|
![](/pictures/experts/Inga_Admiralskaya.png) |
![](/pictures/experts/Inga_Admiralskaya12.png) |
Кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист в области гендера |
Еще статьи эксперта
|
|
![](/pictures/archetypes/04_Caregiver.png) |
![](/pictures/archetypes/04_Caregiver12.png) |
Апрель - архетип Опекун |
Еще об архетипе:
|
|
![](/pictures/experts/Inga_Admiralskaya20.png)
Часть 1
Часть 2 (резюме)
Часть 1
Добрый день, уважаемые участники!
Приглашаю вас на четвертую гендерную лабораторию. Треть пути позади и за это время мы успели добыть на предыдущих лабораториях вот какие сокровища:
Архетип | Гендер | Аксессуар/Признак | Ключевое умение | Требование к одежде |
Искатель | От мужского до андрогинного | Карман/Рюкзак | Фокусироваться на цели | Комфорт и носкость |
Мудрец | Бесполый - «вне пола» | Складки/Драпировки | Накапливать знание | Комфорт и умный «кокон» |
Маг | На полюсах, объединяя полюса | Амулет/Объемная деталь | Понимать суть, управлять пространствами | Одежда со смыслом |
В апреле в фокусе внимания находится Опекун. В моем представлении он находится на стыке образов Мэри Поппинс (Натальи Андрейченко),
профессора Макгонагалл (Мэгги Смит) и принцессы Кейт. Кроме этого, туда же попадает последний Джеймс Бонд (!), почти все роли
Майкла Кейна и Господь в исполнении Моргана Фримена. Это – мой стартовый комплект и мне кажется очень интересным посмотреть, каким будет ваш!
Перед вами портреты людей, чья основная роль – быть попечителями, опекунами. Некоторые начали эту деятельность уже в детстве, вслед за
родителями, другие – во взрослом возрасте в связи с женитьбой/замужеством. Их профессиональная карьера нередко включает в себя
учебу в нескольких серьезных университетах, владение иностранными языками, получение степени в сфере гуманитарных наук, карьеру в
вооруженных силах, стажировку в ООН, обучение игре на музыкальных инструментах. Они могут расти в роскоши или в аскетичных
условиях, но в любом случае их день за днем готовят к исполнению миссии Попечителя. Их день расписан по минутам, они
олицетворяют собой концентрацию этого архетипа – опекать, проявлять заботу, растить, определять ценности, вдохновлять своим примером, вести
за собой и снаряжать в самостоятельный путь. С этой должности практически невозможно уволиться, потому что персоны, представленные на
фото, – представители правящих династий из разных уголков мира. Интересно, в ком из них вы увидите истинного Попечителя, а кто
только кажется им. Я говорю «кажется», поскольку все эти персоны «работают» попечителями, но вовсе не обязательно являются ими.
Подавляющее большинство из них не имеет отношения к реальной власти, но имеет очень важное значение для своих наций в качестве гуманитарного символа.
В этот раз я не выстраиваю фотографии вдоль гендерной шкалы, поскольку, с одной стороны, не нахожу
достаточной вариативности в лицах (напоминаю себе, что большинство представленных здесь персон – родственники), а с
другой - понимаю, что члены королевских семей в силу особенностей своей социальной роли не могут демонстрировать
противоречивые или невнятные гендерные черты. Когда ты принцесса, будь любезна выглядеть в соответствии с протоколом.
Поэтому, предлагаю такую вариацию обычного задания:
1. Выделяем типичный «портрет» Опекуна и связываем его с гендером
Присмотритесь к лицам, изображенным на фотографиях, и попробуйте определить, кто из них в действительности мог бы
представлять собой архетип Опекуна целиком (это можно определить, «приставляя» портрет к одному из костюмов), а
не только в «рабочие часы». В чем выражается эта склонность? Какие черты выдают ее с головой? На
ком она лучше «сидит» - на мужчинах или на женщинах?
