Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии, частный сыщик по внутренней Монголии
Еще статьи эксперта
Январь - ИСКАТЕЛЬ
Февраль - МУДРЕЦ
Март - МАГ
Апрель - ОПЕКУН
Май - ПРАВИТЕЛЬ
Июнь - ТВОРЕЦ
Июль - ЛЮБОВНИК
Август - СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ

 
Июль - Любовник
Еще об архетипе:
ИРИНА КОРУНКОВА
ОЛЬГА НЭЛТ
АННА ЛЯНСКАЯ
ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
КИРА ФЕКЛИСОВА
НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
АЛИНА ШМАНЕВА
СВЕТЛАНА КОМАРОВА
ОЛЬГА РЕДЬКО
ЛАМИЯ
 

ЛЮБЯЩИЙ/ЛЮБОВНИК/ЭСТЕТ/РОМАНТИК – КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?

Я приступала к этому тексту с желанием «буду краток»(с), но не вышло. Потому что внезапно пути мои пересеклись в работе с двумя яркими представителями архетипа. И тут я осознала, что раньше я не очень их понимала. И вообще была в полушаге от того, чтобы слить архетип. А раз уж мне дали возможность увидеть и соприкоснуться, пришлось написать все это, потому что аж пальцы жжет.

Все большое человеческое приключение рулится двумя огромными силами. Сабина Шпильрейн, ученица Зигмунда нашего Фрейда, определила их как инстинкт жизни и инстинкт смерти, Либидо и Мортидо. Эту же парочку многие знают, как Эрос и Танатос. Танатоса мы пока тревожить не будем, нам бы с его спутником разобраться.

Что происходит с человеком, когда он рождается? Он поглощает либидо, он впитывает витальность, растворенную в тепле рук, в молоке матери, в ласковых словах. Пройдет время, и полученное будет отдано вовне. Выросший человек теперь может не только впитывать любовь, но и выделять ее. Собственно, этот абзац и описывает то, что является путешествием по архетипу Любовника/Любящего.

Еще важно определиться с самим понятием «любит», а то, знаете, всякое подразумевают. В нашем случае предлагаю считать любовию именно глагол, выражающий «бескорыстную заботу о другом себе же на благо» (Н.Д. Линде). То есть, это некая заметная снаружи деятельность (вот, например, секс или садовничество), а не то, что происходит втайне в нашей широкой душе или богатом внутреннем мире.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КВЕСТ: НЕ БОЙСЯ, Я С ТОБОЙ

Вы думали, в архетип «Любящий» люди забредают, потому что в жизни не хватает гламура, нарядов и эстетства? Нет, не за этим.

Архетип Любящий в его философском описании - это история о том, как любовь преодолела страх, и страха не стало, а любовь осталась. Или еще короче: это та часть сюжета, где либидо танцует, а мортидо незаметно курит в уголочке и любуется этой пляской.

Антоним любви – конечно, не ненависть, ненависть ее частный случай. И даже не безразличие. На противоположном от любви конце мира – страх. Это проиллюстрировано, в том числе, биохимически.

Либо ты боишься, либо ты любишь. Выбор головокружительный. Все люди боятся, поэтому, как только ты начинаешь любить – ты мячиком выпрыгиваешь из человеческой своей природы и приближаешься к своей же божественной сути.

Итак, главная задача Любящего - оставить страх. Перерасти его. Перестать в нем нуждаться. Я понимаю, задача для Будды, но я видела таких. Это не делается позитивными практиками, аффирмациями и даже йогой. Но это иногда происходит по ходу жизни и осознания. Если ты много боишься за кого-то, ты можешь думать, что ты его таким способом любишь, но на самом деле твои чувства посвящены не ему, а тебе. Но как любить, когда так страшно?

Мы с детства обучены тревожиться за близких, покрываться ледяным потом от страха за детей и устраивать сцены возлюбленным из опасения, что иначе они нас бросят. Всякий боящийся переживает свою беспомощность. Когда мы боимся, мы регрессируем в детскую нашу часть, у которой мало сил, мало опыта, которой некому помочь. В таком состоянии другие люди не очень заметны, потому что мы заныриваем в свое «ой», и можем проживать и учитывать только это.

Вопрос переживания любви вместо страха – это выбор жить, а не умирать. Когда человек любит, он не боится даже черта лысого. Ему нечем, он занят. На клеточном уровне. Чтобы сбавить градус пафоса, я вам сейчас дам мое любимое обоснование этой идеи. Я считаю, что если мы имеем дело с истинными законами этого веселого мира, мы увидим подтверждение сих законов на разных уровнях бытия. Поэтому про любовь и страх я хочу привести иллюстрацию из мира химии.

Если коротко на пальцах, за проявления любви (от сексуального возбуждения до нежности) отвечает гормон окситоцин. Его еще называют гормоном доверия. Он снижает тревожность, облегчает контакты с другими людьми, и даже содействует выработке эндорфинов (эти гормоны отвечают за счастье). Окситоцин выделяется в момент оргазма, в родах, он требуется, чтобы пришло молоко.

