|
|
|
Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии, частный сыщик по внутренней Монголии |
Еще статьи эксперта
|
|
|
|
В январе разбираем архетип Искателя. |
Еще об архетипе:
|
|
Часть 1. ИСКАТЕЛЬ В ЖИЗНИ
Часть 2. ИСКАТЕЛЬ И ДРУГИЕ ЛЮДИ
Сегодня у нас будет дискуссионное исследование, вызывающее.
Что вызывающее? Эмоциональные реакции, мысли, инсайты. Исследование для непростой внутренней работы.
Об архетипах, их носителях и имитаторах, о том, почему в своем начале всякий Искатель - дурак и отчего всякий Искатель – дотационный проект.
Приглашаются к обсуждению все желающие!
ИСКАТЕЛЬ В ЖИЗНИ. НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ
Предисловие
Во первЫх строках письма я хочу по традиции бухнуть челом и сказать спасибо тем, кто все это придумал и описал:
Юнгу и последователям. Отдельное спасибо исследователям, которые вот буквально недавно провели письменный анализ и сделали внятный и
увлекательный разбор с примерами по каждому архетипу. Это жж-юзеры Княжна -
knjazna
и Мечтатель -
dreamer_m,
в их блогах проект,
посвященный архетипам, имеет одинаковый тег «3 килограмма яблок от Гесперид».
Еще авторы составили список книг и других материалов, полезных для понимания темы архетипов.
Спасибо также коллегам - экспертам проекта Хло, за то, что уже изложили теорию, сопроводив ее точными иллюстрациями, и за их авторские мысли и находки.
Итак, поехали.
Что я собираюсь сделать:
Начать описывать Искателя по его стратегиям, классическим жизненным ситуациям и причинам их возникновения. Еще будет немножко про то, как с Искателем иметь дело. Помимо текстов про конкретные архетипы я собираюсь еще обсуждать общеархетипические темы, например, их взаимодействие, переходы друг в друга, взаимную неприязнь и притяжение носителей разных архетипов.
Важное примечание: Есть архетип, а есть носитель. Первый идеален со всех сторон, и со светлой, и с темной, и
содержит всю полноту возможных проявлений. Носитель – это человек, персонаж, который проживает архетип. Иногда
всю жизнь, иногда эпизодом, кому как повезло. Весь комплект свойств в носителя не влезает, а какие имеются,
те бывают выражены очень сильно, или слегка. Да еще у носителя обычно не один, а несколько архетипов в комплекте, так
что поди разбери, на какой же архетип в итоге все похоже. Разобраться помогает уточнение целей носителя, цели – это палево.
Еще есть имитаторы – это такие носители, которые не проживают, а отыгрывают. Выдержать реальное воплощение ролей архетипа они не могут, но им очень хочется. Поэтому они не действуют как архетип, а воспроизводят атрибутику архетипа. Косплеят, в общем. Это отдельная группа товарищей, их я тоже иногда буду упоминать.
Для меня самое интересное – именно стык мифа, архетипа и человека, поэтому я буду все группы много сопоставлять и изучать, как реальность с имитацией взаимодействует.
Еще более важное примечание: все это написано с пылу с жару, подлежит обсуждению и дополнению. Приглашаю дискутировать в
комментариях и намерена вдумчиво отвечать на все комментарии и вопросы, которые покажутся мне интересными. По итогам обсуждений
я надеюсь сделать уже итоговые статьи, и предоставить их Хло для сайта проекта.
«Когда человек странствует, он, сам того не замечая, переживает второе рождение. Он то и дело попадает в новые для себя ситуации, дни его долги, вокруг чаще всего звучит неведомый ему язык... Он становится доступней для людей, ибо они могут прийти к нему на помощь в трудную минуту.
И мимолетную милость богов он воспринимает с ликованием, и будет помнить ее до конца своих дней» (П. Коэльо)
ОТЧЕГО ОН ТАК МИЛ НАШЕМУ СЕРДЦУ?
Архетип Искателя подробно описан в литературе любого народа, и в изобилии представлен среди собравшихся читателей.
И, наверное, Искатель совсем не зря встал первым архетипом в проекте Хло.
Потому что этот архетип – отражение жажды жизни, жизненной силы, витальности человечества. Наши поиски и приключения начинаются с
того момента, как мы покидаем лоно матери и стартуем в отдельном теле. Как только они заканчиваются, жизнь, по большому счету, заканчивается тоже.
