Юнгианский психотерапевт, психолог-консультант
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ

 
Июнь - Творец
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ОЛЬГА ЕРШОВА
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
НАТАЛЬЯ НОСЕВИЧ
ЛАМИЯ
АМУЛЕТ
 

Архетип Творец. Созидатель. Тот, кто как рыба в воде чувствует себя в воображаемых и абстрактных мирах и при этом качественно умеет там рыбачить: отлавливает идею, мыслеформу, образ того, чего еще в этом мире не было и тащит к нам, в реальность. Способы воплощения творения разные - могут проявиться в виде картины, могу в рассказ впрыгнуть или в пьесу. Творец-актер может сыграть новый образ в давно известном спектакле совсем по-новому. А может и новый бизнес создать с нуля. Еще Творцу естественно просто так изобрести что-нибудь.

Иллюстрация Евгении Двоскиной

Ценности этого архетипа - динамическая стабильность, и сам процесс творения, и его результат. Человек с сильно проявленными энергиями Творца постоянно творит что-то необычное, неожиданное, уникальное, штучное и этой движухой, как ни странно, поддерживает динамическую стабильность. Периоды внешней активности могут сменяться периодами бездействия и неделания, но это как раз части одной и той же творческой динамики. Высоким стилем можно сказать, что Творец приводит Бога на Землю. Настоящее творчество оно про выражение космоса посредством своей души и тела. Это тот источник внутри, который найден и фонтаном просится быть проявленным. Да, это состояния: «не могу не писать», «кто-то водит моей рукой по холсту», «я не знаю, как я это сыграла», «я не узнаю себя на экране» и прочее.

Но до нормального, естественного проявления этого архетипа еще нужно добраться, часто застревание происходит в самом начале.

Человеку с пробуждающимся Творцом трудно удержаться на чем-то одном, его эта творческая динамика постоянно сносит. Он пробует себя то в том, то в этом. Из глины лепить? Хочу! Фильмы снимать? Хочу! Сад переделать с точки зрения нового ландшафтного дизайна? Уже бегу! И потом «хочу» также быстро остывает, наваливается разочарование, отсутствие результатов. Почему?

Очень нужно, чтобы кроме этого «хочу» еще что-то было. Я не знаю даже, как это «еще что-то» обозначить иначе, чем словом ЗОВ. Не только я хочу рисовать, а еще и меня позвали краски и холсты… Это как будто клев такой, если уж пошла метафора космической рыбалки, как будто клюнула золотая рыбка. И не факт, что сразу ее удастся достать сюда, в эту реальность. Но будет она дергать теперь, мучить, свербить, во снах являться, клюнула же уже, теперь нужно вытягивать.

На этапе такой творческой поклевки очень пригодиться нам наш невидимый партнер. Вспоминаем схему из моих предыдущих публикаций. Это про нравящиеся образы противоположного пола. При Анимус (Аниму) если по-умному. Для женского творческого пробуждения после поклева нужны мужские или маскулиные качества: концентрация, целенаправленность, воля, систематичность. Для мужского пробуждения Творца - иррациональность, многозадачность, отсутствие страха перед хаосом. Помните, к поэтам и художникам приходит муза-вдохновительница? Этот ее образ почти всегда иррационален, магичен и непонятен у мужчин. А у женщин это часто предельно конкретный войн, помогающий выжить и обойтись минимумом, не распыляться. Это те самые части психики противоположных энергий – у мужчин Анима-муза, у женщин Анимус-проводник.

Проекция этой части себя часто накладывается на людей из внешнего мира и велик соблазн думать, что наше творчество от них зависит. Первая архетипическая ловушка. Петрарка, например, писал сонеты реальной Лауре. Ему так казалось. Но видел он ее в реале всего один раз, когда была совсем молоденькой и один раз уже замужнюю, она вышла замуж за другого мужчину, она родила много деток, потом умерла от чумы. А все это время Петрарка мечтал и вдохновлялся лишь ее образом. Ему удалось отделить архетипический образ музы-анимы, увидеть в ней лишь ролевую модель. И именно с ее помощью написать прекрасные произведения, в которых звучит гимн любви. Вот тут архетипический образ Творца как части Анимы и позволил ему не быть снесенным в какие-то другие творческие идеи, зафиксироваться на конкретных создаваемых сонетах. И улучшать качество будущей формы, работать над - это уже после. Подбираются новые инструменты, осваиваются более глубокие и качественные техники и способы как это можно проявить.