Когда мы впадаем в беспокойство, страх, стресс, в числе прочих гормонов по нашей крови начинает гулять адреналин. Бодрит, стимулирует реакции «бей или беги». И он известен еще тем, что подавляет секрецию окситоцина. То есть, пока вы боитесь – никакой любви. Недаром напуганные или раздраженные самки животных перестают рожать и отказываются от секса (люди тоже часто сталкиваются со «слабостью родовой деятельности» или просто не испытывают оргазм). Либо у вас в крови адреналин, либо окситоцин, одновременно не бывает.

Тут основное приключение – освободиться от страха. Люди, которые себя активно украшают, в том числе, хирургически – боятся. Люди, которые вкладывают кучу ресурса в то, чтобы выглядеть заманчиво – боятся. Одиночества, того, что выберут не их, того, что они недостаточно хороши и не заслуживают любви. Это реально страшно (особенно внутреннему ребенку), и, чтобы отвлечься, люди практикуют социальные любовные игры.

В ТЕНИ ЛЮБОВНИКА

Одна из привычных всем Теней архетипа – хищник: «Я украшу себя, а когда ты придешь поклоняться моей красоте - я съем тебя». Существо, которое охотится с помощью красивой приманки, и утоляет основные потребности как росянка.

Вторая Тень – ловушка для тех, кто уверен, что уж они-то отдают себя возлюбленным щедрой рукой. Это пассивно-агрессивный контролер: «Я боюсь за тебя и буду управлять тобой». Но мы помним, что как только в дело вмешивается страх, любовь покидает дом.

Несчастлив тот, кто остается в объектной части архетипа, не выходя дальше. Третья из Теней Любовника выглядит как резиновая секс-кукла: «Я буду хороша для тебя, и когда ты будешь поглощать меня, я буду знать, что я есть и нужна».

Абсолютный объект, отказавшийся чувствовать, но дарящий чувства. Безупречно красивая, молчаливая, не стареет - совершенно дохлая. Когда ледиз проводят часы перед зеркалом или в примерочных, когда они перешивают грудь в пятый раз и подкалываются в сотый – это как раз там. В тени Любовника.

ФАЗА 1. А НУ, СКОРЕЙ ЛЮБИТЕ НАС!

Всякий в этом архетипе начинает как объект. Этот этап очень хорош для отращивания адекватной самооценки, самовосприятия и мировоззрения.

И Эстет, и Влюбленный заряжены на прием. Они готовы поглощать. Впечатления, дорогие наряды, поклонников. Восхищение и деньги. Объект своей любви. Иллюстрация: чье-то стихотворение из юношеского журнала, автора я не помню, но строки врезались в память.
«Я бы хотела, любя и любя,
Черпать и черпать тебя из тебя,
Я бы хотела сегодня и впредь
Слушать и слушать, смотреть и смотреть»…

В начале пути через архетип Любовника эти строки кажутся описывающими именно любовь, но на самом деле – жажду, конечно. С этого начинается наша жизнь: люди приходят «с просьбой о любви», как говорила требовательная Марина Ц. Главное, чтоб мы потом выросли и научились разным другим упражнениям.

Невинный купается в любви близких, Сирота пытается прибиться хоть к кому-то, у Эстета/Любовника уже есть некоторое количество ресурса, но он его направляет в этой фазе архетипа не внутрь, а вовне. Чтобы привлечь кого-то другого, кто возьмет его на ручки и понесет в постель. Или просто будет восхищен и похлопает.

На этапе «я хочу» человек может быть ужасно мил или крайне доставуч, зависит от воспитания и степени нужды. Есть общее: это отсутствие рефлексии и эгоцентризм, такой же, как у маленького ребенка. Но ребенка вы на свет родили, он вам не чужой. А если так себя ведет взрослая особь, это становится либо смешно, либо неприятно. Это классический кадавр Стругацких, вечно жаждущий и переживающий лишь краткие пароксизмы довольства.

Значительная часть песенной эстрады описывает разные состояния такого жаждущего персонажа: «Не со мною ты! Не со мной!», «Ты замуж за него не выходи!» (плач по утраченному или недоступному ресурсу), «Ты - мой свет, ты - моё Солнце, От огня горела душа. Ты - мой враг, ты - моя гордость; Я так сильно люблю тебя!» (кадавр добыл и поглощает, пароксизм довольства).

Да простят меня уважаемые собравшиеся, сейчас я вдарю утюгом по гардеробу. Чем дольше я играю в эксперта по архетипам, тем меньше я вижу прямую корреляцию меж гардеробом и сутью. При этом отражение сути обычно в человеке ясно видно, но – осмелюсь предположить, оно видно не в одежде, а в чем-то другом, что мы считываем неосознанно. В пути, отпечатавшемся в лицах и душах. Тем не менее, в некоторых ипостасях архетипа Любовник/Романтик/Эстет крайне декоративен, отчего узнаваем. И у этого есть свои причины.

В этом много дефицита. Большая часть демонстрирующейся сексуальности – мольба о близости, которая не сбудется. Потому, что ключи ищутся не там, где их потеряли, а под фонарем. Причина и следствие попутаны, поэтому косметическая и модноодежная промышленности будут процветать вечно.