То есть, пока ты живой – ты хоть немножко Искатель, а если вдруг совсем нет, то проверь себя – может, ты уже давно умер?
Путешествие искателя – это тот самый путь героя, который описан в книге Кэмпбелла «Герой с тысячью лиц». И это ключевой
нулевой аркан «Шут», тот самый Дурак, с которого начинается всякая колода Таро. У него уже есть все нужные атрибуты – и
узелок «все мое несу с собой», и верный спутник-собака, и необходимый запас духоподъемного оптимизма, и пропасть под ногами.
Среди мистиков считается, что вся череда старших арканов Таро – это и есть путешествие шута. Или
путешествие дурака. По ходу дела он переходит в другие архетипы, и здорово трансформируется, но изначально это
бестолковый развеселый парень, не склонный думать о будущем или заниматься рефлексией. Чего думать – пора в дорогу! Это Путь
Колобка, один из юношеских путей Искателя. Это первая дегустация свободы и автономности, осознания себя как отдельного от
больших существа. Я от бабушки ушел, и от дедушки, и из школы уже ушел, и теперь я принадлежу себе, и качусь по миру, а что дальше – это мы потом разберемся.
ЧТО И КАК ИЩЕМ
Важный аспект Искателя – землепроходец. Странник. Человек, который физически наматывает мили и мили. И у странника разные резоны скитаться.
Носители архетипа делятся на два больших вида: одни точно знают, что хотят найти, другие точно знают, что любят искать, и не
важно, что предмет поисков туманен. Одни ищут/бродят/разведывают ради результата, другие потому, что им сам процесс нравится.
Искатель Целеустремленный одержим своей идеей: отыскать новый континент, лекарство от рака или вечный двигатель. Это Пржевальский, Конюхов, Чкалов,
Александра Давид-Ноэль, это любой охотник, следопыт или тайный сыщик.
Шлиман искал потерянную древнюю Трою, Тур Хейердал – пути индейцев через Тихий океан. Парацельс искал философский камень.
А кому-то просто пришлось принести в Мордор колечко. Куда уж конкретней.
Тут с целями почти все понятно, даже когда цель лежит в абстрактной плоскости. Еще яркий пример: помните цыпленка, который скакал по жизни с песней:
«Надо в дорогу, надо в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать – ну что я за птица!».
Там же и обоснование:
«Трудно на свете жить одному».
Дальше в эту цель укладываются все жизненные коллизии. Удовольствие от процесса прилагается, но не доминирует.
Зато как популярен среди широких масс подвид Искателя Томящегося. Именно носитель такого архетипа ищет, например, потерянный рай. Или
тихую гавань. Или Истинную Любовь (Тм). Или, как Лермонтов, «свободы и покоя». Или приключений на свою голову. Этот подвид обычно гораздо меньше
согласен на лишения, за исключением тех, кто ушел в теневой образ Бродяги или Бомжа.
Бродяга бродит, потому что ему так жить нравится, и он вряд ли куда-то спешит, разве что к пыльной харчевне дальней
земли (С), или к следующей подружке в соседнюю деревню. Так живут хиппи-автостопщики, странствующие цыгане и
другие современные кочевники. И это отроческий образ жизни, только вместо родителей теперь кормит всякий встречный
(или обижает), а попутно можно посмотреть на разные места и людей, и набраться историй, сбежав от любых дел, занятий или ответственности.
Путешествия у Искателей даже графически разные. У имитатора они происходят лишь во внутренней реальности, не оставляя следа
снаружи. Странствия бродяги или суфия описываются как история без начала и конца, а путешествие конкистадора – это вектор,
максимально спрямленный и обусловленный целью.
Но у всякого странствия свой дар, и он драгоценен. Поэтому довольно часто тот, кто когда-то был искателем с
целью, становится бродягой, чтобы продолжать странствовать, даже когда цели кончились.
ЗАМАНЧИВЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ПОДОПЛЕКА
Почему образ Искателя кажется таким манящим для многих людей? И таким легким для воплощения. Правителем вон
поди стань. Да и Воину еще сколько оплеух пережить, прежде чем он станет супергероем. А Искатель – это куда солиднее какого-нибудь
Славного Малого, но войти в этот архетип и начать проявляться можно небольшими усилиями.
