Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников ''Профессор'', специалист проекта по профессиональному самоопределению ''Твой Эверест''
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Сентябрь - ПРОСТОДУШНЫЙ
Октябрь - ВОИН

 
В январе разбираем архетип Искателя.
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
ДИНА КАРЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Сегодня психолог, специализирующийся на профориентации подростков, молодежи и взрослых, Анастасия Камаева предлагает свое исследование по теме "Архетип Искатель и профориентация", а также приглашает всех желающих сделать практику на моделирование профессиональных направлений для Искателя в разных сферах. Думаю, информация и подход, изложенный Анастасией, будут полезны в деле профессионального самоопределения не только представителям искательского племени.

Профессиональное определение и архетип.

Звучит интригующе. Скажу сразу - это скорее поле эксперимента и игры, чем научная работа (хотя кто знает?), поиск новых вариантов профессионального определения. По сути, в течение года появится увесистая карта с профессиональными областями и маршрутами для каждого архетипа. Сочетание, совмещение здесь обязательны. Часто с ведущим архетипом уживается дополнительный и корректирует некоторые профессиональный пласт, привнося невообразимое разное количество профессиональных умений.

Для начала небольшой словарик, который нам в дальнейшем пригодится:

  • ПВК — профессионально важные качества человека, которые необходимы и приветствуются в какой-либо профессиональной деятельности.
  • Условия работы — набор критериев в рабочем пространстве, при которых сотрудник развивается, задействует ПВК и привносит тем самым пользу себе и окружающим.
  • Предмет труда — с чем (с кем) человек постоянно контактирует в процессе своей профессиональной деятельности.

Что такое профессия?

В словаре можно прочитать так — это род трудовой активности человека, требующей специальной подготовки, обучения, выполняемой регулярно и служащей источником средств к существованию.

Слово «Профессия» вытеснило слово «Призвание». Призвание овладевает человеком и важно лишь не слишком сопротивляться – профессией же овладевают. Призвание одно и навсегда – профессий может быть много и менять их можно сколько угодно. Интересно, правда? Дополнительно, в последнее время есть провокация назвать свое занятие профессией. Вы можете работать администратором без профессиональной подготовки и это будет вашим занятием, а не профессией. Это не единственные метаморфозы.

Что сейчас происходит с профессиями?

Определить функционал и требования к профессии с каждым годом становится все сложнее.

Во-первых — усложнение и увеличение объема функционала сотрудника. Совершенно не факт, что работая секретарем в одной фирме, вы будете делать тоже самое в другой. Вы можете быть секретарь-помощник руководителя-менеджер продаж-уборщица или секретарь-логист-менеджер по продвижению-закупщик. Экономический вызов становится головной болью не только для работодателя, но и смятением сотрудника, поводом для конфликтных ситуаций. Так кто же я, чего от меня хотят-то?

Отсюда вытекает во-вторых. Ценность труда и придание смыслового окраса своей деятельности нужно искать самому или просить помощи у специалиста — а что я делаю, когда делаю вот это? Придавая значение тому, что я делаю, появляется ресурс и желание это делать. В этом смысле, если дворник понимает, что он делает чище пространство и создает тем самым хорошее настроение жителям, и это ему важно, то тогда не нужно его заставлять, мотивировать. Он сам определяет как, когда, сколько, в каких количествах. Сейчас появляется потребность объяснять сотруднику его задачи и ценность этих задач для компании. Но понимает ли всегда их работодатель?

В-третьих. В ответ на изменяющиеся условия появляются профессии, которым пока нет названия. Здесь можно становиться первопроходцами. Для архетипа Искатель, кстати, это будеточень ценно и важно.

В-четвертых. Знаете сколько на данный момент в России актуальных профессий? 50 000. Если пытаться разобраться в каждой из них, то на это потребуется не одно десятилетие. Да и это не является гарантом вашего успешного профессионального выбора. Появление разных сфер труда, новых технологий, экономических задач и изменений не дает человеку возможности прочно и основательно утвердиться в одной профессии раз и навсегда.

Все эти аргументы подвели меня к тому, что определяя ценности, человек может определить свои профессиональные области и напряжение перенаправить на совершенствование своих профессиональных навыков, восполнение дефицитов.

Причем здесь архетип?

«Архетипы суть многократно повторенные отпечатки субъективных реакций...
Всякий раз, когда какой-нибудь архетип появляется в сновидении, в фантазии
или в жизни, он всегда привносит с собой некое собственное "влияние" или
какую-то силу, благодаря которой он действует ослепляюще, завораживающе,
и побуждает к поступкам»
К.Г. Юнг «Бог и бессознательное»

Описываемые открытия у ХлоФло дают неопровержимые факты - изучая свой архетип, человек прочищает свое смысловое поле. Окружающие предметы, поступки, ощущения так или иначе сигнализируют о степени принятия себя, узнавания себя в событии, ценности действий.

В разрезе профессиональной ориентации архетип становится путеводной звездой ценности и смысла в работе. При этом даже может случиться такое, что не понадобиться менять работу, а стоит поглядеть на свой функционал немного с другой точки зрения.

Начнем?

Искатель. Архетип изменения, индивидуальности, поиска, независимости.
Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.

Какие этапы проходит человек в архетипе Искателя?

Вызов: отчуждение, неудовлетворенность, неуспокоенность, острая тоска, скука.
Первый уровень: желание выйти на широкую дорогу, в природу, изучение мира.
Второй уровень: поиск собственной индивидуальности, стремление к самореализации.
Третий уровень: выражение своей индивидуальности и уникальности.

Исходя из этого, какие ПВК (профессионально важные качества) здесь присутствуют?