Для «посадки» предлагаю подборку возможных образов
2. Выделяем ключевые гендерные маркеры Опекуна в одежде
Что делает Опекуна – Опекуном? Без чего его невозможно представить? Есть ли у него ключевой аксессуар,
деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, принт, материал? Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа.
То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?
3. «Двигаем» образ Опекуна влево-вправо по воображаемой гендерной шкале
Что можно добить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?
Каковы три ключевых детали образа Опекуна-мужчины?
Каковы три ключевых детали образа Опекуна-женщины?
P.S. Предыдущие гендерные лаборатории проходили в виде публикации вопросов, ваши ответы, которые я потом
аккуратно обрабатывала, чтобы оставить как можно больше схваченных вами интуитивно особенностей архетипажа. Может быть,
вам хочется больше моего участия в процессе или, наоборот, меньше? Обсуждения, дискуссии, прояснений и вопросов?
Поделитесь, пожалуйста, каким вы видите удобный и интересный именно вам формат лаборатории. Спасибо и до встречи на этапе обобщения результатов!
Часть 2 Резюме работы гендерной лаборатории
Собрав воедино мнения участников, формирую выводы о гендерной окраске Опекуна и тех маркерах, которые
помогают вычислить этот типаж. Спасибо всем поучаствовавшим, добавившим свой голос в наше полифоническое звучание!
Мы можем воспринимать Опекуна как образ, растянутый от середины к краям гендерной шкалы, но никогда
не заходящий на «территорию» противоположного гендера. Ни середины, ни полюсов он не касается.
Опекун не «сидит» на Беллуччи и Бандерасе. Хотя Опекуны-мужчины и Опекуны-женщины неуловимо похожи
друг на друга, они не андрогинны: Наставников разного пола невозможно спутать, гендер выражен четко, но…
представители этого архетипа «одеты» в свою задачу, свое предназначение. Они похожи выражением лица –
сосредоточенным, строгим, с легким налетом озабоченности – и осанкой, выправкой. Как если бы футляр
был двух форм – на женское тело и на мужское, но все равно оставался футляром. В Опекунах трудно схватить
женскую или мужскую суть (которая так выпукло выражена в Магах), зато сразу же и безошибочно «считывается» их задача.
Про сексуальность Опекуна скажу отдельно. Он, будучи на своем месте и имея дела с незрелыми и формирующимися,
не может быть сексуальным, не может провоцировать и соблазнять. В этом просвечивает запрет на инцестуозные
отношения, поскольку Опекун – символический «отец» или «мать» для своих воспитанников.
Но, он представляет собой надежную и безопасную «площадку», на которой «разминают» свою сексуальность воспитанники.
На опекунах и опекуншах гроздьями висят подростки, ученики и подмастерья, о них фантазируют, в них влюбляются,
их внимания добиваются. На этом влечении и интересе «младшие» умудряются достигать успехов, выстраивать себя,
оформляться, будучи уверенными, что «старший» не предаст, не воспользуется их доверием, не унизит.
Наставники в своем отношении к сексуальности воспитанников обучают их самоуважению, бережному отношению к границам,
выстраиванию связей с другими. Они являются «мишенями» для незрелой сексуальности, экранами для переноса нереализованной
любви к матери и отцу, но сами по себе не «фонят» сексом.
Вот, как это и много другое схватывалось участниками лаборатории (привожу фрагменты комментариев):
- Прямая спина, несгибаемость, возможно, некоторая жесткость
- У Опекуна есть какой-то каркас
- Если сравнивать с Магом, где объединение полюсов было перетекающим из одного в другое, как волшебное
превращение, основанное на неустойчивости формы и подвижности, то в случае Опекуна полюса разделены гендером,
но связаны общей этикой и целью, стилем;
- Архетип "сидит" одинаково хорошо и на мужчинах, и на женщинах, ему все равно. Хотя, мне кажется, что вот
андрогинов-то в нем как раз и нет. Ярко выраженный тот или иной гендер;
- В Опекуне вообще нет сексуальности. Он – ярко выраженный мужчина или женщина, но мыслей о сексе не
вызывает, потому что встречается с людьми в обстоятельствах, исключающих секс: он няня, учитель, врач,
полицейский, спасатель, психолог на "Телефоне доверия", волонтер, просто ваша соседка, которая опекает
всех знакомых, забыв про себя;
- Эмоции фильтруются и наружу только то, что допустимо. Поэтому геометрия, четкость (клетка, полоска,
никаких розочек и т.д.) Пуговицы в строгом порядке. Четкие границы. Моё – твоё.