Реальный, зрелый Искатель – в нем очень много принятия своей судьбы, в том числе, ее шишек, это
постоянное обучение (как выжить в лесу, как приготовить чупакабру, как вести себя с китайским императором, где
взять электричество в пустыне и что сварить из кожаного ремня). Это согласие на непредсказуемость и отсутствие бытового комфорта годами.
А носитель-имитатор косплеит Искателя потому, что это довольно просто. Берем потрепанную
одежду. Клепочки-кармашки. Много застежек. Небрежность. Небритость. Старательно потертые
руками китайских мастериц джинсы. Ни утюжки, ни галстуков. Дерзко идем «вне трендов», тем самым прекрасно попадая в модный тренд.
Мода, великое зеркало любого архетипа и лучший инструмент имитатора, все это дело уже давно освоила,
возвела в тренд и выдает полный набор «Искатель» в любом магазине одежды. Включая аккуратно покоцанные ботиночки.
То, что истинный Искатель, обтрепывает, занашивает и зачиняет долгими днями в пути, Искатель-имитатор
воспроизводит из имеющегося в готовом ассортименте.
Имитатору важна и самоценна атрибутика, он с помощью разных штучек и одежек переживает состояние, не будучи в нем.
Фантазирует, читая фэнтези. Истинный же искатель делает себе атрибуты архетипа из обычных вещей мимоходом, по мере надобности.
И в целом понять, кто перед вами – искатель истинный или косплеящий, не очень сложно даже по внешнему виду.
Но все же профанация Искателя лежит как раз в пространстве цели. Если цель, или даже так – Цель абстрактна или далека, то значит, вотпрямощаз ничего делать не надо.
И вообще, вдруг война, а я уставший?
ЭНЕРГООБМЕН ИСКАТЕЛЯ, ИЛИ – ОТКУДА ДЕНЬГИ НА СТРАНСТВИЯ?
Носитель архетипа Искатель, истинный или имитатор, пока он в этом архетипе, ничего не создает вовне. У него либо странствия, либо он к ним готовится.
Как отрок к своей взрослой судьбе (а я уже упоминала, Искатель – архетип с юношескими стратегиями). Пока нет цели,
мир благосклонно относится к странствующим своим детям любого возраста. Паломники, юные неформалы, калики перехожие, офени и
прочие бродячие циркачи вызывают у многих людей желание обогреть и накормить. Нужды у бесцельных Искателей крошечные,
поэтому причинять добро им недорого и приятно: тебе за это или песенку споют, или поцелуют.
Подаяние страннику – это как раз про то, что пока есть Искатели, живо человечество. Поэтому всегда находится
добрая душа. Это способ выкормить общими силами строптивых подростков, которые идут искать и уже не желают
есть из маминых и папиных рук. Поэтому, пока Искатель дружелюбен, не располагает внятными целями и свободен, мир и дух распознают его
как отрока и всегда позаботятся, чтобы он был сыт и во что-то одет.
Жуя свою маковую росинку, присев на старом рюкзаке, носители пробуждают в людях лучшие чувства. «А если он не дойдет? Если в пути пропадет?». И тогда каждый встречный может стать тебе братом.
Проверено на себе в юности.
Чуть сложнее ресурсы достаются тем Искателям, которые смыкаются с Изгоями и Бунтарями, люди таких побаиваются, и они чаще всего
просто понемножку разбойничают или тащат то, что плохо лежит.
Более взрослый носитель архетипа Искатель, который обзавелся целью, уже внятно понимает, что ему нужно, чтобы все состоялось. Поэтому
он чинит свои корабли, изучает микробиологию и клепает компас из подручных обломков магнита. Его цель где-то впереди, и на нее
нужны деньги – перелеты и снаряга нынче дороги. Где взять средства на странствия? Искатель, конечно, не сибарит, но сам себя
не обеспечит, - пока другие работали, он таскался по неведомым землям.
А все просто.
Всякий Искатель – дотационный проект. У целеустремленного Искателя всегда есть доноры и меценаты. Какой-нибудь лорд
Гленарван, который снаряжает судно и забивает трюмы провизией. Имитаторы собирают обильные подношения от сочувствующих. И у любого подвида
Искателей иногда может обнаружиться в каждом порту по невесте – это способ получить тепло и ласку, которые, хоть и не еда,
но тоже нужны бренному телу и бродячей душе.
