Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников ''Профессор'', специалист проекта по профессиональному самоопределению ''Твой Эверест''
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Апрель - архетип Опекун
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

В описании архетипа «Заботящийся» мне бы хотелось немного изменить формат, затронуть тему истории профориентации. Тем более, что она пропитана духом заботы и помощью в трудоустройстве людей разных категорий, статусов.

Одним из ярких моментов истории развития профориентации является конец 19 века. Место развития событий – Америка. Человек, создавший историю - Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) – американец с английскими и ирландскими корнями, который внес в современную профориентационную работу значительный вклад. Я бы даже сказала – кладезь принципов, способов и методов.

Возможно, вы слышали где-то краем уха про бюро по выбору профессий. Это бюро детище Фрэнка Парсонса, которое он создал после нескончаемой череды работ –инженер-строитель, агроном, преподаватель истории и французского языка, юрист, писатель, декан колледжа и еще, еще, еще.

После очередной реорганизации колледжа, Фрэнк Парсонс стал изучать причины экономических реформ в различных странах и вышел на проблему кадровой политики. Промышленные революции, строительство железных дорог, интенсивное строительство предприятий, заводов - всем нужны были работники. Образование на тот момент могли себе позволить не многие, а кто мог - не хотели идти в разнорабочие. Предприятия могли взять только обученных специалистов, так как станки были дорогостоящие и любой простой производства выходил в копеечку. Погрузившись в проблемы кадровой политики на предприятиях, Парсонс создал сначала «Институт выживания» с возможностью получить образование любому молодому человеку, независимо от положения в обществе, а на волне активного интереса среди населения - «Бюро профориентации».

Услуги Бюро оказывало для населения бесплатно, а попечительский совет в лице профсоюзных лидеров, президентов колледжей, государственных лиц оказывали не только финансовую поддержку, но и определили цель деятельности: «Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».

В книге «Выбор профессии» Фрэнк Парсонс подробно описал те модели и принципы профориентации, которыми специалисты, консультанты по профессии пользуются по сей день:

  • Четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
  • Знание требований и условий для достижения успеха преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
  • Правильное, обоснованное соотношение этих двух факторов.

По мнению Фрэнка, именно этот подход позволяет совершить удачный выбор и состояться в профессии. Практики в области профориентации до сих пор подтверждают, что анализ своих способностей (внутреннего ресурса) и внешних факторов (заработная плата, условия труда, функционал, количество людей в компании) дает возможность выбирать для себя близкие к идеальным условия работы, освобождать себя от груза давления мыслей «кто я?», «что я здесь делаю?» и других философских фразеологизмов.

Самостоятельная работа для любознательных

В современной интерпретации это упражнение «Хочу», «Могу», «Надо», где в области «Хочу» выписываете свои желания, потребности, в области «Могу» - что вы умеете, что хорошо получается, в области «Надо» - анализируете востребованность на рынке труда той или иной специальности.

Сотрудники бюро придерживались принципов, которые актуальны и в данный момент времени:

  • Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору.
  • Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай.
  • Никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта.
  • Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
  • Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.

В 1910 году прошла первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации в Бостоне. Участники из 35 городов обсудили тезисы, которых Соединенные Штаты придерживаются до сих пор:

  • Престижной считается та работа, которая реально приносит пользу для общества.
  • Первоначальная задача начальной школы развивать в ребенке кругозор, а не определять будущую профессию.
  • Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
  • Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.

Фрэнк Парсонс не дожил до этого славного времени. Он умер в сентябре 1908 года. Тем не менее, его взгляды и принципы подбора профессии стали фундаментом для дальнейшего развития профориентации в стране и за ее пределами. Была сертифицирована программа для консультантов. Программа прошла адаптацию Гарвардским университетом как первая образовательная программа для консультантов. Был придуман так называемый бостонский план, по которому учителя начальной и средней школы должны были стать профессиональными консультантами.

Если посмотреть путь Парсонса, то вполне наглядно продемонстрированы уровни Заботливого:

Вызов: увидеть кого-либо в беде (проблема кадровой политики, безработица и низкий уровень образования).
Первый уровень: Заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании (бесплатное оказание услуг населению по профориентации).
Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
Третий уровень: альтруизм, забота о мире (здесь говорят вышеперечисленные факты биографии и вклад).
Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.

Про второй уровень и теневую сторону в данном случае написать сложно. Некоторые моменты в биографии отсутствуют, да и про теневую сторону можно восстанавливать лишь опосредовано, что также может оказаться интерпретацией, а не действительностью.

Что важно - пропуская подобную деятельность через призму архетипа «Опекун», можно увидеть ключевые (профессионально важные) качества, которые проявляются в человеке:

  • эмпатия (способность смотреть на вещи и чувствовать их с точки зрения другого человека);
  • умение услышать то, что было сказано, что осталось невысказанным, и что имелось в виду;
  • последовательность;
  • надежность;
  • обязательность;
  • доверительность.

Все сферы, где требуется поддержка, помощь людям в сохранении отношений, проявление заботы Опекун проявит себя с яркой и сильной стороны. Но здесь человек может попасть в ловушку, а именно к вопросу о монетизации своих умений и стереотипе: «Я же делаю добро, как за это можно брать деньги??». Занимательно, что Парсонс не брал деньги за консультации и подобное встречается среди начинающих помогающих практиков.

Второй ловушкой может быть дисбаланс между заботой о себе и заботой об окружающих. Это как раз к вопросу: «Может ли голодный повар вкусно и с душой накормить других?», про сапожника без сапог и так далее.

Желательные требования к условиям труда.

Именно в этой части хотелось бы исследовать идеальные условия труда, которые для Опекуна одновременно являлись бы как профилактикой эмоционального выгорания, так и проявлением его сильных сторон.

Исследование будет простым. В комментариях к первому ряду вы пишите свое имя и профессию или специальность, по которой вы сейчас работаете или процесс, в котором задействованы профессионально.

После того, как вы опубликовали свой комментарий (не до того, а после!), вы становитесь компаньоном участнику, который разместил свой комментарий перед вашим.

Ваша роль как игрока: вы известный Практик по кадровым вопросам, который анализирует профессию с точки зрения Архетипа Опекуна. Вы должны поделиться своим экспертным мнением со своим компаньоном, какие условия сотруднику-Опекуну необходимы, чтобы он мог качественно и продолжительно работать в этой профессии, реализовываться в ней. Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе при таких условиях? Что ему лучше поручать и не поручать ни в коем случае? И при каких условиях рабочего процесса деятельность Опекуна приносит плоды, создавая атмосферу благожелательности?

Задание со звездочкой: также вы можете побыть компаньонами для тех участников, с которыми вы хорошо знакомы, или дополнительно попросить кого-то побыть вашим компаньоном.

Пы.Сы. По возможности буду включаться и рассуждать вместе с вами.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/894362.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/932756.html


© 2015-2018 hloflo