Ключевые слова типажа: пример для подражания, авторитет.
Основные характеристики образа
- Смысловая отсылка платья к военной форме, медицинскому халату, одежде гувернантки, сюртуку воспитателя викторианской частной школы. Английский стиль из романов П. Г. Вудхауса;
- Одежда вне моды и трендов, без лейблов;
- Цвета – серый, коричневый, «припыленные» природные цвета;
- Ткани - практичные, немаркие, держащие форму. Плотные ткани, однотонные или пестротканые. Скорее, натуральные – шерсть, твид, плотный хлопок;
- Верх и низ в комплекте;
- Клетка или полоска, скромный раппорт. Два-три цвета в ансамбле;
- Образ выстроен вдоль вертикали, вытянут вверх;
- Покрой – прилегающий. Рельефные швы, четкие линии, двубортная застежка. Одежда, напоминающая или являющаяся униформой;
- Многослойность, в которой все слои прилегают к друг другу и являются составными частями единого ансамбля;
- Классические аксессуары – галстук/камея или нитка бус, ремень, корсет/жилет, платок, шляпа;
- Тело максимально закрыто. У мужчин – удлиненный верх, у женщин – длинная юбка. Оба не носят короткий рукав.
Запрет на декольте. Воротник-стойка или воротник под горло – одна из ключевых деталей. Костюм восточного Опекуна отличается
большей просторностью, но длинные рукава, воротник-стойка и «комплектность» образа остаются устойчивыми деталями и там.
Сдвиги к мужскому полюсу могут осуществляться через отказ от аксессуаров и дополнительных цветов в образе, тяготение к «мундиру».
Сдвиги к женскому полюсу могут осуществляться через добавление мягких тканей, складок и драпировок, воротничка (как у Мэри Поппинс),
брошки, сумочки, кокетливой шляпки, платка, немного кружев. Через сдвиг одного из слоев одежды (нижнего, едва выглядывающего)
в “нежность” – например, розовая шелковая блузка под пиджаком.
Архетип | Гендер | Аксессуар/Признак | Ключевое умение | Требование к одежде |
Искатель | От мужского до андрогинного | Карман/Рюкзак | Фокусироваться на цели | Комфорт и носкость |
Мудрец | Бесполый - «вне пола» | Складки/Драпировки | Накапливать знание | Комфорт и умный «кокон» |
Маг | На полюсах, объединяя полюса | Амулет/Объемная деталь | Понимать суть, управлять пространствами | Одежда со смыслом |
Опекун | Четко определяемый, невариативный. Лежит между полюсами и серединой, не соприкасаясь с ними. |
Застежка/галстук | Давать пример для подражания, опекать, вести, поддерживать | Униформа и футляр |
И, как и в истории с Магом, у нас снова есть стихотворный образ от cinem_a
опекун - это бабушкины фартуки..
пока ты еще мал и поэтому достаешь ей до коленок
фартуки в основном из прошлого столетия
вынутые и взятые
часто они украшены квадратными карманами
и рисунки на них - клетки квадратные
они пахнут домом мукой
и строгостью
строгостью не характера а сохранения существующего порядка
это важно для молодого растения..
хотела сказать -- так же важно для молодой души
как и для молодого растения
миропорядок должен быть сохранен
это их основная идея
а если расстегнуть пуговицу
то увидишь в их душе бирюзовую дымку
млечный путь
и мечту по несбыточному
но это подождет!
|