Есть еще духовные странники, они же – святые Искатели. Их люди кормят за то, что они не живут обычной
жизнию, а общаются с высшим, и могут замолвить словечко какому-нибудь Шиве или отцу Сергию. Для тех, кто подает святому
страннику, это такой способ подношения богам или высшим силам – через адептов. И пока человечество живо, в нем
будут рождаться странствующие дервиши, бродячие наставники и юродивые. Вот этим обычно не нужны ни спонсоры, ни
меценаты – разве что очередной храм построить, а они пойдут себе дальше. Их аскеза утоляется священным экстазом, тем
не менее, всегда находятся желающие обогреть. И чем глубже тот забрался в своих поисках, тем больше ему верят и спонсируют.
Обычно целеустремленные и святые Искатели вызывают уважение.
А бесцельные искатели и имитаторы – большие мастера развести на жалость.
Поэтизируется это на раз-два. «Что же ты ищешь, мальчик-бродяга, в этой забытой богом стране?
Что же тебя снова манит куда-то? Что ты так часто ищешь во сне?» - нет ответа. И не будет. Потому что девушки уже рыдают
сладкими слезами и тянут руки обнять. Поймать и отлюбить, выкормить грудью и борщом, срочно нарожать детей и
снарядить (а сначала попробовать не пускать) – ибо ведь когда он теперь домашнего попробует….
В общем, ни один Искатель не создает, не производит ничего нового, кроме нужных в путешествии вещей, его созидание замкнуто на него
самого (и не будет до тех пор, пока не покинет архетип), хотя иногда может получать за свои поиски деньги.
Он почти всегда завязан на дотации, и автономным бывает не так часто, как кажется снаружи. Это условие его игры. Искателя всегда будут питать и поддерживать другие люди.
Читайте во второй части: ИСКАТЕЛЬ И ДРУГИЕ ЛЮДИ: ТРОФЕИ, СОКРОВИЩА, КОЛЛЕГИ, РЕСУРСЫ И СЛУГИ
А пока вопросы по тексту. Можно отвечать не мне, а себе, а можно прямо в комментах, полезно будет.
- Если вы искатель, то какова ваша цель сейчас? Что ищете?
- Где вы берете ресурсы, чтобы добраться?
- Видели ли вы в реальной жизни искателей-имитаторов и истинных искателей? Различия какие заметили?
- Если рядом с вами возникает носитель Искателя, то готовы ли вы выступать меценатом, или играете какие-то другие роли?
ИСКАТЕЛЬ И ДРУГИЕ ЛЮДИ: ТРОФЕИ, СОКРОВИЩА, КОЛЛЕГИ, РЕСУРСЫ И СЛУГИ
Уже много прекрасного и полезного было сказано об Искателе, и уважаемый Тайный Эксперт (блин, а как его называть как-нибудь покороче?)
начал обширную тему про Искателя и других людей. Мне хочется подхватить и продолжить.
Как уже было отмечено ТЭ, Искатель не сообусловленный, стремящийся к автономности, тип, но так или иначе в отношения
вступает. Более того, в них нуждается, потому что без других людей недалеко он доберется.
И тут мы поговорим сначала про колхоз, то есть, про деловые-рабочие-дружеские отношения Искателя, а потом уже и про любовь.
КУДА ИДЕМ МЫ С ПЯТАЧКОМ?
Искатель, несясь по внешней реальности, все же обращен вовнутрь. Внутре у него не неонка, а внутренний компас, решающий все. Некое мироздание,
выстроенное из его, искательского, интереса, деятельного намерения и манящей далекой цели.
И это определяет отношения носителей архетипа с другими людьми.
Очень многих Искатель манит и привлекает, поэтому если у вас есть такой, манящий, то можно поразмыслить:
Кем вы для Искателя можете быть?
- Наставником.
О, Искатели очень хорошо учатся, но ровно до того момента, пока им надо. Как только
не надо, энтузиазм отключается, и на уроках чадушко рисует маршруты космических экспедиций, какое тут
обществознание, о чем вы. Среди Искателей троечников в разы больше, чем отличников. Но зато то, что они знают, они могут
использовать. Это воплощенная мечта хорошего преподавателя практической или естественнонаучной дисциплины.
- Меценатом и благотворителем.