  • независимость в принятии решения
  • адаптация продукции или услуг к уникальным условиям
  • быстрая реакция на появляющиеся возможности
  • ориентация на качество и результат
  • критика управления без оппозиции

Желательные требования к условиям труда:

  • гибкий график
  • принятие решений на различных уровне
  • свобода траектории решения задачи
  • отсутствие жесткой иерархии, корпоративного стиля, обязательных ритуалов

При отсутствии необходимых условий мы получим вечное недовольство, необязательность, гордыню, чрезмерные амбиции в одном лице.

Практический этап.

У нас есть описание архетипа и здесь перечислены основные предметы труда. На данный момент это самый полный список предметов, выделенный Николаем Сергеевичем Пряжниковым.

Небольшая, но очень важная справка: Николай Сергеевич Пряжников кандидат психологических наук, доктор педагогических наук. Научный сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии. Область научных интересов: психология труда, возрастная психология, профессиональное и личностное самоопределение; теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости; психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала. Личные интересы — этнопсихология. Более подробно можно прочитать здесь.

Николай Сергеевич щедро делится и описывает способы профессионального определения в своих книгах, лекциях.

«При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших смыслов»».

Что такое предмет труда?

Это то с чем (с кем) человек постоянно контактирует в процессе своей профессиональной деятельности. Например, врач каждый божий день исследует человеческий организм — по диагонали, вертикали и другим витиеватым направлениям. Маркетолог сканирует финансово-экономические системы: «Как, что, для чего? Вытянем, целесообразно ли?». Артист театра и кино работает со собственной душой и телом: «Интонация, ИНТОНАЦИЯ, ГАРИК! Ну не верю я! Души там нет!»

Немного поиграем в профориентаторов для людей с архетипом Искатель. Выберите тот предмет труда из таблицы выше, в котором вы работали/работаете или на который глаз упал. (здесь еще можно поиграть с цифрами. От 1 до 20).

У каждого предмета труда есть средство - то, чем человек воздействует на этот самый предмет труда, видоизменяя их в соответствии со своими целями и потребностями. Можно считать это своим ОРУДИЕМ, КЛЕПАЛОМ, БИФАСОМ, ТРЕЗУБЦЕМ, ОРАЛОМ (можно выбрать наиболее понравившееся).

На данный момент выделяют в группы следующие средства труда:

Внешние (когда вся работа встанет, если у вас этого не будет):

  1. ручные средства и простые приспособления
  2. технические средства
Внутренние (качества человека, без которых будет очень сложно работать в той или иной профессии):
  1. коммуникативно-артистические
  2. теоретические
  3. организационно-лидерские

Если в первых двух группах вы оттачиваете навык владения компьютером, программой, швейной машинкой, то во второй группе необходимо оттачивать внутренние качества — эрудицию, стили общения, внешний вид, зрение, нюх и так далее. Для наглядности и ясности внизу привела дополнительные примеры:

  1. Ручные средства и специализированные приспособления — начиная от простых — ручка, блокнот, заканчивая инструментами для ремесла (швейная машинка, фрейзерный станок). Через кисти и полотно художник создает шедевр, часовых дел мастер с помощью потанса прессует камни в мосты часовых механизмов, инструктор в спортзале использует тренажеры для работы с клиентом и т.д.
  2. Технические средства - это и компьютеры, и большие станки, и специализированная техника с автоматизированными программами, сложное механическое оборудование для использование которого нужно специальное обучение. Летчик-пилот не сможет управлять самолетом без самолета, а наладчику полиграфического оборудования не будет работы без этого самого оборудования. Программист пишет код с помощью программы и помогает ему в этом компьютер.
  3. Коммуникативно-артистические (эмоциональные, атмосферные) — средства общения (мимика, речь, интонация, обаяние), анализаторы (зрение, слух, тактильная чувствительность), интеллект (память, логика, эрудиция), координация движений, ловкость, внешние данные человека и т. д.
  4. Теоретические (когнитивные, трансформируемые) - интеллект (память, логика, эрудиция), разные стили мышления (образное, логическое, социальное), аккуратность, быстрота реакции и т. д.
  5. Организационно-лидерские (волевые, конкретные) — волевые качества, организованность, выдержка, способность к монотонной работе, выносливость, работоспособность и т.д.

Во внутренних качествах совершенно естественно могут быть пересечения и не стоит этого пугаться. Как говорят психологи: «Все легко в теории, а в человеке все взаимосвязано и пересекаемо».

Например, у консультанта по управлению будет теоретические средства труда - эрудиция, аналитическое мышление, быстрота реакции. У артиста театра на первый план выходят средства общения и также быстрота реакции (вот забыл реплику и надо побыстрее сообразить что и как). Режиссер кино принимает решение, учитывая различные параметры, выбирая определенный момент, задействуя дополнительно еще такое качество как воля. Смешивая компоненты получаем совершенно разные способы подачи материала.

Наша игра будет состоять как раз в том, что мы берем один предмет труда и одно средство труда - а затем пробуем на их базе смоделировать профессиональное направление для Искателя.

Например: духовно-эстетические системы + технические средства. Мммм.... Что может делать Искатель, человек с желанием постоянной новизны, ищущий новые пути решения задач, без ограничения свободы в эстетической системе через технические средства???

А вот вам и пример: "Мастерская Петра Фоменко" первой среди столичных театров вводит титрование спектаклей. Для всех посетителей с проблемами слуха или зрения будут выдаваться специальные устройства, помогающие просмотру и пониманию того, что происходит на сцене.

Теперь ваши попытки!




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/894362.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/900203.html


© 2015-2018 hloflo