Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников ''Профессор'', специалист проекта по профессиональному самоопределению ''Твой Эверест''
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
Октябрь - Воин
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
 
— С 8 до 10 — подвиг.
— Как это понимать?
— Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг. Ну, что вы скажете, господин бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?
— Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть.
Из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Уж кто-то, а архетип Героя тот еще любитель подвигов, даже на пустом месте. Герой не герой без побед, прохождения сложностей. Вы скажете, что нет сложностей? Значит, будут.

Нарушения устоев, завоевания, победы, поражения. Вместе с этим сила воли, целеустремлённость, амбициозные задачи, категоричность. Когда на сцене появляется Воин, то нужно решать за кого ты – за левых или правых, синих или зеленых. Вы чувствуете аромат состязаний, преодоления препятствий? Добро пожаловать в квест архетипа Героя.

Как просыпается Герой в современном человеке?

- Столкновение с внешними вызовами. Не обязательно аховыми - просмотр фильма, рекламы, прочтение книги могут пробудить в нас архетипичные истории.

- С вопроса: «А слабо?». Мы живем в обществе, ориентированном на успех; считается, что люди готовы рискнуть и приобрести необходимую компетенцию для того, чтобы внести свой вклад в общество.

- С внутреннего решения от отчаяния или потери чего-то важного.

Подобные ситуации заставляют нас собраться с мужеством для борьбы с обстоятельствами и самим собой и тут начинается… Герой
Желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
Награда: компетентность и мужество.

В книге «Игры и люди» Роже Кайуа подробно описывает типы игр и одна из самых любимых архетипом Героя является пространство Agon - состязательность, где искусственно вводится равенство шансов. Цель такой игры — выявить лучшего; при этом одинаковые условия способствуют достижению максимально точного, «чистого» результата. Участник может полагаться только на свои силы и умения. Архетип Героя может нас втянуть в неприятные и даже трагические истории так же легко, как и в счастливые. Красочность картины и насыщенность оттенков с четкой расстановкой сил нам обеспечена в любом случае. Постоянная провокация на достижение результата, превосходства возбуждает риск и желание испытать свои возможности, принимая один брошенный вызов за другим. Способность рисковать и держаться до конца позволяет нам достичь результатов, которые ведут к чувству самоуважения и социальной оценке (social validation).

С подобными чаяниями связаны неистовые и бурные эмоции — гнев, честолюбие, яростная решительность. Герою нужна история про него, пусть она еще не свершилась, а только началась. Вы могли пройти и не заметить, но Герой обязательно увидит, местами преувеличит и опишет в деталях, тонкостях и нюансах. Примечательность архетипа в самоистории. Истории о сдаче позавчера, но чудом и мастерством вовремя положенные на стол начальству отчетов/презентаций. Истории о сведении сальдо с бульдо и победой над проверкой налоговых органов. Захватывающие истории о выполнении месячной нормы за два дня. Это все истории героев-сотрудников. Теперь возведите в квадрат вышесказанное, наденьте доспехи руководителя. Чувствуете себя спортсменом-олимпийцем на мировом чемпионате, хотя вы и работает младшим персоналом в компании. Каждый день – подвиг. Да. По расписанию и вне его.

К Войнам невозможно быть равнодушным. Он вызывает самые разные эмоции – от категоричных, до невозможных. Он Герой и у него в базовой прошивке – показать себя, выделиться, отличаться от других. Герой всегда прав и попробуйте его переубедить в обратном. Он спасает мир, внутри себя он на стороне добра и справедливости. Не дай бог вам уверить в обратном – получим Бунтаря. Отрицательный полюс Героя сливается с Бунтарем.

Герой (который зачастую выступает в качестве Воина) идет навстречу огромной опасности, чтобы победить зло и защитить общество и священные ценности.
Уровни Героя
Вызов: лягающийся бык швыряет песок вам в лицо или кто-либо пытается запугать или дурно обращаться с вами; притягательная сложная задача; какой-либо человек, нуждающейся в вашей помощи или защите.
Первый уровень: создание границ, приобретение опыта, мастерства, что выражается в достижении успеха; мотивацией и проверкой этого служит конкуренция.
Второй уровень: солдат, выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, общины или семьи.
Третий уровень: использование своей силы, опыта и мужества для того, чтобы что-то изменить для себя лично и целого мира.
Тень: необходимы жестокость и одержимая потребность победить.

Наряды и окружающая среда Героя функциональны, а не роскошны. По сути дела, слишком большой комфорт воспринимается как опасность, поскольку он может размягчить человека. Израильские кибуцы и военные лагеря для новобранцев представляют собой пример подготовки потенциальных героев посредством суровой жизни и тяжелой работы.

В любом случае, брошенный вызов воодушевляет Героя, несправедливость приводит его в ярость, и он быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности. Герои гордятся дисциплиной, сосредоточенностью и способностью делать нелегкий выбор. В своих худших проявлениях Герои проявляют высокомерие, хвастливость или рано сводят себя в могилу. В лучших случаях — совершают великие деяния. Как ни парадоксально, но Герои не считают себя героями, поскольку это выглядело бы самонадеянностью. Как правило, они считают, что просто делают свое дело. Кого они действительно не любят, так это не столько злодея, сколько его безропотных жертв. Следовательно, их слабость проявляется в желании принять вызов даже в тех случаях, когда это может показаться глупостью.

Исходя из этого, какие профессионально важные качества здесь присутствуют?
- харизма
- целеустремленность, ясность в задачах и их выполнении
- категоричность и вера в себя-свое дело
- нужда в признании
- выражение индивидуальности (вербальные, невербальные).

Желательные требования к условиям труда:
- соревновательный компонент в работе
- свобода в форме деятельности, возможность в выражении индивидуальности сотрудника
- наличие конкурента, которого нужно «сделать»
- деятельность организации решает социальные проблемы
- услуга или товар компании помогает в решение сложных задач
- ценностный компонент, нравственность, добропорядочность.

При отсутствии необходимых условий мы получим определенных размеров кучку проблем в отделе или компании, которые будет создавать и решать сотрудник.

Практическая часть

В практической части было бы интересно исследовать две плоскости.

Первая, профессиональная, рассуждательная – больше прояснить Архетип Героя как сотрудника в профессиональном поле.
Какой он?
Как с ним работается коллегам?
Каково взаимодействовать с ним руководителю?
Какие необходимо учитывать нюансы?

Вторая плоскость, руководящая:
Какой он?
Как с ним работается сотрудникам?
Что необходимо учитывать при переговорах?

Иллюстрации Евгении Двоскиной для проекта "Ролевые гардеробы"




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/894362.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/995861.html


© 2015-2018 hloflo