Вложиться в чье-то путешествие на оленях или исследование выживаемости пингвинов – это прекрасный благотворительный жест, и
заодно – подношение всем богам дальних странствий, а также великому романтическому духу искательства.
- Верным помощником.
Тотошка с Элли, Санчо с Дон Кихотом, Ватсон с Холмсом. Паспарту с мистером Фоггом. Пятачок, наконец, вечный паладин Винни-Пуха.
Если вам самим не особо есть, чем заняться, а хочется интересного, станьте слугой или младшим спутником Искателя. Вам все равно придется
служить, но это будет необидно, потому что вы будете достоверно чувствовать, что служите не человеку, а великой цели. И он, ваш господин, тоже ей служит.
Это очень частый расклад, он эффективный – двое всегда лучше, чем один. Сейчас со слугами туго, но вполне можно нанять людей в команду.
Команда Искателем воспринимается как единый инструмент для достижения нужной цели. Это объектное отношение. Он ее может нежно любить и
беречь, но это всегда «я и моя команда», а не «мы одна команда». Потому что к цели идет он. Посредством команды.
- Другом.
Друг – это если в вашем пуле архетипов имеется тоже Искатель, и если вы периодически роете примерно в тех же областях.
Тогда друг-Искатель сдаст вам пароли и явки, нарисует все пройденные маршруты и подскажет, где лучше всего остановиться и поесть.
Взамен захочет того же. Если вы встретились с Искателем прямо в пути, то тут с вами разделят последнюю горбушку
и полспальника, но за это будут ждать, что вы тоже подставите плечо. Как только очередная экстремальная ситуация закончилась, два
Искателя обычно разбегаются. После консилиума по поводу карт.
В спокойные тихие времена тоскующие Искатели сползаются в какой-нибудь клуб и под рюмку чаю обсуждают,
кто где был и что видел (нашел, испытал). По углам строят новые планы на очередные приключения и скачивают чертежи самодельных плотов и атомных
реакторов. А если вы совсем не-Искатель, но друг Искателя, то либо вы Искателем уже когда-то были, либо вы Свой парень,
Мудрец или Маг. Свой парень вложится всем своим умением в какой-нибудь пепелац для друга-странника и будет рад напоить его пивом в
обмен на рассказы. Но если вы не Искатель, то ваша с Искателем дружба будет носить все равно несколько покровительственный, питающий характер. Но
зато вы будете слушать сказки странствий. Или истории об открытиях. Или вам расскажут поразительные факты, о которых вы и
помыслить не могли, и это изменит ваш мир. Иногда оно того стоит.
- Уютным перевалочным пунктом.
Если ваш Искатель заезжает раз в год, отвисает у вас три дня и потом куда-то снова девается, то это оно.
- Трофеем. Или Сокровищем.
На двух последних вариантах мы зададим сакраментальный вопрос – «а если это любовь?» и остановимся подробнее.
И Я БЫЛ БЫ ВЕРЕН ЛЮБИМОЙ СВОЕЙ, ЕСЛИ Б ОНА НЕ ЗАБЫЛА МЕНЯ
Как не полюбить Искателя, если он – сама жизнь? Как не обогреть?
Если вы из оседлых, но при этом полюбили Искателя (или Искательницу), то в какой-то момент вы можете стать объектом его естествоиспытаний, целью поисков.
Что произойдет потом? Когда первые восторги утолятся, и поцелуи перестанут быть электризующими, Искатель снова заинтересуется чем-то еще.
И тут вы поймете, что вы его (или ее) теряете!
Если вы уже успели привязаться, в этот момент вам придется туго. Искателям тоже приходится непросто, особенно, если их оседлые партнеры
пытаются их заземлить и оставить насовсем. Остановившийся Искатель сильно портится, и в итоге тот, кто его к себе привязал,
становится сам не рад. Потому что либо целью бывшего Искателя становится найти, «кто виноват» и выставить претензии, либо он ищет забвенья и отдельной
реальности в разных веществах, раз уж снаружи больше искать нельзя.
Вот, например, как может выглядеть вечерок томящегося Искателя и его женщины в описании Н. Гумилева
«У камина».
Наплывала тень... Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,
Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:
"Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;
Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,
И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.
Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.
Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река.
И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.
Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;
Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь, в четырех стенах;
Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны..."
И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.