В отрочестве женщина и мужчина почти всегда проходят путь украшения себя для других людей. Чтобы смотрели. Чтобы писали записочки. Чтобы приглашали на танец. В этих блужданьях иногда люди теряют много своего собственного. Неловко и смешно смотреть на женщин других архетипов (младших, конечно), которые сильно украшены косметикой и сильно обнажены одеждой, при этом приняв эротические фото-позы. Всяк, кто следует за этим призывом, должен знать, что его никогда не увидят: жаждущее существо может замечать только свою жажду. Зато секс будет, да. Наверное.

Пока носитель архетипа в объекте – в Эстете, в гламурном денди, в Романтике – он боится: потерять лоск, старости, стрелки на чулке, и далее везде. В начале, в этой ипостаси происходит много доделок и доработок себя. «Да, да, если вы хотите полюбить меня физически, я буду генерировать запах течки, пухлые от поцелуев губы, декольте до талии, гульфики до колен и прочие атрибуты желающего существа, потому что мне выбирать не приходится, мне надо, чтобы меня любили».

Не стоит думать, что первая фаза чем-то плоха. Чем больше прекрасного, полезного, высококачественного попадет внутрь на этом этапе, тем красивее будет то, что мы обнаружим в третьей фазе.

ФАЗА 2. ЧЕСТНЫЙ ОБМЕН, ИЛИ ОСВАИВАЕМ ПОЗУ 69

Когда личность подрастает в архетипе (а это старший архетип все-таки, и не все туда доползают), черные дыры зарастают, ямы постепенно затягиваются, и внимание человека направляется с этого момента не только вовнутрь, но и наружу. С этого момента с ним можно делать дела и делать любовь. Потому что тут уже возможен обмен.

Monica Bellucci & Vincent Cassel

Не факт, что всегда равноценный, ведь цену мы назначаем изнутри, и она может сильно отличаться от общей по рынку. И сердечная улыбка может нам даться дороже, чем колье с бриллиантами, такое случается. Поэтому с обменами все не сильно упрощается, зато появляется возможность учиться кого-нибудь понимать. В этой фазе находится большинство игроков большого секса – фертильных женщин и мужчин (предыдущим товарищам из фазы номер один часто просто не дают, или дают на специфических условиях полного подчинения, например).

Если вы умеете меняться, да еще иногда обдумываете, что чего стоит для них и для вас, это означает, что вы учитесь. Чем больше с вами случается обменов (я не про сексуальных партнеров, потому что в Любовнике/Любящем все не только про секс), тем больше вы понимаете о себе и людях. Чем больше вы понимаете, тем бережнее вы к себе и к ним. Чем бережнее вы к себе и к ним, тем эффективнее ваш энергообмен и энергоемкость. Это закон, иначе не бывает. И вот наступает момент, когда вам вдруг всего начинает хватать. Не потому, что вам этого надавали другие люди, а потому, что в этом бесконечном нежном и больном танце обменов с ними вы отрастили себе дзен. И это самая крутая фаза, если вы добираетесь, вы получаете суперспособность открывать сердце и не истекать кровью при этом.

ФАЗА 3. ОТДАВАТЬ ОТ ИЗОБИЛИЯ И ПУСКАТЬ СИЛУ В РОСТ

Я бы построил семь любилен
На тихом склоне
Не потому что я дебилен
Или нескромен.
Я просто так красив и сочен
И так обилен,
Что мне не хватит, это точно,
Шести любилен.
Т. Олейник

И у персонажей в этой стадии мы видим все то же либидо, но двигающееся изнутри наружу. Не потому, что «люди просят, надо дать», не потому, что «иначе он уйдет», не потому даже, что «тогда мне тоже дадут», а потому, что тепла, покоя и живой витальной силы внутри стало много, и становится интересно: если излишки выпустить наружу и применить к имеющемуся миру вокруг – что будет? И тут начинается Любящий. Не обожатель, рыдающий под балконом. Не томная дева, хранящая верность полвека. Любящий – это проще и гуще.

Женщина на фото - Sarah Wiley.
Мужчина на фото: Би Джей Миллер, врач, паллиативный терапевт, исполнительный директор хосписа Дзен
(его выступление на TED о неотвратимости смерти и необходимости удовольствия на последней стадии жизни)

Эти заинтересованные товарищи, которые заняты извлечением своего внимания и приложением его к любым явлениям, местам и персонажам, сильно меняют окружающую реальность. Она от этого цветет, как всякое возлюбленное существо.

Витальность не всегда облечена в одежды сексуального объекта. Но ни одно живое существо не спутает плещущееся либидо ни с чем другим. Это сама жизнь. Если человек видит других существ, других людей и способен выражать им свою жизнь, - он в архетипе Любящего. И нет силы пуще либидо, а мортидо пусть подождет своего часа.




Подробнее об эксперте в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/887231.html
Материал и обсуждение в ЖЖ:http://hloflo.livejournal.com/967075.html


© 2015-2018 hloflo