Еще такая тонкость мне видится при подходе к этому архетипу. У каждого человека есть свой мир внутри, свой уникальный космос. И что-то для этого космоса есть новое и неизвестное. Ну, например, человек, который никогда не занимался актерской деятельностью, вдруг берется играть этюд перед другими. Вот в этот момент в нем велика вероятность клева и раскрытия архетип Творца. Хотя, может он ничего нового своим этим этюдом в мировую культуру не приносит, но Творец все равно в нем пробуждается. А вот в актере, который по привычке, формально играет на сцене, может и не быть уже этого архетипа, несмотря на творческую профессию.

Потом будет встреча с Родовым бессознательным. Задумайтесь, какие ловушки, касающиеся архетипа Творца вам уготовил ваш Род? Часто это психологические установки, про то, что все творческие люди бедны, спиваются или ведут богемно-развратный образ жизни и поэтому никак нельзя выбираь творческую профессию или шибко радоваться и увлекаться тому, чем занимаешься творчески и с удовольствием. Установки эти нужно выявить, осознать и придумать к ним контр-установки. У Джулии Камерон в книге "Путь художника" есть такого рода упражнения и техники. Этому необходимо уделить должное внимание, потому что следующим этапом будет встреча с Тенью архетипа.

Тень Творца – это разрушительный критик и перфекционист. И с опорой на ЗОВ, Анимус (Аниму) и силу Рода (а она чувствуется после разбора завалов негативных семейных установок) гораздо спокойнее можно лезть через Тень, потихоньку учась направлять внутреннего критика на полезные вещи (типа организации, дисциплины, анализа плюсов и минусов). В отношениях людьми встреча с Тенью Творца часто так выглядит так, это вторая архетипическая ловушка: человек очень болезненно относится к любой критике, не в силах выделить из нее конструктивные зерна. Критика его ранит и тормозит. Однако, сам он не замечает как язвительно относится к достижениям других людей в этой же области, завидует и критикует оных. Та самая ситуация, когда "в чужом глазу видит соринку, а в своем бревна не замечает". ААА! Что делать? Признавать критика в себе, учится конструктивным сценариям, любить себя и таких разных других.

И следующий ход - интеграция в Эго. Когда Эго признает в себе Творца, оно сразу его хочет куда-то использовать. Типа картины – продавать, книги издавать и т.п. и тут очень важно, мне кажется, уберечь Творца от торговли. Создать ему во внутреннем пространстве такое заповедное место, где можно творить и не думать о хлебе насущном. Именно творческой части не думать. Позаботятся о реализации части психики, связанные с архетипами Война, Опекуна, Влюбленного, Правителя и проч.

Что касается примера ролевой модели Творца, то хочу назвать питерского певца, актера и барда Консантина Арбенина. Я давно слушаю его песни, они откликаются во мне, они как будто про меня, эти его герои, истории, зарисовки. Началось все с группы "Зимовье зверей", потом группа "Сердолик" и работа соло. На его выступлениях радость соприкосновения с живым и ни на кого не похожим проявлением космоса :). И смыслы, раскрываемые в текстах песен мне близки и понятны. Созвучен, рекомендую. Это фотография 2016 года, он у нас в Москве, в «Гипперионе» выступал.

В межличностных отношениях Творец будет постоянно с отношениями что-то делать: строить, нести в них разнообразие, говорить о них, писать о них на асфальте или высоко в горах. Подкидывать безумные идеи квестов и эротических игр. Короче, не соскучишься, но может достать своим творчеством, тиранить даже, если это точка самоутверждения и не обнаружил еще поклев. Но в любом случае, проявление этого все должно быть нестандартным. Вот, надпись на асфальте "Зайчик, я тебя люблю!" - это не Творец, это Любовник. А Творец напишет картину с узнаваемыми деталями и только адресат поймет про что послание.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/955938.html


© 2015-2018 hloflo