Но сортового, породистого Искателя к батарее за ногу не прицепишь. Его не зафиксируют на месте ни златые горы, ни дивные перси, ни куча детей. Он рванет дальше, а что будет с вами?
А вы сначала соберетесь идти с ним, потому что жизни без него вам никакой нет (ну, вам так покажется сначала). И
если вам достаточно роли Тотошки или Паспарту, то все будет хорошо. Правда, любви будет поменьше, а хлопот побольше. Но
зато вы все преодолеете вместе, и вернетесь домой, неся под мышкой его лавровый венок. Очень часто жены
больших ученых или (сильно реже) мужья великих женщин-Искателей – именно спутники-слуги, которые путешествуют не по зову своей души, но по отсутствию личных дел и от большой любви. К сожалению, это не означает, что Искатель ваше долготерпение и кротость заметит, а если заметит, то высоко оценит. Он это все просто примет, и положит к ногам своей цели.
Если вам роль Пятачка не очень удобна, и вы начнете требовать равенства и внимания, то Искатель быстро затомится и куда-нибудь денется.
Даже от очень полезного в странствии партнера. И, прежде чем обижаться, давайте посмотрим, почему он так делает.
Искатель идет один, как мы уже упоминали. Это его внутренний квест с отражением в текущей действительности. Чтобы добраться, нужно
быть предельно автономным. Поэтому так много всяких штучек Искатель волочет на себе, и так много других штучек он вообще не берет.
И вот представьте себе: вы Искатель (мужчина). У вас до грамма выверена амуниция. И вдруг к вам пристегивается красавица-жена. Нет, она сама тоже умеет
нести рюкзак. Но внезапно появляются дети! Хозяйство! Восемь пар трусов! Автономность тает на глазах. Скорость одинокого волка и скорость каравана – это разные истории.
Кроме того, приходится выныривать изнутри наружу, чтобы быть понятным для спутницы. Искатель доверяет только себе и внутреннему
компасу, и иногда на вопрос «а почему мы тут свернули?» у него нет сил ответить, а иногда есть ответ «а потому что». Какая
женщина выдержит такое?
Поэтому Искатели стараются не брать в странствия своих партнеров.
Очень удобно усадить свою леди в замке. Чтобы сидела у окна и ждала. И была наградой возвратившемуся. Одиссева Пенелопа – яркий образчик того, как это все устраивается.
Таким образом, партнер не мешает в пути, и получает важную функцию в мире Искателя – он становится Трофеем. Или Сокровищем.
Трофей, он же Сокровище, хранится в надежном месте и ждет, пока Искатель вернется домой. Основная задача Сокровища – сохраняться в том же виде.
Когда Искатель возвращается к своему Сокровищу, он думает примерно так:
Более того, он это предельно искренне выражает, даже без песен. И партнер Искателя переживает очень важные, глубокие, архетипические состояния тоже.
Сравнимые с чувствами той же Пенелопы, которая была вознаграждена за много лет верности.
Всякий искатель позволяет своим милым прикоснуться к вечной саге «любовь и разлука», и тем драгоценен.
На этих качелях душа растет, и кое-что начинает понимать про жизнь, смерть, верность. Если возлюбленный или возлюбленная
сидит не в кабине самолета, а только на диване, выходя лишь в офис на службу, получить доступ к таким важным
переживаниям становится сложнее. Всякий Искатель – украшение вашей жизни, добавляющий изюма и смысла.
Однако же проходит несколько дней или пусть месяцев, и Искатель начинает нервно спать и плохо есть, а также глубоко задумываться прямо
посреди секса. Его мало-помалу захватывает идея новой дороги. И так всю жизнь по кругу.
У Александра Блока есть небольшое стихотворение, достоверно описывающее идеальные отношения с возлюбленной с точки зрения искателя. Там же
описан алгоритм возвращения и нового старта к приключениям с правильной реакцией женщины на это.
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь, не стучась...
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: "Здравствуй, князь.
Вот здесь у меня - куст белых роз.
Вот здесь вчера - повилика вилась.
Где был, пропадал? что за весть принес?
Кто любит, не любит, кто гонит нас?"
Как бывало, забудешь, что дни идут,
Как бывало, простишь, кто горд и зол.
И смотришь - тучи вдали встают,
И слушаешь песни далеких сел...
Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой - зовет и манит...
Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" -
И опять за травой колокольчик звенит...
