тематику, акцент на удобстве в движении – толстовки, джинсы, кеды;
- Уютная одежда, скрывающая тело;
- Полуприлегающий или свободный силуэт;
- Логотипы спортивных клубов и разных сообществ, сообщающие о принадлежности к определенной группе;
- Одежда унисекс, которую можно купить в любом магазине масс-маркета;
- Простые натуральные ткани – хлопок, лен, шерсть, трикотаж ручной вязки;
- «Выцветшие» цвета – деним, бежевый, коричневый, эффекты потертости;
- Отсутствие декоративных деталей, блеска, прозрачных вставок;
- Закрытое тело, многослойность – верхний слой может быть расстегнутым или не имеет застежек;
- Бесформенная стрижка, минимум украшений и макияжа;
- Запрет на элитарность, бренд, исключительность. Основная трансляция – «Я – свой, со мной можно расслабиться».
Образ Славного малого хуже всего двигается по шкале с помощью деталей и изменения силуэта:
Чтобы сделать его женственнее, можно заменить джинсы на юбку.
Мужественность – это борода.
Вот, что у нас получилось:
Уютное и теплое стихотворение от cinem_a
Славный малый это когда папа был молодой!
У него были мягкие волосы, теплые руки,
Он мог качать меня на коленке, одной,
А мог просто - возить по двору на закорках,
Давал нажимать на кнопку фотоувеличителя,
В темноте, когда горит только красная лампа,
Держать другую ручку пилы,
Когда мы пилили зимой дрова во дворе!
Я очень люблю, любила,
Своего папу!
|