Красотища. А что она там делает себе в тихом доме, заросшем бурьяном, пока его там труба зовет – это Искателю не очень
важно. Скажу совсем страшное – как только он скрылся за травой, он напрочь забыл, где эта улица, где этот дом, и какой
размер груди у этой женщины. Пройдет время, случатся некоторые приключения и лишения – и он потом вспомнит адрес
и вернется. Нет, он не негодяй, у него просто внимания не хватает на этот вопрос. Поскольку именно внимание –
главная валюта отношений, а у него все личные душевные средства инвестированы в естествоиспытания.
В комментариях к моему прошлому посту я уже отмечала, что Искатели – мастера вечного начала. Они не очень умеют
продолжать и развивать. Поэтому им спокойно и уютно, когда отношения строятся по схеме «здравствуй, дорогая,
завтра снова в путь». По сути, с дорогим для Искателя человеком он пытается провернуть один и тот же эпизод
начального периода отношений. Если Искателю не надо странствовать за его целью, он (она) будет уезжать на учебу, уединяться в
мастерской для вдохновения, ездить пожить к маме после ссоры и другими путями пытаться расстаться, чтобы встретиться вновь. И не
переходить к новым фазам отношений. Не потому что он негодяй, он просто не умеет дальше. Поэтому дети от Искателя – обычно проект
чисто женский. Он потом приедет и подарит африканскую маску. А вот это все, памперсы и очередь в садик – это
проходит мимо, потому что это задачи все-таки взрослого человека, которым Искатель в полной мере не является. А если Искатель –
сама женщина, то дети либо живут родительской кочевой жизнью, и быстро взрослеют и научаются быть юными лаборантами или
уличными циркачами, либо застревают у своих бабушек и выращиваются там.
И давайте только не забывать, что я пишу про самые яркие выражения архетипа, а в жизни бывает и помягче, но узнать можно.
ИСКАТЕЛЬ ПЛЮС ИСКАТЕЛЬ: ВДВОЕМ ВДВОЙНЕ ВЕСЕЛЕЙ?
А вот эту историю рассмотрим отдельно.
Когда встречаются два искателя и влюбляются друг в друга, то развиваться это может так:
- Искатель искателю напарник.
Это долгосрочные отношения, брак, семья, все такое. Это очень редкий вариант. Потому что совпасть полностью в направлении своих
исследований везет не всем, а если интересы различаются, то поиски будут проходить в разных местах. Если
вы вдруг встретите пару двух Искателей с одной целью, вы увидите подозрительно автономных существ, никаких «мы будем делать
все вместе», знаете ли. В это же самое время они будут похожи. Повадками, пластикой, иногда даже лицами.
- Бурная ночь у костра.
Искатели, встретившись, испытывают сложные чувства. Во-первых, они чуют своего, а
это ведь всегда драгоценность – встретить кого-то, кто такой же. Во-вторых, они сразу понимают
, что у них мало совместного времени, есть только сейчас, и это надо использовать на всю катушку.
- Друг, товарищ и брат.
Довольно часто бывает, что люди с архетипом Искателя при взаимном притяжении и восхищении осознанно не идут ни на какие интимные отношения,
предпочитая завести дружбу. И уж тогда сколько радости при редких встречах, какой концентрат тепла и приязни. А наутро «тебе туда, а мне как раз оттуда».
Если обобщать совсем уж широко, то получится, что отношения с Искателем очень похожи на юношеские отношения: много
интересных событий, много рокировок, и непонятно, что дальше.
Искателю трудно развивать отношения, его партнеру трудно ждать, когда же наконец все перейдет
в стадию «я построю для тебя дом, в нашей детской по утрам – свет». Если ваш Искатель вцепился
в свой архетип надежно, то это значит – никогда. Вы можете надавить, и отвести Искателя в загс, но
толковым мужем или женой он от этого не станет, он просто не очень понимает, что ему в этой роли делать.
Поэтому любите уж его, как есть. Он вечный странник, он овеян ветрами романтики, и пусть в вашей сокровищнице
с опытом будет и такая история: «как я любил Бродячую Циркачку». Или «как я была женой Сумасшедшего Профессора». Это точно сделает
вас опытнее, глубже и терпимее, особенно, если вы будете хорошо понимать суть существа, которое осенило вас своим набитым рюкзаком.
|